Первый слайд презентации: Лекция 6 Принципы, методы и средства обучения иностранным языкам
Слайд 2: План
Принципы обучения ИЯ как концептуальные положения методической системы Методы обучения ИЯ Средства обучения ИЯ
Принципы обучения – это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения ).
Слайд 4
ПРИПЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Дидактические Лингвистические Психологические Собственно методические Сознательность Активность Наглядность Прочность Доступность и посильность Межпредметная координация Межкультурное взаимодействие Профессиональная компетентность преподавателя Системность Концентризм Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи Функциональность Стилистическая дифференциация Минимизация языка Мотивация Поэтапность в формировании речевых навыков и умений Учет индивидуально- психоло - гических особенностей личности учащихся Учет адаптационных процессов Коммуникативность Учет родного языка учащихся Устное опережение Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности Профессиональная направленность обучения Аппроксимация Ситуативно- темати - ческая организация обучения Учет уровня владения языком
Принцип сознательности - понимание обучающимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. Принцип активности - предполагает речевую активность обучающихся в ходе урока. Принцип наглядности – обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимся. Под языковой наглядностью подразумевается деятельность, связанная с демонстрацией языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно- чувственный характер Принцип прочности - сохранение учебного материала в памяти обучающихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Принцип доступности и посильности - материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями обучающихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей.
Слайд 6
Принцип межпредметной координации - согласование тем различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании обучающегося целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Принцип межкультурного взаимодействия - учитывает национально-культурные особенности обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями языка. Принцип профессиональной компетентности преподавателя - способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы знаний, навыков и умений в данной области деятельности. Основы профессиональной компетенции: коммуникативные (владение языком и способности профессионально-педагогического общения), организаторские (умение организовать как свою собственную деятельность, так и деятельность обучающихся ), гностические (умение анализировать способности обучающихся к овладению языком и поддерживать мотивацию в работе), оценочные (связанные с умением оценить уровень формируемых навыков и умений и произвести их корректировку).
Принцип системности: - описание изучаемого языка в учебных целях, при котором единицы языка рассматриваются с точки зрения их коммуникативной и функциональной значимости для выражения различных смыслов (коммуникативных намерений); - формирование в сознании обучающихся представления о языке как целостной системе, состоящей из набора языковых и речевых элементов и правил их употребления в речи; - изучение грамматики в органической связи с лексикой, позволяющее выявить лексико-семантические особенности языковых единиц в процессе их функционирования; - изучение морфологии на синтаксической основе, что предполагает введение законченных речевых единиц (предложений и словосочетаний) в связи с условиями общения.
Слайд 8
Принцип концентризма - характер отбора и введения лексико-грамматического материала, при котором обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с постепенным его углублением и расширением. Принцип разграничения лингвистических явлений на уровне языке и речи - объекты усвоения определяемые как языковые (система языка), речевые (способы формирования и формулирования мыслей посредством языка), речедеятельностные (осуществляют процесс общения). Принцип функциональности - языковой материал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания. Принцип стилистической дифференциации - учет в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи. Принцип минимизации языка - отбор языковых и речевых средств для занятий.
Слайд 9: Психологические принципы
Принцип мотивации - понимание мотива как побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей человека. Принцип поэтапности - четыре этапа, составляющих основу формируемой речевой деятельности: ознакомительный (сообщение знаний, введение речевого образца, грамматической модели, правила), стандартизирующий (формирование речевого навыка в результате выполнения языковых упражнений), варьирующий (совершенствование речевого навыка и формирование речевых умений с помощью речевых упражнений в ситуациях учебного общения), творческий (развитие речевых умений, перенос приобретенных знаний, навыков, умений в различные ситуации общения не только учебного, но и неучебного характера). Принцип учета индивидуально-психологических особенностей - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса. Принцип учета адаптационных процессов - адаптация как процесс приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности.
Слайд 10: Собственно методические принципы
Принцип коммуникативности – обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. Принцип учета родного языка - учет трудностей изучаемого языка, вызванных расхождениями в системе изучаемого и родного языков обучающихся. Принцип устного опережения предполагает : а ) устное введение и закрепление учебного материала; б ) наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения. Принцип взаимосвязанного обучения - обучение языку с одновременным формированием четырех видов речевой деятельности ( аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках их определенного учебной программой последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений. Принцип профессиональной направленности обучения - учет будущей специальности и профессиональных интересов обучающихся на занятиях по языку и другим дисциплинам учебного плана.
Слайд 11
Принцип аппроксимации - « снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым обучающимся ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию и не приводят к искажению смысла сообщения. Принцип ситуативно-тематической организации обучения - организация и проведение занятий, при которых введение и закрепление учебного материала проводятся с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы общения. Принцип учета уровня владения языком - организация процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся. когнитивные принципы : - принцип автоматизации речевых единиц ; - принцип использования внутренней мотивации ; - принцип использования личного вклада учащегося эмоционально-психологические принципы : -принцип «языкового Я» - принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка
Слайд 12
лингвистические принципы: - учет влияния родного языка на овладение иностранным - учет особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной языковой системой; -принцип коммуникативной компетенции
Слайд 13: 2. Методы обучения ИЯ
Метод - способ достижения цели. Общедидактические методы обучения – это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития обучающихся. В ыделяются методы: 1 ) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные); 2 ) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов); 3 ) контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен).
Слайд 14: ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Метод показа - введение нового материала на разных уровнях его организации. Объяснение - использование приемов индукции (от наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к выводу, обобщению) и дедукции (правило, инструкцию преподаватель подкрепляет примерами, иллюстрирующими их применение в речи). Тренировка - выполнение специальных упражнений Методы преподавания Методы учения Показ Объяснение Организация тренировки Организация применения Коррекция Оценка Ознакомление Осмысление Участие в тренировке Практика Самокоррекция Самооценка
Слайд 15
Методы коррекции - исправление ошибок в речи обучающихся. М етод оценки - определяет степень сформированное знаний, навыков, умений и их соответствие требованиям Государственного стандарта и программы. Самокоррекция -позволяет обучающимся самостоятельно оценить свою работу и исправить ошибки.
Слайд 16: МЕТОДЫ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Прямые методы – предусматривают создание непосредственных ассоциаций между единицами языка и соответствующими им понятиями, минуя родной язык обучающихся, усвоение таких единиц происходит на интуитивном уровне. К числу прямых методов обучения принято относить натуральный, прямой, устный и их современные модификации – аудиовизуальный и аудиолингвальный. Прямые Сознательные Комбинированные Интенсивные Натуральный Прямой Аудиовизуальный Аудиолингвальный Армейский Устный «Метод гувернантки» Грамматико-переводный Сознательно-практический Сознательно-сопоставительный Чтения Коммуникативный Тандем-метод Суггестопедический Эмоционально-смысловой Активизации Гипнопедия Ритмопедия «Экспресс-метод» « Интелл -метод»
Слайд 17
Натуральный метод. Главной целью изучения языка считалось овладение устной речью, искусственное воссоздание языковой среды, подобной той, которая окружает ребенка при овладении им родной речью. Устный метод - слушание и повторение речевых образцов с целью их запоминания и последующего воспроизведения в различных комбинациях. Армейский метод –метод ускоренного обучения иностранным языкам в устной форме общения в пределах ограниченных словарных запасов и тем общения. Аудиовизуальный метод – это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, преимущественно из сферы обиходно-бытового общения и в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности, представленной в виде иллюстраций в учебнике, диафильмов и кинофильмов. Аудиолингвальный метод – это метод обучения иностранным языкам, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором единиц языка (фонем, звукосочетаний, слов, фраз, а затем и текстов), что ведет к образованию речевых автоматизмов « Метод гувернантки» –метод обучения иностранным языкам в семьях носителями языка.
Слайд 18
Сознательные методы - осознание учащимися в процессе обучения фактов языка и способов их применения в речевом общении (грамматико-переводный, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, репродуктивно-креативный ) Принципы сознательного метода: - в основу обучения должна быть положена письменная речь, так как только она отражает подлинный язык; - главным объектом обучения является грамматика, овладение которой дает представление о системе языка; - в качестве ведущего способа обучения рассматривается дедукция - сначала учащиеся должны заучить слова и грамматические правила, а затем на их основе научиться конструированию предложений; - основным приемом раскрытия значения лексических единиц и грамматических форм является дословный перевод, а способом их сохранения в памяти – заучивание наизусть; - занятия проводятся на материале учебных и оригинальных текстов, а рецептивное владение языком рассматривается в качестве главной задачи обучения.
Слайд 19: Комбинированные (или смешанные) методы
Метод чтения - овладение единицами языка беспереводным путем в результате догадки по контексту и использования наглядности, с другой – допускает использование родного языка в качестве дополнительного средства семантизации и контроля за пониманием текста. Коммуникативный метод. Особенность метода проявляется в попытке приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Тандем-метод - самостоятельное изучение иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре.
Слайд 20: Интенсивные методы
Суггестопедическая модель обучения предусматривает следующие этапы работы: -дешифровка – знакомство с новым материалом, -активный сеанс – чтение преподавателем нового текста, -концертный сеанс – повторное чтение текста преподавателем на фоне звучащей музыки, разработка учебного материала с помощью суггестивных этюдов. Эмоционально-смысловой метод - опора на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в качестве основного пути овладения речевым общением. Суггестокибернетический интегральный метод - суггестивное управление процессом обучения с использованием технических средств. Ритмопедия - ввод иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения. Гипнопедия - формирование навыков опознавания и воспроизведения единиц речи, введенных в процессе восприятия гипнопедической программы. « Экспресс-метод » - наличие в текстах особых звуковых сигналов, фраз, воспринимаемых на подсознательном уровне благодаря высокой скорости их подачи.
Слайд 21: 3. Средства обучения ИЯ
Средства обучения – это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью обучающихся по овладению языком. Средства обучения для преподавателя - Образовательный стандарт по языку Средства обучения для обучающихся - учебник
Слайд 22
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) - пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. Фонограммы Видеограммы Видеофонограммы Грамзапись Магнитозапись Радиопередачи Натуральные: предметы, действия Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты Графические: таблицы, схемы Кинофильмы Видеофильмы Телепередачи Компьютерные программы
Слайд 23
Технические средства обучения – это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений ( звукотехнические средства, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения ). Звукотехнические Светотехниче - ские Звукосвето - технические Средства программированного обучения Магнитофон Кассетный плейер ( Walkman ) Радиоприемник Проигрыватель грампластинок, компакт-дисков (CD, CD-ROM) Магнитола Мобильный телефон Диктофон Диапроектор Фильмоскоп Эпипроектор Фотоаппарат Цифровая фотокамера Кодоскоп Портативный текстовой сканер (сканирующая ручка С-Реп) Кинопроектор Оборудование для домашнего кинотеатра Видеомагнитофон Видеокамера Телевизор Электронный переводчик ( Language Teacher ) DVD-плейер Компьютер CD-ROM Ноутбук Микрокомпьютер