Первый слайд презентации: Педагогические функции и умения
Слайд 2: Функции и действия (умения )
Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных ( самоконтрольных ), оценивания ( самооценивания ) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.
Целеполагающие: Организационно-структурные: Ориентационная Развивающая Мобилизующая И нформационная Конструктивная Организаторская Коммуникативная Гностическая
Слайд 4: Ц елеполагающие функции
Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. Здесь возникает важная психологическая проблема профессиональной подготовки педагога в плане обеспечения его возможности определять (диагностировать) актуальный уровень развития лежащих в основе этих функций способностей.
Слайд 5: О рганизационно-структурные функции
Эта группа функции предлагает высокий уровень развития академических, перцептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека, что должно быть объектом осознания самого учителя. Наряду с коммуникативной функцией большой интерес для учителя представляет исследовательская (гностическая) функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реалистичности собственной оценки (самооценки).
Слайд 6: Педагогические умения
представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя ( преподавателя ) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
Слайд 7: Дидактические умения учителя: ( А.И. Щербаков, А.В. Мудрик )
Умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение. умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.
Слайд 8: Умения учителя ( А.К. Маркова):
Первая группа — умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач. Вторая группа — умения, отвечающихена вопрос «чему учить », умения, отвечающие на вопрос «кого учить », умения, отвечающие на вопрос «как учить ». Третья группа —умения использовать психологопедагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта. Четвертая группа — это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач. Пятая группа — это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. Шестая группа — это умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога. Седьмая группа — умения осознавать перспективу своего профессионального развития. Восьмая группа — объединяет умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года. Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников.
Слайд 9
Педагогические умения, по А.К. Марковой, соответствуют разным позициям учителя. П рофессиональные педагогические позиции — это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. В педагогической деятельности проявляются разные позиции учителя: субъекта информации, предметника, методиста, исследователя, организатора деятельности обучающихся. В общении учитель выступает с позиции организатора, партнера и фасилитатора этого процесса.
Слайд 10
Внутренняя связь понятий «педагогическая направленность», «педагогическая центрация » и «педагогическая позиция» позволяет говорить о их общей соотнесенности с педагогическими действиями, или умениями. В силу этого совокупность профессионально-педагогических действий всегда выявляет позиции ( центрации, направленности), и наоборот, педагогические умения репрезентируют как саму личность учителя, так и его деятельность и взаимодействие с обучающимися.
Слайд 11
Реализуемая системой профессионально ориентированных действий (умений) педагогическая деятельность представляет собой сложную функционально-операциональную структуру, где существует неоднозначная и неоднородная связь между функциями и педагогическими действиями (умениями), отражающими определенную позицию учителя.