Первый слайд презентации: Проф. М.Е.Бурно
О пожизненных группах творческого самовыражения
Слайд 2
5 лет продолжаю тревожно наблюдать из домашнего «инвалидного угла» происходящее в нашей психотерапии, составляю из черновиков материалы к лечебным занятиям в группах творческого самовыражения и ещё очерки. Их публикуют «Психологическая газета» и «Профессиональная психотерапевтическая газета». Всё это - благодаря Алле Алексеевне, моей жене. Поддерживаем друг друга, как можем.
Слайд 3
Клиническая классическая психотерапия и мой метод в ней (ТТСБ) ещё живы на кафедре, как и в других местах России. Но состояние многих наших кафедральных тревожно-депрессивных хронических пациентов ухудшилось. Ухудшилось вследствие перемены нашей жизни: долгая ковидная пандемия с вынужденным онлайном, трудные отношения с диспансерной клинической базой. Лишение гостиной для работы с группой, актового зала для нежного театра времён психотерапевта Елизаветы Юльевны Будницкой и потом театра, зажигающего души, доц. Инги Юрьевны Калмыковой.
Слайд 4
Всё же пока доц. Людмила Васильевна Махновская (спасибо ей за это!) вынуждена проводить свои, с одухотворённым клиницизмом, группы творческого самовыражения для пациентов и учащихся не раз в неделю, а всего 2 раза в месяц и притом онлайн. При всём серьёзном отношении проф. В.В. Макарова к отечественной психотерапии, отечественным творческим психотерапевтическим группам.
Слайд 5
За годы отмеченной ослабленной работы с группами общался с пациентами в переписке, по телефону, молча участвовал онлайн во всех групповых занятиях и отмечал про себя, что хорошо знакомые мне пациенты клинически выразительно «расклеились», как и сами некоторые из них выражались. «Расклеились», прежде всего, без прежних еженедельных групп офлайн.
Слайд 6
Выяснилось, что прежде группа творческого самовыражения, многие годы, «давала заряд вдохновения со смыслом жизни на неделю», с ожиданием следующей гостиной. Выяснилось, что онлайн – это всё же не живое личное целительное общение, помогающее становиться самим собою во всё новом постижении себя и других, в духовной собранности, с чувством состоявшегося ещё одного «лечебного праздника». Теперь, с перерывами, снова «теряется своё «Я»», чувство-понимание собственного предназначения в жизни.
Слайд 7
Для меня несомненно, что есть немало сравнительно тяжёлых (но без выраженного дефекта) дефензивных хронических эндогенно-процессуальных пациентов (в т.ч. работающих), которым для «по-настоящему человеческой жизни» мало одной лекарственной помощи и необходима постоянная групповая, как бы полусемейная, проникновенная терапия творчеством в нашем духе. Терапия пониманием-ощущением себя в мире. И притом отечественная, родная. Она становится повседневной жизнью не только пациентов, но и самих психотерапевтов. Эта пожизненная реабилитационная терапия не терпит значительных перерывов и цифровизации.
Слайд 8
Произошло углубление, усложнение расстройств – личностное и психотическое. Стали возвращаться срывы (в том числе агрессивные) по причине, по-моему, углубления душевной разлаженности с размыванием «Я», размыванием чувства тёплого родства с близкими людьми, чувства прояснённого (Л. А. Тарасенко) происходящего вокруг, чувства понимания своего, повторю, предназначения в жизни во имя добра. Ручеёк творческого вдохновения не должен высыхать. За десятки лет прежней длительной помощи в гостиной без онлайн было немало продолжительных удивительных ремиссий.
Слайд 9
Вспоминаются любимые ушедшие пациенты, со временем стойко ставшие собою, долго жившие в ТТСБ, в наших группах. Сергей Вадимович Втюрин (1958-2019), глубокий поэт. Александр Серафимович Соколов (1938-2021), инженер, проникновенный психотерапевтический писатель. Александр Абрамович Капустин (1943-2021), психологический преподаватель-писатель ТТСБ для товарищей и психотерапевтов. До последних своих дней они жили благодарными воспоминаниями о наших многолетних, пожизненных для них, группах с экраном, свечами, чаем.
Слайд 10
Остаётся сказать, что даже сравнительно редкие группы творческого самовыражения в этом духе с онлайн, пропадающим по временам онлайновым голосом и другими техническими трудностями по обстоятельствам – всё же лучше, чем жить вообще без гостиной (даже такой досадно обеднённой).