Слайд 2: Повторим
Вспомним, что называется чередованием, подберем синонимы к этому слову: замена, замещение
Слайд 3: А какое чередование в этих словах?
Слайд 4: А какое чередование в этих словах?
Слайд 5: Составим таблицу
Полногласие Неполногласие 1. ОРО : сторона 2. ОЛО : голова 3. ЕРЕ : берег 4. ОЛО : молоко 1. РА : страна 2. ЛА : глава 3. РЕ : брег 4. ЛЕ : млекопитающиеся
Слайд 6: Что же такое ПОЛНОГЛАСИЕ ? Запишем в справочник
ПОЛНОГЛАСИЕ – это характерное для русского, украинского и белорусского языков наличие сочетаний ОРО, ОЛО, ЕРЕ между согласными, соответствующих церковно-славянским РА, ЛА, РЕ, ЛЕ, например, в оро та-в ра та, з оло то-з ла то, п ере д-п ре д, м оло ко-м ле ко.
Г ОЛО ВА ЗД ОРО ВЬЕ З ОЛО ТО Г ОРО Д СТ ОРО Ж М ОЛО ДОЙ ВП ЕРЕ Д Г ЛА ВА ЗД РА ВИЕ З ЛА ТО Г РА Д СТ РА Ж М ЛА ДОЙ ВП РЕ ДЬ
Слайд 8: НЕПОЛНОГЛАСИЕ свойственно СТАРОСЛАВЯН скому языку
НЕПОЛНОГЛАСИЕ – фонетическое явление современного русского языка: наличие в корневых морфемах сочетаний РА, ЛА, РЕ, ЛЕ между согласными (например, в ра г, г ла ва, ж ре бий, п ле н ).
Слайд 9: ВНИМАНИЕ!
Полногласные и неполногласные чередования являются ИСТОРИЧЕСКИМИ. Почему? Потому что это явление связано с историей нашего языка. В старославянском языке – это предок русского языка – встречались слова ГЛАС, ВРАТА, БРЕГ (с неполногласием). В современном русском языке есть полногласные их «родственники» - ГОЛОС, ВОРОТА, БЕРЕГ. Основные полногласные – неполногласные пары: ОРО – РА, ЕРЕ – РЕ, ОЛО – ЛА, ОЛО – ЛЕ. Посмотрим несколько предложений из сказок А.С. Пушкина: Там царь Кащей над златом чахнет. И тихая луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках. Победой прославлено имя твоё: твой щит на вратах Царе града. Взгляните на слова с неполногласием у А.С. Пушкина. Подберём к ним полногласные пары: зЛАтом – зОЛОтом, сРЕбристых – сЕРЕбристых, вРАтах – вОРОтах, ЦарегРАда – ЦарьгОРОда. СЛОВА С ТАКИМ ЧЕРЕДОВАНИЕМ НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ УДАРЕНИЕМ!
Слайд 10: Можно наметить 3 группы с полногласным и неполногласным сочетанием в русском языке:
1. И полногласная, и неполногласная форма слова существуют одновременно, например: Б ере за, б ере ста, б оло то, б оро да, г оло д, м оро з и др. 2. Слова в современном русском языке существуют только в полногласном варианте (неполногласие утратилось), например: Б ере г – безб ре жный, в оро т, пов оро т – возв ра т, возв ра щение, г оло ва – г ла ва, г ла вный, г оро жанин – г ра жданин, ч ере дование, оч ере дной – уч ре дить, уч ре ждение и др. 3. Слова в современном русском языке существуют только в неполногласном варианте (полногласие утратилось), например: Б ла го, б ла женство, в ла га, в ла жность, зап ре тить, с ра м и др.
Слайд 11: Вставьте пропущенные буквы и помните: слова с такими корнями НЕ проверяются ударением, нужно мысленно искать полногласную или неполногласную пару
Слайд 12: Проверьте себя!
Ох лА ждать, х ОлО дильник, г ОрО да, ог рА ждать, г рА жданин, зд ОрО вье, д рЕ весина, позд рА вление, заг ОрО дить, д рА гоценный, д ОрО гой, ог лА вление
Слайд 15: Как вы думаете, много ли слов с полногласием и неполногласием в русском языке?
Зд ра в ствуйте – по зд ра вл ять – зд оро в ье.
Слайд 16: ОРО – РА Много примеров слов
б оро да – б ра да; в оро г – в ра г; в оро та – в ра та; в оро титься – в ра щаться; г оро д – г ра д; ог оро д – ог ра да; д оро гой – д ра жайший; к оро ткий – к ра ткий; м оро к – м ра к; н оро в – н ра в; об оро т – об ра тно; п оро х – п ра х; зд оро вый – зд ра вие; ст оро на – ст ра на; х оро мы – х ра м; х оро нить – ох ра на; х оро брый – х ра брый.
Слайд 17: ОЛО – ЛА В современном языке немало слов
б оло то – б ла то; в оло чить – в ла чить; В оло дя – В ла д; г оло с – г ла с; г оло ва – г ла ва; г оло д – г ла д; з оло то – з ла то; к оло с – к ла с; м оло дой – м ла дой; м оло дец – м ла денец; об оло чка – об ла ко; х оло д – х ла дный.
Слайд 18: ЕРЕ – РЕ Мало примеров
б ере мя – б ре мя; с ере дина – с ре да; б ере дить – б ре д д ере во – д ре во
Слайд 19: ОЛО – ЛЕ Совсем немного сохранилось слов
м оло ко – м ле чный п оло щет – п ле щет в оло чит – в ле чёт
Слайд 20: Четвертый лишний. Какое слово не утратило полногласную пару?
1.драгоценность 2.пламя 3.благо 4.храбрость Д РА ГОЦЕННЫЙ - Д ОРО ГОЙ
Слайд 21: Найдите и выпишите парами однокоренные слова-братья
Огород, страна, платье, согласный, полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее
Слайд 22: Проверьте себя!
Ог оро д – ог ра да, ст ра на – ст оро на, п ла тье – п оло тно, сог ла сный – голос, м оло ко – м ле копитающее, с ере дина – с ре да, м ла денец – м оло дежь, ш ле м – ош ело мить, об ла ко – об оло чка.
Слайд 23: Замените вышедшие из употребления исконно русские слова заимствованиями из старославянского языка, привычными для употребления:
в ере мя в ере д в оро г х оро брый с оло дкий с оро м Устаревшие исконно русские слова Заимствования из старославянского языка в ре мя в ре д в ра г х ра брый с ла дкий с ра м
Слайд 24
Найдите и выпишите все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. 1) Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой середине ковра. 2) Все бросили пить чай и прохладительные напитки и бросились смотреть на бородатого ребенка. 3) В тот же миг он оказался рядом со стариком Хоттабычем, как мы будем для краткости называть нашего знакомого. 4) Варвара Степановна снова обратилась к Вольке. 5) «Да будет благословен день твоего рождения!» – растроганно провозгласил Хоттабыч. 6) Что бы тебе хотелось сейчас, о драгоценнейший зрачок моего глаза? 7) Володя – это Владимир? ( Л.Лагин )
Слайд 25
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1) Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой с ере дине ковра. 2) Все бросили пить чай и прох ла дительные напитки и бросились смотреть на б оро датого ребенка. 3) В тот же миг он оказался рядом со стариком Хоттабычем, как мы будем для к ра ткости называть нашего знакомого. 4) Варвара Степановна снова об ра тилась к Вольке. 5) «Да будет б ла гословен день твоего рождения!» – растроганно провозг ла сил Хоттабыч. 6) Что бы тебе хотелось сейчас, о д ра гоценнейший з ра чок моего глаза? 7) В оло дя – это В ла димир ? ( Л.Лагин )
Последний слайд презентации: Полногласные и неполногласные чередования: Домашнее задание на среду
1. Устно рассмотрите табличку в учебнике «Практика» стр. 159. 2. Выполните упражнение №553 (1) на стр. 162 Дорогие ребята и их родители! Я знаю, какие примеры даны в ГДЗ (готовых домашних заданиях), я их видела. Пожалуйста, придумайте свои примеры. Не забудьте в каждой паре слов выделить корни и подчеркнуть чередования. Чем больше примеров придумаете – тем лучше отметка. Домашнее задание на среду