Первый слайд презентации: Письменная речь, чтение и письмо: психологический анализ
Чтение и письмо- близкие, взаимосвязанные навыки, что определяется их историческим родством, сходством психологической структуры и психофизиологических механизмов, синхронностью обучения этим навыкам в школе.
Слайд 2: ЦЕЛЬ
1. Проследить «родственные отношения» чтения и письма при рассмотрении их психологического состава
Мотив к деятельности Ориентировка в задании Ознакомление с условиями Определение цели ______________________________________ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: - прослеживать текст взглядом, не отвлекаясь на посторонние воздействия, не «теряя строку» -постоянно контролировать себя !!!!! ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ – произвольная регуляция чтения
1. ПЕРЕРАБОТКА зрительной информации. Зрительное восприятие букв, слогов, слов. Механизм восприятия. Гностический и глазодвигательный механизмы чтения тесно связаны. СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ д вижения глаз САККАДЫ; в осприятие изображения р егрессивные движения глаз а нтиципирующее движение глаз
Слайд 7: 2. ПЕРЕРАБОТКА ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ (полимодальной) информации
Зрительное восприятие графем (букв) при чтении сопровождается их переводом в акустический, речедвигательный аналог – звук. Процесс перекодирования при чтении, перевода невербальной информации в вербальную. СУЩНОСТЬ ПЕРВОГО ЭТАПА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ – УСВОЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Слайд 8: 3. ПЕРЕРАБОТКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПЕРЕРАБОТКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ - ПЕРЕВОД ГРАФЕМЫ В ФОНЕМУ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ ВОСПРИЯТИЕМ. В современной методике обучения грамоте принят слоговой (позиционный) принцип чтения (МА, МЯ, МИ, ТУ, ТЮ)
Слайд 9: ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ
Основная задача: овладение навыком слогослияния. При объединении звуков в слог необходимо: перейти от изолированного звука к позиционному, т.е. выбрать верный АЛЛОФОН (вариант звучания); п ереработать кинестетическую информацию (отобрать нужные артикулемы, обеспечить плавность их слияния (серийную организацию движений). По мере овладения ребенком технической стороной чтения происходит последовательное укрупнение оперативных единиц чтения.
Слайд 10: Этапы формирования навыков чтения (по Т.Г.Егорову ):
1. Ступень овладения звуко -буквенными отношениями. Оперативной единицей чтения является буква. Ребёнок демонстрирует побуквенное чтения. 2. Ступень слогового чтения. Единицей чтения является слог. 3. Ступень становления синтетических приёмов чтения. Тип чтения – слоговой с элементами синтетического. 4. Ступень синтетического чтения. Ребёнок оперирует целыми словами и группами слов, бегло и правильно прочитывает целые предложения. ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ.
Слайд 11: ЧТЕНИЕ ОПЫТНОГО ЧИТАТЕЛЯ – ЭТО…
а нтиципирующее чтение, которое опирается на предвосхищение смысла. СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ ( В.Г.Горецкий, Т.Г.Егоров, Л.И.Тикунова, Л.С.Цветкова ). Условия понимания текста. Развитие лексической стороны речи (овладение прямым и переносным значением слов; сформированность словаря). Овладение грамматическими представлениями как условие целостного понимания предложения. Объём оперативной памяти Избирательность активации ( неспецифический компонент).
Слайд 12: Психологическая структура письма
Произвольная регуляция (планирование, реализация и контроль актов письма). Фонемное распознавание (ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ). ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ состава слова (определение количества и последовательности звуков). Сохранение звуков в памяти. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ осуществляются слухо -артикуляторным путём. 5. РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ в процессе письма.
Слайд 17: Это интересно
Самуэль Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей » Макдональд Кричли « Дислексия развития » Зденек Матейчек «Нарушения формирования чтения». Стандартизованная методика диагностики дислексии, которую я создал КОРНЕВ, во многом базируется на опыте Матейчека. Зденек Матейчек считал, что разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии.