Слайд 2
Если оглядеться вокруг, то нас повсюду окружают вещи: мебель и посуда, ручка и портфель... Человек их создал, чтобы облегчить себе жизнь, сделать её более удобной.
Слайд 3
Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант назвал вещи «второй природой». «Вторая природа» – предметный мир, нас окружающий.
Слайд 4
С самых древних времён начинается облагораживание внешних форм предметов, поиск наиболее выразительных пропорций, полировка и отделка поверхностей. Благодаря стремлению человека окружить себя красивыми и удобными вещами и появилось особое искусство – искусство дизайна, произведениями которого и стали удобные и красивые вещи.
Слайд 5
Вещь родственна зданию своей конструктивной природой. Подобно зданию она строится.
Слайд 6
В любой вещи, вне зависимости от ее назначения, можно выявить конструкцию, или структуру, и обнаружить взаимное сочетание объемов.
Слайд 7
Форму вещи, как и конструкцию здания, можно свести к простейшим геометрическим телам.
Слайд 8
Но порой это очень сложные формы: каплевидные, сферические, изогнутые, перетекающие из одной в другую.
Слайд 9
Откуда же художники-дизайнеры заимствуют свои идеи? Формы многих предметов заимствованны у природы. Посмотрите и определите, что подсказало человеку форму автомобиля.
Слайд 12
Красота не существует сама по себе, отдельно от предмета, а является наиболее полным и точным выражением предназначения вещи, ее функции. Создавая новую красивую форму, нужно помнить основное правило дизайна: форма предмета должна отвечать его функциональному назначению. Наилучшая форма – это результат наиболее полного выражения сути вещи, ее функции.
Слайд 13
Каждое новое поколение художников, делая вещь наиболее красивой, пытается достичь идеала и в форме. Форма самолета изменялась в соответствии со стремлением достичь наибольшей скорости и приобретала более обтекаемые, пластически выразительные формы.
Слайд 14
Каждая вещь создана для чего-то, чтобы принести человеку пользу, она всегда утилитарна, то есть рассчитана на практическое применение. В вещи воедино слито художественное и утилитарное, красота и польза
Слайд 15
Когда исчезает дело, для выполнения которого предназначена вещь, исчезает и отмирает она сама. Так исчезли примусы и конки, шарманки и граммофон. Зато родились неведомые в прошлом компьютеры и ракеты, ретрансляторы и подлодки.
Слайд 16
Со временем художественная ценность вещи как предмета искусства возрастает, а ее практическая эффективность часто уменьшается.
Слайд 18
Инсталляция - в искусстве - пространственная композиция, созданная художником из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации.
Слайд 19
Считается, что, становясь элементом художественного замысла, вещь освобождается от своей утилитарной функции и приобретает символическую функцию. Инсталля́ция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.
Слайд 20
Инсталляция — не механическое соединение вещей, а искусство высекать мысль из самой вещи, делать её выражением своего замысла, творить новый художественный мир по законам композиции.
Слайд 22: Задание 1
Выполнить инсталяцию. Порядок выполнения инсталляции. 1. Выбираете тему инсталляции (картина вещами). 2. Подбираете вещи, связанные с выбранной темой. 3. Берёте рамку для картины. 4. Красиво располагаете предметы в рамке и около неё. Помним про композицию.
Слайд 24
Каждая вещь имеет утилитарный смысл и предназначена для какой-то цели. Предназначение вещи во многом определяет материал, из которого она сделана. Представим на мгновение, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза из шерсти, а носки из стекла. Они не смогут выполнять свое предназначение. Функция вещи влияет не только на ее форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создается.
Слайд 25
Если материал выбран без учета функции вещи, то эту вещь невозможно использовать по ее прямому назначению.
Слайд 26
Дизайн – искусство и порождение промышленного века. Он зависит от развития науки и техники, которые дают дизайнеру и архитектору материалы для творчества.
Слайд 27
В современных конструктивных искусствах это стальной прокат и железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры.
Слайд 28
Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям обработки (клееная древесина), позволяет создавать немыслимые прежде конструкции.
Слайд 29
Сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи или здания. Например, стул сперва был из дерева, и это определяло его форму: прямолинейность, жестковатость и грубоватость конструкции. С появлением металлов, а затем пластмасс форма стула приобрела пластичность.
Слайд 30
То же и в архитектуре: мосты сперва были деревянные, и это диктовало соответствующие конструкцию и форму. Кирпич позволил усложнить и разнообразить форму. Появление железобетона сделало реальностью самые сложные конструкции (например, подвесные).
Слайд 31
Появление новых материалов меняет устоявшееся понимание тектоники зданий и традиционные подходы к формообразованию вещей.
Слайд 32
Появляется возможность создавать новые, невиданные раньше конструкции, оригинальные формы.
Слайд 33
Возникновение новых материалов меняло и сам процесс изготовления вещей и строительства зданий.
Слайд 34
Возникают непривычные нашему сознанию пневматические и надувные строительные конструкции. Все это последствия закона взаимодействия формы и материала. Меняется материал и меняются способы работы с ним.
Слайд 35
Фантазия и воображение художника подпитываются новым, пристальным взглядом на природу. Глубокое понимание ее «архитектуры», закономерностей ее «строений» стало благодатной почвой для возникновения неожиданных конструктивных идей в архитектуре, порожденных анализом природных форм – бионикой.
Слайд 36
Часто оригинальные вещи, детали интерьера дизайнеры конструируют из природных материалов или уже готовых вещей, придавая им иную, нежели прежде, функцию.
Слайд 37
Не богатство материала, а острота художественного видения и конструктивное мышление являются решающим фактором дизайнерского творчества. Перед вами фантазийные проекты вещей различного назначения, в которых используются свойства одного и того же материала (моток проволоки).
Слайд 38: Задание 2
Проект «Из вещи — вещь». Переосмысливая назначение старой и ненужной вещи и используя её лишь как исходный конструктивный материал, создайте одну вещь с новыми функциями, новым конструктивным смыслом и образностью. Трансформация может происходить как путём добавления новых элементов, так и путём сокращения вещи. Определите функцию созданного объекта и дайте ему название. Пример. В основе конструкции этих вещей катушки из-под клейкой ленты