Первый слайд презентации: Подготовка к мониторингу
Слайд 2: Дата проведения 14.05
Слайд 5: Соотношение по уровням сложности :
Уровень % соотношение Количество заданий Всего заданий Часть А Часть В I 8,5 % 2 - 2 II 54 % 12 1 1 3 III 29% 2 5 7 IV 8,5% - 2 2
Слайд 6: Валидность теста
№ п/п Тема программы Количество заданий в тесте З.з. О.з. Всего З.з. О.з. 1 ур. 2 ур. 3 ур. 2 ур. 3 ур. 4 ур. 1. Информационная деятельность человека 1 1 - 1 - - - - - 2. Информация и информационные процессы 7 7 - - 7 - - - - 3. Информационные модели и системы 8 4 4 - 3 1 1 1 2 4. Архитектура компьютера и компьютерных сетей 2 2 - 1 - 1 – - - 5. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов 4 1 3 - 1 - - 3 - 6. Технология поиска и хранения информации 2 1 1 - 1 - - 1 - Итого: 24 16 8 2 12 2 1 5 2
Слайд 7: Общий план тестовой работы
№ п/п Обозна-чение задания в работе Код контроли- руемого элемента Проверяемые элементы содержания Уровень сложности задания Макс. балл за выпол-ненное задание 1. А1 1.1 Знание основных мер информационной безопасности 1 2 2. А2 2.2 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала 2 2 3. А3 2.3 Умение подсчитывать информационный объем сообщения 2 2 4. А4 2.4 Умение представлять информацию в двоичной системе счисления 2 2 5. А5 2.6 Умение строить и анализировать таблицы истинности 2 2 6. А6 2.7 Умение строить и преобразовывать логические выражения 2 2 7. А7 2.8 Умение решать логические задачи 2 2 8. А8 4.2 Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети 3 2
Слайд 8: Общий план тестовой работы
9. А9 3.4 Умение анализировать результаты исполнения алгоритмов 3 2 Программирование 10. А10 3.6 Умение читать программы на языке программирования 2 2 11. А11 2.1, 2.5 Умение кодировать и декодировать информацию и выполнять арифметические операции в двоичной системе 2 2 Тема «Кодирование информации СС» 12. А12 3.2 Умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя 2 2 Программирование 13. А13 3.5 Знание основных конструкций языка программирования 2 2 14. А14 5.1 Знание технологий обработки информации 2 2 Word, Excel 15. А15 6.1 Знание о файловой системе организации данных, технологий хранения, поиска и сортировки информации 2 2 ФС, шаблон поиска 16. А16 4.1 Знание программной и аппаратной организации компьютера 1 2 ПО и Архитектура
Слайд 9: Общий план тестовой работы
17. В1 3.1 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей 2 3 Моделирование 18. В2 3.1 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей 3 4 19. В3 3.7 Умение создавать программы на языке программирования по их описанию 4 5 Программирование 20. В4 3.3 Умение читать программы и записывать алгоритмы в виде блок-схем 4 4 21. В5 6.2 Умение осуществлять поиск информации в Интернете 3 3 Ключевые слова 22. В6 5.4 Умение создавать и обрабатывать текстовые документы 3 4 Word 23. В7 5.2 Умение использовать формулы и функции при обработке информации 3 4 Excel 24. В8 5.3 Умение использовать методы визуализации данных с помощью диаграмм и графиков 3 3 Excel Общий план тестовой работы
Слайд 17: Взаимосвязь мер обеспечения информационной безопасности
1 -Нормативные и организационно-распорядительные документы составляются с учетом и на основе существующих норм морали и этики. 2 - Организационные меры обеспечивают исполнение существующих нормативных актов и строятся с учетом существующих правил поведения, принятых в стране и/или организации 3 - Воплощение организационных мер требует разработки соответствующих нормативных и организационно-распорядительных документов 4 - Для эффективного применения организационные меры должны быть поддержаны физическими и техническими средствами 5 - Применение и использование технических средств защиты требует соответствующей организационной поддержки.
Слайд 19: А2 2.2 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала
Для решения задач по теме "Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала" нужно помнить, что объем переданной информации Q вычисляется по формуле Q = q• t, где q – пропускная способность канала (в битах в секунду или подобных единицах), а t – время передачи
Слайд 20: Важная информация по теме
Название Условное обозначение Соотношение с другими единицами Байт Байт (byte) 1 байт= 8 бит Килобайт Кбайт (Кб) 1 Кбайт=2 10 байт=1024 байт Мегабайт Мбайт (Мб) 1 Мбайт=2 10 Кбайт=1024 Кбайт Гигабайт Гбайт (Гб) 1 Гбайт= 2 10 Мбайт=1024 мбайт Терабайт Тбайт (Тб) 1 Тбайт= 2 10 Гбайт=1024 Гбайт Название Условное обозначение Соотношение с другими единицами Килобит Кбит 1 Кбит=125 байт = 1000 бит Мегабит Мбит 1 Мбит =125 Кбайт Гигабит Гбит 1 Гбит = 125 Мбайт Для измерения скоростей передачи информации
Слайд 21: Пример
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/ c. Через данное соединение передают файл размером 625 Кбайт. Определите время передачи файла в секундах.
Слайд 23: А4 2.4 Умение представлять информацию в двоичной системе счисления
Повторить основные правила перевода чисел из различных СС, особенно 2-й! Может встретиться: Закодируйте рисунок с помощью шестнадцатеричного кода:
Слайд 25: А5 2.6 Умение строить и анализировать таблицы истинности
A B A · B X 0 0 0 1 1 0 1 1 0 1 2 3 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 Логические выражения могут быть: тождественно истинными (всегда 1, тавтология) тождественно ложными (всегда 0, противоречие) вычислимыми (зависят от исходных данных)
Слайд 26: А6 2.7 Умение строить и преобразовывать логические выражения
Порядок вычислений : скобки НЕ И ИЛИ, исключающее ИЛИ импликация эквивалентность
Слайд 29: Метод рассуждений
29 Задача 1. Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты договора, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: «Чей именно проект был принят?», министры дали такие ответы: Россия — «Проект не наш (1), проект не США (2) »; США — «Проект не России (1), проект Китая (2) »; Китай — «Проект не наш (1), проект России (2) ». Один из них оба раза говорил правду; второй – оба раза говорил неправду, третий один раз сказал правду, а другой раз — неправду. Кто что сказал? (1) (2) Россия США Китай проект России ( ?) – + – – + + (1) (2) Россия США Китай проект США ( ?) + – (1) (2) Россия США Китай проект Китая ( ?) + – + + + +
Слайд 30: Табличный метод
30 Задача 2. Дочерей Василия Лоханкина зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже и третья – в Москве. Известно, что Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове, парижанка – не актриса, в Ростове живет певица, Лариса – не балерина. Париж Ростов Москва Певица Балерина Актриса Даша Анфиса Лариса 0 0 0 В каждой строке и в каждом столбце может быть только одна единица! ! 0 1 0 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 Много вариантов. Есть точные данные.
Слайд 31: Использование алгебры логики
31 Задача 3. Следующие два высказывания истинны: 1. Неверно, что если корабль A вышел в море, то корабль C – нет. 2. В море вышел корабль B или корабль C, но не оба вместе. Определить, какие корабли вышли в море. … если корабль A вышел в море, то корабль C – нет. 1. Неверно, что если корабль A вышел в море, то корабль C – нет. 2. В море вышел корабль B или корабль C, но не оба вместе. Решение:
Слайд 32: Использование алгебры логики
32 Задача 4. Когда сломался компьютер, его хозяин сказал «Память не могла выйти из строя». Его сын предположил, что сгорел процессор, а винчестер исправен. Мастер по ремонту сказал, что с процессором все в порядке, а память неисправна. В результате оказалось, что двое из них сказали все верно, а третий – все неверно. Что же сломалось? Решение: A – неисправен процессор, B – память, C – винчестер хозяин: сын: мастер: Если ошибся хозяин: Если ошибся сын: Если ошибся мастер:
Слайд 33: Использование алгебры логики
Задача 5. На вопрос «Кто из твоих учеников изучал логику?» учитель ответил: «Если логику изучал Андрей, то изучал и Борис. Однако неверно, что если изучал Семен, то изучал и Борис». Кто же изучал логику? Решение: A – логику изучал Андрей, B – Борис, C – Семен «Если логику изучал Андрей, то изучал и Борис». 1 способ: «Неверно, что если изучал Семен, то изучал и Борис».
Слайд 34: А8 4.2 Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети
Слайд 37: Net ID и Host ID
C помощью маски подсети производится разделение любого IP -адреса на две части: идентификатор сети (Net ID) и идентификатор узла (Host ID). IP адрес 192 168 5 200 Маска подсети 255 255 0 0 IP адрес 11000000 10101000 00000101 11001000 Маска подсети 11111111 11111111 00000000 00000000 Идентификатор сети Идентификатор узла 192 168 5 200
Слайд 38: И»
При запуске протокола IP на компьютере выполняется операция логического «И» между его собственными IP -адресом и маской подсети, в результате которой все биты IP -адреса, соответствующие нулевым битам маски подсети, также становятся нулевыми: IP адрес 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 & ( Логическое умножение «И») Маска подсети 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 Идентификатор сети 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0
Слайд 40: А11 2.1, 2.5 Умение кодировать и декодировать информацию и выполнять арифметические операции в двоичной системе
Слайд 41: Двоичное кодирование
41 Двоичное кодирование — это кодирование с помощью двух знаков. А Б В Г 00 0 1 10 11 АБАВГБ → 00 01 00 10 11 01 Количество сообщений длиной N: Q = 2 N Пример. Нужно закодировать номер спортсмена от 1 до 200. Сколько битов потребуется? 8 битов 2 7 < 200 ≤ 2 8 = 256 Равномерный код :
Слайд 42: Декодирование
42 Декодирование — это восстановление сообщения из последовательности кодов. •— — •— ••• •—•— ВАСЯ Когда разделитель не нужен? ? А Б В Г Д 000 10 01 110 001 A 0 корень 1 0 1 0 1 В Б 0 1 Д 0 1 Г Все кодовые слова заканчиваются на листьях дерева!
Слайд 43: Декодирование
43 A 0 корень 1 0 1 0 1 В Б 0 1 Д 0 1 Г 1100000100110 110 Г 000 01 001 10 А В Д Б Префиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова ( условие Фано ). Сообщения декодируются однозначно.
Слайд 44: Арифметические операции
44 сложение вычитание 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1= 1 0 2 1 + 1 + 1 = 1 1 2 0-0=0 1-1=0 1-0=1 1 0 2 -1=1 перенос заём 1 0 1 1 0 2 + 1 1 1 0 1 1 2 1 1 0 0 1 0 1 1 0 2 1 0 0 0 1 0 1 2 – 1 1 0 1 1 2 0 2 1 0 10 2 1 0 0 1 1 10 2 0 1 0 1 1 1
Слайд 45: Арифметические операции
45 умножение деление 1 0 1 0 1 2 1 0 1 2 1 0 1 0 1 2 + 1 0 1 0 1 2 1 1 0 1 0 0 1 2 1 0 1 0 1 2 – 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 – 1 1 1 2 0
Слайд 46: А15 6.1 Знание о файловой системе организации данных, технологий хранения, поиска и сортировки информации
драйвер файловой системы программа /home/vasya/ privet.txt сектор 5, дорожка 10
Слайд 47: Файловые системы в Windows
47 каждый логический диск имеет свой корневой каталог разделитель в записи пути к файлу – « \ » заглавные и строчные буквы не различаются: Вася. txt вася. txt ВаСя. TxT Download Program Files Help Media system32 C: WINDOWS Путь к файлу: C:\WINDOWS\System32\shell32.dll
Слайд 48: Маски (шаблоны)
48 « * » – любое количество любых символов « ? » – один любой символ *.* все файлы *. bmp все файлы с расширением.bmp a *.? имя начинается с «a», расширение из 1 символа *x*.??* в имени есть « x », расширение содержит не менее 2-х символов *z. a ? имя заканчивается на « z », расширение начинается с « a » и состоит из 2-х символов
Слайд 49: А16 4.1 Знание программной и аппаратной организации компьютера
Программное обеспечение (ПО, software — «мягкое оборудование») — это программы, выполняющие ввод, обработку и вывод данных. Программное обеспечение Прикладные программы Системные программы Системы программирования редакторы текстов и рисунков, браузеры, программы для просмотра видео операционные системы, утилиты, драйверы программы для создания новых программ
Слайд 50
Кроссплатформенная программа — это программа, у которой есть версии для разных операционных систем. Программа Тип Возможности Блокнот Текстовый редактор Базовые возможности по редактированию текста (только оформление шрифта) Word (MS Office), Write ( OpenOffice ) Текстовый процессов Широкие возможности по созданию/редактированию текстовых документов Excel (MS Office), Calc ( OpenOffice ) Табличный процессор Вычисление и вставка формул, создание редактирование таблиц, диаграмм и тд. PowerPoint (MS Office), Impress ( OpenOffice ) Программа для создания презентаций Создание и оформление презентаций, анимация объектов, показ слайдов, smartArt Access (MS Office), Base ( OpenOffice ) Система управления базами данных (СУБД Создание и редактирование БД, фильтрация поиска, связь элементов, создание форм, запросов, отчетов.
Слайд 51
Программа Тип Возможности Paint, Adobe Photoshop, PaintNet, Gimp Растровые графические редакторы обработка фотографий подготовка к печати изображения для веб-сайтов Adobe Illustrator, Inkscape, CorelDraw Векторные графические редакторы схемы, графики, чертежи художественные иллюстрации логотипы, визитки Audacity, Adobe Audition Аудиоредакторы загрузка, редактирование и сохранение звуковых файлов разных форматов изменение громкости и темпа удаление шумов Adobe Premiere, Pinnacle Studio, Sony Vegas Pro Видеоредакторы ввод данных с видеокамеры; коррекция цвета; добавление, перестановка, удаление фрагментов добавление звука и титров
Слайд 52: Архитектура фон Неймана
52 Джон фон Нейман (1903-1957) процессор (АЛУ, УУ) внешняя память устройства ввода устройства вывода внутре н няя память обрабатывает данные обеспечивает выполнение программы временное хранение данных во время обработки долговременное хранение данных
Слайд 53: Взаимодействие устройств
53 устройства ввода К К внешняя память процессор (АЛУ, УУ) внутренняя память К устройства вывода шина адреса шина данных шина управления Шина (или магистраль) – это группа линий связи для обмена данными между несколькими устройствами компьютера.
Слайд 54: Что такое процессор?
54 Процессор – это устройство, предназначенное для автоматического считывания команд программы, их расшифровки и выполнения. A ЛУ = арифметико-логическое устройство, выполняет обработку данных УУ = устройство управления, которое управляет выполнением программы и обеспечивает согласованную работу всех узлов компьютера
Слайд 55: Что такое устройство ввода?
55 Устройством ввода называется устройство, которое: позволяет человеку отдавать компьютеру команды и/или выполняет первичное преобразование данных в форму, пригодную для хранения и обработки в компьютере. сенсорная панель ( touchpad ) микрофон джо йстик графический планшет датчики мышь сканер флэш-диск сетевая карта жесткий диск Что не относится к устройствам ввода? ?
Слайд 56: Что такое устройства вывода?
56 Устройства вывода — это устройства, которые представляют компьютерные данные в форме, доступной для восприятия человеком. сенсорный экран колонки плоттер МФУ датчики монитор принтер флэш-диск сетевая карта жесткий диск Что не относится к устройствам вывода? ?
Слайд 57: В1 3.1 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей
Модель – это объект, который обладает существенными свойствами другого объекта, процесса или явления ( оригинала ) и используется вместо него. Моделирование – это создание и исследование моделей с целью изучения оригиналов. Задачи моделирования : исследование оригинала анализ («что будет, если …») синтез («как сделать, чтобы …») оптимизация («как сделать лучше всего …»)
Слайд 58: Виды моделей (по природе)
материальные вербальные графические табличные математические логические специальные модели знаковые информационные
Слайд 59: Виды моделей (по фактору времени)
59 статические – описывают оригинал в заданный момент времени силы, действующие на тело в состоянии покоя результаты осмотра врача фотография … динамические модель движения тела явления природы (молния, землетрясение, цунами) история болезни видеозапись события …
Слайд 60: Виды моделей (по характеру связей)
60 детерминированные – при одинаковых исходных данных всегда получается тот же результат расчёт по формулам движение корабля на спокойной воде … вероятностные – учитывают случайность событий броуновское движение частиц полета самолёта с учетом ветра движения корабля на волнении поведение человека …
Слайд 61: Графы
61 Васюки Солнцево Грибное Ягодное A B C D Граф – это набор вершин и связей между ними (рёбер). !
Слайд 62: Матрица и список смежности
62 A B C D A B C D A 0 1 1 0 B 1 0 1 1 C 1 1 1 1 D 0 1 1 0 петля Матрица смежности Список смежности ( A (B, C), B (A, C, D), C (A, B, С, D), D (B, C) )
Слайд 64: Матрица смежности
64 A B C D A 0 1 1 B 0 1 0 C 1 1 0 D 1 0 0 A B C D A 1 0 1 B 1 1 0 C 0 1 1 D 1 0 1
Слайд 65: Связность графа
65 A B C D Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь. ! Васюки Солнцево Грибное Ягодное A B C D компоненты связности
Слайд 66: Дерево – это граф?
66 Дерево – это связный граф без циклов (замкнутых путей). ! A B C D H J A D B E F G C дерево ABC ABDC BCD CCC…
Слайд 67: Взвешенные графы
67 Васюки Солнцево Грибное Ягодное 12 8 2 5 4 6 A B C D 12 8 2 5 4 6 A B C D A 12 8 B 12 5 6 C 8 5 2 4 D 6 4 Весовая матрица: вес ребра
Слайд 68: Весовая матрица
68 A B C D A B C D A B C D A B C D 3 4 1 1 2 C B A D 2 1 4 3 D A C B
Слайд 69: Весовая матрица
69 A B C D A 4 3 B 4 2 C 3 6 D 2 6 A B C D A 2 3 B 4 C 2 5 D 3 4 5
Слайд 70: Кратчайший путь (перебор)
70 A B C D E A 2 4 6 B 2 1 C 4 1 5 1 D 5 3 E 6 1 3 A B С E С D С D E D 2 4 6 2 4 6 1 3 1 3 9 7 5 8 4 1 3 7 дерево возможных путей Определите кратчайший путь между пунктами A и D.
Слайд 71: Кратчайший путь
71 A B C D E A 2 4 B 2 1 7 C 4 1 3 5 D 3 3 E 7 5 3 Определите кратчайший путь между пунктами A и E.
Слайд 72: Ориентированные графы (орграфы)
72 Рёбра имеют направление (начало и конец), рёбра называю дугами. Васюки Солнцево Грибное Ягодное A B C D 12 8 5 4 6 12 8 5 4 6 A B C D A 12 8 B 12 5 6 C 4 D 4 Весовая матрица может быть несимметрична! !
Слайд 73: Количество путей из А в Ж
73 Ж А Б В Г Д Е 1 1 1 1 +1+1=3 1 1 +1+1+1+3=7 N Ж = N Д + N Б + N Г + N В + N Е !
Слайд 77
Решение, I способ: 1) операция « И » всегда ограничивает поиск, поэтому на запрос Логика & Информатика & Программирование найдется меньше всего страниц; 2) соответственно, на запрос Логика & Информатика страниц с информацией будет больше; 3) операция « ИЛИ » всегда расширяет поиск, поэтому больше всего страниц поисковый сервер выдаст на запрос Логика | Информатика | Программирование ; 4) соответственно, на запрос Логика | Информатика таких страниц уже будет меньше. 5) Осталось расположить количество страниц по возрастанию их количества, как следует из условия задачи: БГВА. Ответ: БГВА Решение II с пособ: э ту задачу можно решить, используя «круги Эйлера». Ответ: БГВА
Слайд 78: Морфология поиска в Яндексе (ключевые слова)
Оператор Описание Синтаксис Пример запроса ! Поиск слова в заданной форме. Допустимо использовать несколько операторов ! в рамках одного запроса. !слово [ !рассказал ] Будут найдены документы со словом «рассказал» в заданной форме. + Поиск документов, в которых обязательно присутствует выделенное слово. Допустимо использовать несколько операторов + в одном запросе. слово 1 +слово 2 [ шолохов +бульвар +Москва ] Будут найдены документы, в которых обязательно содержатся слова «бульвар» и «Москва» и может присутствовать слово «шолохов». " Поиск по цитате. Поиск документов, содержащих слова запроса в заданной последовательности и форме. "слово 1 слово 2 ... слово N " [ "К нам на утренний рассол" ] Будут найдены документы, содержащие данную цитату.
Последний слайд презентации: Подготовка к мониторингу
* Поиск по цитате с пропущенным словом (словами). Один оператор *соответствует одному пропущенному слову. Внимание. Используется только в составе оператора " . "слово 1 * слово 2 ... слово N "Оператор отделяется пробелами. [ "К нам на * рассол" ] Будут найдены документы, содержащие данную цитату, включая пропущенное слово. [ "у лукоморья * * златая" ] Будут найдены документы, содержащие данную цитату, включая пропущенные слова. | Поиск документов, в которых присутствует любое слово из запроса. Допустимо использовать несколько операторов | в одном запросе. слово 1 | слово 2 | ... | слово N Оператор отделяется пробелами. [ яхта | лодка | корабль ] Будут найдены документы, в которых присутствует хотя бы одно из слов запроса:«яхта», «лодка»или «корабль». - Поиск документов, в которых отсутствует заданное слово. Исключается только слово, перед которым стоит оператор. Допустимо использовать несколько операторов - в одном запросе. слово 1 слово 2 ... -слово N [ зоопарк -московский ] Будут найдены документы, в которых присутствует слово«зоопарк », но нет слова «московский».