Первый слайд презентации: Психологические основы безопасности жизнедеятельности в среде обитания
Урок ОБЖ 10 класс
Слайд 2
Вопросы для обсуждения • психические процессы и состояния человека; • антропогенные опасности, особые психические состояния; • экология психики личности, методы повышения безопасности.
Слайд 3
Научная классификация причисляет человека к представителям животного мира. Учёные уже нашли около 1500 морфологических признаков, по которым можно сравнить человека и человекоподобных обезьян. Из них совпадает только треть признаков, более 300 признаков встречаются только у людей, остальные признаки имеют как сходство, так и специфические различия. Медико-биологические подходы рассматривают в основном физическое тело человека, функционирование которого (физиология) аналогично функционированию организма приматов.
Слайд 4
Традиции древних культур разных народов в качестве важнейшего отличия человека от животного называют наличие души, которая способна болеть, плакать, петь, грустить, ликовать. Совершенствование души рассматривается как главная миссия человека в земной жизни. Именно душевная работа позволяет человеку жить по-человечески: быть милосердным, гуманным, добрым, поступать в жизни по совести, стараться созидать, творить добро в сложном и противоречивом мире людей. Именно совесть — главная нравственная основа душевной организации человека. В каждый момент жизни человек делает выбор: жить или не жить по совести.
Слайд 5
Основные мировые религии называют тело человека храмом, в котором душа и разум должны быть едины, жить в гармонии и творить добро. Сильные переживания истощают душу и могут привести к болезням. Душу невозможно увидеть, поэтому её лечить труднее, чем тело. Во многих вероисповеданиях считается, что лечить нужно сначала именно душу, а затем тело. Прошедшее столетие дало жизнь науке психологии, которая выявляет законы жизни психики и разрабатывает способы психологической помощи людям.
Слайд 6
Психология (от греч. psyche — «душа», logos — «наука», «учение») — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, свойств и состояний живых организмов. Психические процессы и состояния обеспечивают динамичное отражение действительности, поэтому являются основой психической деятельности человека.
Слайд 7
В психологии выделены следующие отрасли знания: психолингвистика, психология труда, инженерная психология, психология безопасности и др. Инженерная психология исследует процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, чтобы разработать эффективные требования, нормы организации безопасности деятельности в системах «человек — машина», «человек — техническая среда» и др. Психология безопасности изучает психические процессы. разрабатывает меры защиты человека от антропогенных опасностей, вызванных психическими состояниями как самого участника несчастного случая, так и других людей.
Слайд 9
Психическая деятельность человека (психика) — функция головного мозга, которая формирует как непосредственное представление человека об окружающей действительности, так и опосредованное — на основе умозаключений и суждений (мыслительной деятельности). Психическая деятельность включает процессы чувствования (восприятия, ощущения) и мышления (память, внимание, волю, логику, интуицию). Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.
Слайд 10
Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех элементов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (через психику) с внешней и внутренней средой в конкретной ситуации жизнедеятельности. Различают следующие психические состояния: бодрость, усталость, агрессия, эйфория, скука, депрессия, апатия, переживание, печаль, радость и др. Своеобразие течения психических процессов определяется индивидуальными особенностями личности: наследственными и приобретенными в социальной адаптации. Психические состояния в конкретный момент могут положительно или отрицательно влиять на качество психических процессов и психической деятельности людей. Эго важно учитывать, чтобы эффективно управлять собой, своими психическим состоянием и состоянием других людей.
Слайд 11
В середине XX в. американский психолог, нейрофизиолог Р. Сперри открыл явление полушарной асимметрии мозга. Учёный доказал в эксперименте разделение психических функций между полушариями мозга: левое полушарие назвали «мыслитель» — оно организует процессы логического и абстрактного мышления, речь, оперативную память; правое полушарие назвали «художник» — оно организует чувственное образное целостное отражение мира, управляет развитием задатков и способностей в разных видах искусства. Гармоничное развитие психических процессов обоих полушарий является залогом успеха человека в выбранном виде деятельности. Травма одного полушария может навсегда лишить человека достигнутых им успехов в конкретной деятельности (например, музыкального слуха или нормальной речи ). Психогеометрический тест
Слайд 12
Определяющим фактором в развитии психики является осознанный труд и постоянная разнообразная мыслительная деятельность. Психология разрабатывает гигиенические рекомендации по экологии психики — экологической культуре управления чувствами и эмоциями, мыслительной деятельностью. Физиологические особенности работы нервной системы человека. Нервная система состоит из двух функциональных отделов: соматической и вегетативной систем. Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, а вегетативная нервная система работает автономно и не подчиняется воле человека. Она контролирует работу внутренних органов и обмена веществ. Её действие непроизвольно и основано на рефлексах. Работа этой системы наиболее ощутима при воздействии на очень стрессовые факторы. Оно проявляется в виде возбуждения, а после окончания действия стрессора – успокоения.
Слайд 13
Что же может нарушить привычный жизненно важный порядок деятельности вегетативной системы? Стресс (от англ. stress — «напряжение», «усилие») — это состояние психического (нервного) напряжения, возникающее у человека в качестве ответной реакции организма на влияние неблагоприятных, значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних воздействий (стрессоров). Стрессор — раздражитель (стресс-фактор), вызывающий стресс. К стрессорам относят сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры (холод, ожог), многие фармакологические воздействия, избыток или дефицит информации и другие факторы. Стресс может быть следствием неудовлетворённых притязаний или эмоционального стресса.
Слайд 14
Теорию стресса разработал канадский учёный Г. Селье (1936). По теории Г. Селье, развитие стресса проходит три стадии (фазы стресса): • фазу тревоги — мобилизации защитных физиологических реакций за счёт повышения активности симпатической нервной системы, регулирующей выброс гормонов; • фазу резистентности — повышения устойчивости организма к воздействию стрессора под действием гормонов; • фазу истощения — снижения уровня выработки гормонов, резкого ухудшения состояния организма, нарушения адаптации.
Слайд 15
Адаптивность — это стойкость, выносливость, устойчивость организма человека к резким внешним (экзогенным) и внутренним (эндогенным) изменениям условий жизнедеятельности. Адаптивность — индивидуальная характеристика адаптационных (приспособительных) возможностей организма человека, поэтому ответ на воздействие одного и того же стрессора у людей разный. Люди, работающие в экстремальных условиях, должны соблюдать специальные правила, определяющие время и интенсивность труда, перерывов, отдыха, контроль состояния здоровья и утомления. Необходимое условие безопасности жизнедеятельности — контроль за психическим состоянием человека. Угрозу представляют особые психические состояния, которые не являются постоянными свойствами личности, но возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов и сильно изменяют поведение, мышление и работоспособность человека. В медицине и психологии особые психические состояния называют пароксизмальными расстройствами сознания : резкая смена или снижение настроения, кратковременная потеря сознания (от нескольких секунд до нескольких минут), безразличие, вялость, заторможенность, нарушение координации.
Слайд 16
Причиной психогенных изменений настроения (пароксизмов) может стать приём психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков, наркотиков, сильнодействующих лекарств), проявление заболеваний головного мозга (травмы, эпилепсия, обморок и др.). Аффективные состояния могут быть вызваны обидой, неудачей, конфликтом, тревогой, страхом, внезапным испугом, паникой. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение ресурса сознания и проявляется защитная агрессия, импульсивность или, наоборот, оцепенение, бегство (от реального или придуманного врага, опасности). Например, очень трудно спастись в толпе, особенно в условиях паники. Только здоровое сознание, здоровая адаптивная (способная к адаптации, приспособлению) психика человека — реальный фактор и условие его выживания в обстановке психической напряжённости, в экстремальной ситуации природного или социально-техногенного характера.