Первые теории дизайна — презентация
logo
Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
  • Первые теории дизайна
1/25

Первый слайд презентации: Первые теории дизайна

Изображение слайда

Слайд 2

Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают парадокс середины XIX в. - бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее.

Изображение слайда

Слайд 3

Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.

Изображение слайда

Слайд 4

Развитие индустриального производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу. Упадок художественного качества массовой индустриальной продукции по сравнению с ремесленными образцами волновал многих специалистов, занимавшихся проблемами искусства и промышленности.

Изображение слайда

Слайд 5

Изделия промышленного производства в подавляющем большинстве представляли сплошную путаницу стилей. Окрашенные и разрисованные без всякой связи с материалом и формой, они были изготовлены с полным пренебрежением к исконным традициям частного ремесленничества. Сложившаяся ситуация не могла не вызывать протестов.

Изображение слайда

Слайд 6

Этот протест выразился, прежде всего, в теоретических работах английского философа и теоретика искусства Джона Рёскина (1819-1900).

Изображение слайда

Слайд 7

Он был всесторонне одаренной личностью: талантливым художником-графиком, поэтом и ярким публицистом, что обеспечивало ему и его идеям необыкновенную популярность.

Изображение слайда

Слайд 8

У Рёскина, принадлежавшего к поколению поздних английских романтиков, противоречие между техникой и искусством решалось путем полного отрицания техники и машинного производства, что придавало его теории реакционно-утопическую окраску. Он страстно любил раннюю готику и боролся за возрождение ремесел в том самом виде, в котором они существовали в эпоху Средневековья.

Изображение слайда

Слайд 9

Несомненная заслуга Рёскина состоит в том, что он первым обратился к вопросам промышленного искусства. До него искусствоведение, как правило, занималось лишь «изящными искусствами» - музыкой, поэзией, живописью. Рёскин же считал искусство бытовой вещи своего рода основополагающим в иерархии искусств, так как, пояснял он, сначала появляются одежда, утварь, мебель, а уже потом картины и статуи.

Изображение слайда

Слайд 10

В эстетике Рёскина была прогрессивная мысль, отличающая его концепцию от других эстетических теорий того времени, - утверждение органических связей между красотой и пользой: Рёскин определяет красоту храма соответственно его пользе как убежища от непогоды, красоту кубка - пропорционально его полезности как сосуда для питья и т. д.

Изображение слайда

Слайд 11

И хотя всем своим существом он протестовал против машины и машинной продукции во имя сохранения рукотворной красоты человеческих творений, эстетика Рёскина была тем первым кирпичиком, с которого начала складываться эстетика машинной продукции.

Изображение слайда

Слайд 12

Следующий шаг в теории дизайна - это постепенное осознание и признание роли техники, причем пока еще не передовой техники, а техники вообще.

Изображение слайда

Слайд 13

Здесь большую роль в понимании общих принципов производства красивых и технологичных вещей сыграли теоретические труды крупного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879).

Изображение слайда

Слайд 14

В своей книге «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по развитию национального вкуса в связи с выводами Лондонской промышленной выставки» Земпер отмечает, что неудовлетворительное положение в художественной промышленности основано на «отсутствии таких уже требуемых наукой материалов, которые придали бы новым творениям качество строгой необходимости».

Изображение слайда

Слайд 15

Он утверждает, что нет принципиальных различий между архитектурой и прикладным искусством. Нет «высокого» или «низкого» искусства - они равны в том, что полностью подчиняются общим законам природы и выше ее идти не могут.

Изображение слайда

Слайд 16

Всемирную известность в теории дизайна Земпер завоевал своим фундаментальным трудом «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», первые два тома которого вышли в 1860 и 1863 гг.

Изображение слайда

Слайд 17

Основное, что ввел Земпер в будущую теорию дизайна, - это учение о причинах, определяющих характер форм вещей. По Земперу, форма каждой вещи определяется: целью, которой эта вещь служит, то есть ее функцией; материалом, из которого она сделана; характером технологии производства этой вещи.

Изображение слайда

Слайд 18

Мысли Земпера дали возможность иначе взглянуть на вещи и понять, что их форма и декор не произвольно определяются волей художника, а неразрывно связаны с функцией, зависят от материала и от способа производства.

Изображение слайда

Слайд 19

Учение Земпера было шагом вперед по сравнению с яркой, но по сути романтическо-реакционной проповедью Рёскина. Земпер тоже считал, что в его время наблюдается упадок художественного вкуса, но при этом он не выступал против машинного производства. Он старался понять закономерности нового способа производства изделий, его специфику и особую эстетику.

Изображение слайда

Слайд 20

Первым, кто поставил вопрос о форме машин, был выдающийся инженер и теоретик машиностроения Франц Рёло.

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22

Рёло не разделял пессимистических взглядов Рёскина и Морриса на роль технического прогресса и машины в жизни человеческого общества. Он не отрывал развития техники от общего развития человеческой культуры и начал с того, что провозгласил возможность единого гармонического развития искусства и техники.

Изображение слайда

Слайд 23

Общий же вывод, к которому пришел ученый, был следующий: техника, основанная на науке, или научная техника, по его терминологии, становится «носительницей культуры, сильною, неутомимою работницей в деле цивилизации и образования рода человеческого».

Изображение слайда

Слайд 24

Рёло не говорит ни о каких воспитательных или социальных целях дизайна, как это делал Рёскин, не интересует его и связь промышленного дизайна с рынком, чему немало внимания уделял Земпер, однако он впервые в истории дизайна связывает технику с культурой.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Первые теории дизайна

Рёло утверждал, что развитие техники не только не является угрозой для развития культуры, но она сама является носительницей культуры, и в этом постулате - новое понимание промышленного дизайна, который также может стать одним из факторов формирования новой, индустриальной культуры.

Изображение слайда

Похожие презентации