ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО — презентация
logo
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  • Рекомендуемая литература:
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • 1. Понятие здоровья
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • 1.1. Понятие о здоровье
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Основные составляющие здоровья
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Основные признаки здоровья
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • 2. Понятие предболезни
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Предрасполагающие факторы
  • 1.2. Валеология как наука
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Центральная проблема валеологии
  • Предмет валеологии
  • Объект валеологии
  • Задачи валеологии :
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • 1.3. Современная концепция здорового образа жизни
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Основные формы поведения ЗОЖ
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • 1.4. Мотивация здорового образа жизни
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Мотивы стиля жизни
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Установка на здоровый образ жизни
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
  • Как справиться с трудностями?
  • ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО
1/51

Слайд 2: Рекомендуемая литература:

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука. – 2002. – 416 с. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука. – 2002. – 312 с. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект пресс. 2000. – 139 с. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучие школьников). – СПб.: Союз. – 1997. – 256 с. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. // Под ред. В.А. Бароненко: Учеб. пособие. – М.: Альфа – М., 2003. – 352 с.

Изображение слайда

Слайд 3

Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. Учебное пособие. – 2000. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. Учебное пособие. - М. - 2001. - 320 с. Петленко В.П. Валеология человека: здоровье – любовь – красота. 5 томов. СПб., 1998. Осик В.В. Валеология. Краснодар, 1997. 288 с. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб., 1998. – 232 с.

Изображение слайда

Замечательный врач прошлого Гален писал, что « Здоровье – это то состояние, при котором мы не страдаем от боли, и не ограничены в нашей жизнедеятель - ности ». Полное ли это определение? Едва ли.

Изображение слайда

Слайд 5

« Здоровье, - утверждал академик И.П. Павлов – это бесценный дар природы, оно дается увы не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек …»

Изображение слайда

Слайд 6

По утверждению академика Б.В. Петровского « здоровье – это, прежде всего, производная от общественной формации …».

Изображение слайда

Слайд 7

Выдающийся хирург Н.А. Амосов писал, что « Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функ-ций ». Но где границы этих качественных пределов? Для всех ли они одинаковы?

Изображение слайда

Слайд 8

В одном из изданий Большой медицинской энциклопедии В.А. Громов в статье «Здоровье» пишет: « Здоровье – естест-венное состояние организма, характери-зующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений ». В малой медицинской энциклопедии приводится следующее определение: « Здоровье – это естественное состоя-ние организма, выражающего его совер-шенную саморегуляцию, гармоничное взаимодействие всех органов и систем, а также динамическое уравновешение с окружающей средой ».

Изображение слайда

Слайд 9

В уставе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) записано: « Здоровье – это состояние физического, социаль - ного и нравственного благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов ».

Изображение слайда

Здоровье – это целостное много - мерное динамическое состояние (включая его позитивные и негатив - ные показатели), которое развивает - ся… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку …осуществлять его биологические и социальные функции. ( Щедрина А.Г. )

Изображение слайда

Слайд 11

Физическая работоспособность Умственная работоспособность Адекватное поведение

Изображение слайда

Физическая составляющая включает в себя уровень роста и развития орга-нов и систем организма, а также теку-щее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечи-вающие физическую работоспособ-ность и адекватную адаптацию чело-века к внешним условиям.

Изображение слайда

Слайд 13

Психологическая составляющая – это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-духовными компонентами. Основой е e является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспо-собность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологи-ческими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Изображение слайда

Слайд 14

Поведенческая составляющая – это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу ее составляют жизненная позиция и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия человека с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Изображение слайда

Слайд 15: Основные признаки здоровья

устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития в пределах нормы; функциональное состояние организма в пределах нормы; высокие резервные возможности организма; отсутствие какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Изображение слайда

Слайд 16

Здоровье человека – это его способ-ность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физио-логическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Изображение слайда

Слайд 17

Израиль Ицкович Брехман — российский учёный-фармаколог, изобрета-тель многих препара-тов, доктор медицин-ских наук, профессор, член-корреспондент АМН России, создатель науки Валеология,.

Изображение слайда

Слайд 18

Здоровье Донозологическое состояние (предболезнь) Преморбидное состояние Болезнь

Изображение слайда

Слайд 19: 2. Понятие предболезни

Предболезнь или предпатология ( донозологическое состояние ) – состояние крайнего напряжения нормального функционирования организма, это экстремальная норма.

Изображение слайда

Слайд 20

Донозологические состояния характери-зуются повышенным функциональным напряжение механизмов адаптации, благодаря которым уровень здоровья удерживается в рамках нормы. Это приводит к повышенному расходованию функциональных резервов организма

Изображение слайда

Слайд 21

Донозологическое состояние не может длить-ся долго. Если не принимать мер по улучше-нию состояния здоровья (уменьшение стрес-совых ситуаций, рациональное питание, здо-ровый образ жизни, двигательные нагрузки, отказ от вредных привычек и т.д.), резервы адаптации заканчиваются и организму стано-вится все труднее удерживать нормальные функциональные показатели. В результате этого возникает следующая стадия перехода в болезнь –  преморбидное состояние   («предболезнь», от лат «морбус» - болезнь).

Изображение слайда

Слайд 22

Преморбидные состояния   - состояния, которые характеризуются снижением функ-циональных возможностей организма. То есть, механизмы адаптации не выдерживают повышенной нагрузки на организм. Показате-ли функций организма находятся на границе нормы или начинают выходить за пределы нормы. Если в этом   состоянии продолжать остав-лять свое здоровье без внимания, то проис-ходит  срыв адаптации, который характери-зуется резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушени-ем механизмов компенсации, в результате чего развивается  болезнь.

Изображение слайда

Слайд 23

В состоянии предболезни находится более половины всех людей, живущих на Земле. По мнению И.И. Брехмана, в “третьем состоя-нии” (состояние предболезни, предпатологии) человек располагает только половиной пси-хофизических возможностей, заложенных в него природой. В третьем состоянии заключе-ны истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвидировать «третье состояние» организ-ма человека – важнейшие задачи валеологии.

Изображение слайда

Слайд 24

Болезнь  – это разрушение нормального состояния живой системы,  переход ее в новое измененное состояние, в котором показатели органов и систем значительно отклоняются от нормы. Если в этом состоянии не принимать специальных лечебных мер, болезнь может принять затяжной, хронический характер, а организм в итоге может погибнуть. 3. Понятие болезни

Изображение слайда

Слайд 25

« Болезнь - это нарушение жизнедеятель-ности организма под влиянием чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды, характеризующееся понижением приспособ-ляемости при одновременной мобилизации защитных сил организма». ( Большая медицинская энциклопедия ) « Болезнь – это повреждение живых тканей, клеток и клеточных компонентов, которые подвергают риску выживание организмов в окружающей его среде ».

Изображение слайда

Слайд 26: Предрасполагающие факторы

Каковы же причины, приводящие к болез-ни? Их очень много и они различны, но  предрасполагающими факторами  и пусковыми механизмами могут являться следующие: 1. Вредные привычки. 2. Гиподинамия, отсутствие физических нагрузок. 3. Нерациональные физические нагрузки (без учета индивидуальных особенностей человека). 4. Нарушение режима дня. 5. Нерациональное питание

Изображение слайда

Слайд 27: 1.2. Валеология как наука

● Валеология - наука о закономерно - стях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека. Термин “валеология ” впервые введен в 1980 г. И.И. Брехманом в книге "Валеология - наука о здоровье". Этот термин произошел от латинского слова vale - "здравствовать", "быть здоровым" и logos – «закон».

Изображение слайда

Слайд 28

Валеология есть межнаучное нап-равление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в кон-кретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина Валеология представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Изображение слайда

Слайд 29: Центральная проблема валеологии

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуаль-ному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Изображение слайда

Слайд 30: Предмет валеологии

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицин-ских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Изображение слайда

Слайд 31: Объект валеологии

Практически здоровый, а также находя-щийся в состоянии предболезни чело-век во всем безграничном многообра-зии его психофизиологического, социо-культурного и других аспектов сущест-вования. Именно такой человек оказы-вается вне сферы интересов здравоох-ранения до тех пор, пока он не перей-дет в разряд заболевших людей

Изображение слайда

Слайд 32: Задачи валеологии :

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека. 2. Формирование установки на здоровый образ жизни. 3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Изображение слайда

Слайд 33

Изображение слайда

Слайд 34

Валеология является комплексной наукой, включающей в себя знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, пита-ния), психогигиене, сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболе-ваний человека, в том числе и венерических, по профилактике и искоренению вредных привычек (употребление алкоголя, табака, наркотиков), знания по закаливанию, по физической культуре, и др.

Изображение слайда

Слайд 35

Факторы определяющие здоровье 20-23% 20-25% 8-12% 50-55%

Изображение слайда

Слайд 36: 1.3. Современная концепция здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это типичные формы и способы повседнев-ной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Изображение слайда

Слайд 37

Таким образом ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения

Изображение слайда

Слайд 38: Основные формы поведения ЗОЖ

культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию; оптимальная двигательная активность (ДА); рациональное питание; ритмический образ жизни, соответству-ющий биоритмам жизнедеятельности организма;

Изображение слайда

Слайд 39

эффективная организация трудовой деятельности; сексуальная культура ; отказ от вредных привычек (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.); здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия

Изображение слайда

Слайд 40: 1.4. Мотивация здорового образа жизни

Изображение слайда

Слайд 41

Одна из центральных задач валеологии – создание мотивации и формирование установки на здоровый образ жизни.

Изображение слайда

Слайд 42: Мотивы стиля жизни

1. Мотивация самосохранения : человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни; 2. Мотивация подчинения этнокультурным требованиям : человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. 3. Мотивация получения удовольствия от здоровья : эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость;

Изображение слайда

Слайд 43

4. Мотивация самосовершенствования : выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы ; 5. Мотивация маневрирования : она сводится к тому, что, здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

Изображение слайда

Слайд 44

6. Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармони». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку очень важно быть сексуально привлекательным; 7. Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Изображение слайда

Слайд 45: Установка на здоровый образ жизни

Чтобы заставить себя вести здоровый образ жизни, необходимо создать установку на здоровый образ жизни. Установка - это готовность человека к определенному действию или к опреде-ленному восприятию окружающей действительности. Установка - формируется на основе мотивации и непосредственно коррек-тируется системой ценностей индивида.

Изображение слайда

Слайд 46

Изображение слайда

Слайд 47

Побудить людей вести ЗОЖ - трудная, можно сказать, непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, влекущих за собой неприятности. Вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения, поэтому выбор в пользу ЗОЖ требует высокого уровня понимания и заинтересованности.

Изображение слайда

Слайд 48

Для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься 1) как стоящая усилий и 2) достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для установки на здоровый образ жизни:

Изображение слайда

Слайд 49

1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему; 2) желание быть хозяином своей жизни - вера в то, что здоровое поведение в действительности положительные результаты; 3) положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться; 4) развитое чувство самоуважения, осозна-ние того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить жизнь.

Изображение слайда

Слайд 50: Как справиться с трудностями?

1. Ставьте перед собой конкретные реальные цели ; 2. Будьте готовы к тому, что достижение цели требует времени ; 3. Вознаграждайте себя ; 4. Сделайте готовность к здоровому образу жизни устойчивой.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО

Благодарю за внимание

Изображение слайда

Похожие презентации