Первый слайд презентации: Презентация на тему: «Реформы российского образования: факты, оценки, перспективы»
Слайд 3
О бразование - одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы
Слайд 4
В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 5
Прежде чем анализировать современное состояние системы российского образования и его правовое регулирование, коснемся слегка вопроса эффективности советской модели. Миф о некачественности советской образовательной развеял С.Г. Кар-Мурза. В частности, показл, что советская школа, включая все образовательные ступени, была устроена по принципу, главный смысл которого - научить человека мыслить глобально, уметь решать разнообразные сложные задачи и ориентироваться в самых различных жизненных ситуациях. Именно внедрение данного образовательного подхода в отечественную жизнедеятельность в 20-30-е годы позволило качественно шагнуть вперед во всех отраслях народного хозяйства и сделать гигантский скачок в общественном развитии.
Слайд 6
Западной же системе образования изначально (начиная с эпохи буржуазных революций и последующей модернизации) была присуща система «двух коридоров», в которой университетское образование получает лишь небольшой процент населения, имеющий в будущем возможность сложить государственно-управленческую элиту. Остальному же населению достается образование мозаичного типа, в рамках которого человек способен в будущем выполнять лишь определенный набор узко очерченных функций, а обо всех остальных отраслях знания иметь поверхностное и несистемное представление.
Слайд 8
Целью многих западных и российских элитных кругов стало внедрение в России так называемой Болонской системы… Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Это 2-х ступенчатая система высшего образования, которая состоит из "Бакалавриата" и " Магистратуры« В 2003 году Россия официально присоединилась к «Болонскому процессу»
Слайд 10: Этапы изменений:
Первый этап производился в 90-е годы, когда стало иметь место хроническое недофинансирование образовательной системы и наноситься множество ударов по морально-нравственным основам российского общества, подрывающих уважение к учительскому и преподавательскому составу
Слайд 11: Результат:
уход из средней и высшей школы большинства высококвалифицированных сотрудников. Особенно следует отметить, что эта утрата оказалось невосполнимой, так как среди молодежи данная совокупность профессий не являлась и до сих пор не является популярной.
Слайд 12
Второй этап можно отнести к 2000-м годам, когда ломке стала подвергаться собственно матрица отечественного образовательного процесса: повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ ); внедрение двухступенчатой системы образования «Бакалавриат - Магистратура »; создание балльно - рейтинговой системы как универсального критерия оценки знаний студентов; многие другие дополнительные новации.
Слайд 13: Результат:
год от года стал падать как уровень выпускаемых специалистов, так и качество самого образования. Как метко заметил Заслуженный учитель России С.Е. Рукшин : « Россия близится к точке невозврата, и через какое-то время ей будет невозможно восстановить позиции в образовательной сфере, которые она имела два десятилетия назад »
Слайд 14
На сегодняшний день, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», никак не направленный на исправление сложившегося порядка вещей, а наоборот, закрепляющий его ключевые параметры, добавляет к ним следующие негативные новации :
Слайд 15
Л иквидация профильного школьного образования и замена его специализацией по классам в рамках обычных школ. Профильный класс в обычной школе заведомо не способен дать ученику и десятой доли знаний, навыков и умений, получаемых учеником начиная с самой первой ступени специализированной школы
Слайд 17
Ликвидация системы дошкольного образования. Новым законом оно просто не предусмотрено, а значит, регулирующие этот спектр образования подзаконные акты, в любой момент могут быть просто отменены. Таким образом, дети лишаются еще одного социального института, созданного ранее
Слайд 18
Ликвидация системы докторантского образования. Новый закон ничего не говорит о данной ступени послевузовского образования, и, по мысли творцов образовательной реформы, со временем и кандидаты, и доктора наук должны быть приравнены по статусу и переведены к индексу « PhD », применяемому в научном сообществе западных стран.
Слайд 20
В 1997, 2002, 2005 годах между Правительством РФ и Международным Банком реконструкции и развития (МБРР) были подписаны соглашение о займах на модернизацию образования. Стратегия развития образования включала: ослабление государственного влияния ориентацию образования на требования рынка труда.
Слайд 21: Некоторые из первоочередных рекомендаций МБРР:
«закрыть педагогические институты »; «закрыть профессиональные училища»; ввести «подушевое финансирование школ»; « не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП»; « устранить «несправедливость и неэффективность экзаменационной системы».
Слайд 22
Три важнейших принципа образования – всеобщность бесплатность фундаментальность подверглись полному пересмотру как нерентабельные
Закрыто 40 педагогических институтов; Система профтехучилищ фактически разрушена; К «минимальным стандартам гражданственности» российская школа уже идёт; Несправедливая» экзаменационная система заменена на ЕГЭ.
Слайд 24
Реформа образования с ейчас – это один незаконный эксперимент, за который никто ответственности не несёт, именно это всё время пытаются замалчивать российские реформаторы. Но зато суммы, вложенные МБРР в российское образование
Разработчики федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) выделили шесть предметных групп. 1 группа – это русский язык и литература, а также родной язык и литература; 2 группа – иностранные языки; 3 группа – математика и информатика; 4 группа – общественные науки; 5 группа – естественные науки; 6– искусство или предмет по выбору.
Слайд 26
По замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета из группы, но есть три предмета, для которых вариации будут невозможны – курсы «Россия в мире», ОБЖ и физкультура будут обязательными для всех. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10.
Слайд 27
Сеть дошкольных учреждений будет по-прежнему сокращаться; Целенаправленно и цинично разваливается система творческих школ, училищ, ВУЗов; Российская школа перестаёт быть единой и окончательно расслаивается по двум направлениям : а) на узкую прослойку школ и вузов для «богатых» и массовую школу для «бедных »; б) на школы и ВУЗы в мегаполисах, а также в недотационных регионах и учебные заведения в остальных регионах и городах
Слайд 28
О щутимое сокращение педагогического и обслуживающего персонала; ЕГЭ- в результате разрушена фундаментальность общего образования, позволяющая формировать мышление, понимание, воображение и другие базовые для личности характеристики сознания и мышления; Деградация всех окружающих сферу образования «сред»: научной, культурной, передовой промышленной; Сфера образования окончательно будет привязана к «рынку», т.е. к существующему уровню развития промышленности и социальной сферы.
Слайд 30: Комментарии
Л.И Волчкевич - профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, док.тех.наук, заслуженный работник высшей школы РФ, в статье «Мешок инструкций с запрятанной бомбой» говорит : «Первое впечатление от текста проекта закона «Об образовании », « Высшее образование» – непомерная раздутость, обилие положений самоочевидных и малозначимых, на уровне ведомственных инструкций; просто декларативных, без смысловой нагрузки.
Слайд 31
В. Вашков о законе «Об образовании», завуч московской школы: «Перед нами проект закона, который, без сомнения, будет принят и по которому нам, начиная с 1 января 2013 года, придётся жить. Не претендую на полноценный анализ, позволю лишь некоторые комментарии к законопроекту.
Слайд 32
Поляк Михаил Сутовский изумлялся введению Болонской системы в России: «Далеко идущие планы реформ российских властей сложно назвать иначе, чем запланированным апокалипсисом. Или, если кто-то предпочитает психиатрические метафоры, – лоботомией собственного народа …»
Слайд 33
«Среднее образование должно быть таким, как было во времена Советского Союза – бесплатным и обязательным для всех», — выказал уверенность политик, заметив, что общеобразовательные школы должны принимать детей, независимо от благосостояния их родителей. «Неучи нам не нужны. В стране полно самородков из бедных семей, которые «благодаря» недавно принятому закону могут оказаться за бортом образования»
Слайд 34
«По моим личным прогнозам, реализация данного реформирования может привести к тому, что примерно треть российских школ в той или иной форме прекратит свое существование »,- член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов
Такое сенсационное заявление сделал замминистра образования и науки Андрей Свинаренко. По его словам, после перехода вузов на двухуровневое обучение (Бакалавриат и магистратура) число вузовских специальностей предполагается сократить с 670 до 40-50. В узовское сообщество опасается, что сращиванием специальностей Минобрнауки займется вслепую.
Слайд 39
70 % опрошенных согласны с тем, что право на бесплатное образование является одним из наиболее важных прав человека; 61% респондентов, считают, что бюджетные средства должны прежде всего направляться на финансирование образования; 84% против остальных мер, особенно - перевода школ на полное самофинансирование
Слайд 42
не одобряют сокращение числа преподавателей и разделение предметов на платные и бесплатные по 83 %; 84% против остальных мер, особенно - перевода школ на полное самофинансирование 77% россиян высказываются против введения образовательного стандарта, по которому обязательными становятся лишь четыре предмета - физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», а также индивидуальный учебный проект
Слайд 43: Отношение к разделению школьных предметов на обязательные и необязательные по выбору учащихся
Слайд 44
Чуть больше половины не поддерживают введение четырех обязательных предметов, 1/3 за приведение школ к единому стандарту образования, ликвидацию гимназий, лицеев, спецшкол.
Слайд 46
Рональд Рейгана: « Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предлагается, мы должны были бы расценить это как объявление войны»
Слайд 48
Я надеюсь, что вопреки стараниям реформаторов от образования в России сохранится система хорошего и бесплатного образования, что ее не заменит рынок образовательных услуг