Первый слайд презентации: Введение в клиническую психологию
Слайд 2
Клиническая психология – область психологической науки, в рамках которой изучаются особенности психических процессов, свойств и состояний, определяющие возникновение, течение и преодоление недугов и влияюшие на повышение адаптационных возможностей организма, гармонизацию его психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья. Дефиниции (определения), отражающие разные аспекты клинической психологии. Область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных). Объект клинической психологии- феноменология изменений (нарушений) психической деятельности при различных патологических состояниях. Предмет клинической психологии – закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.
Слайд 3
Причины становления клинической психологии как отрасли психологии. Ухудшение качества жизни, демографической ситуации, экологии. Усиление дезаптационной роли нервно-психических факторов в ухудшении здоровья населения. Возрастание потребности населения в психологической помощи. Профилактическая направленность здравоохранения, требующая активного участия клинической психологии.
Слайд 4
Сферы применения клинической психологии -Система здравоохранения (психиатрия, неврология, нейрохирургия, наркология, соматическая медицина). -Система народного образования (дошкольные учреждения, школы, интернаты, центры коррекционной педагогики и др.). -Система социальной помощи населению (центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования и коррекции семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных, производственных катастров, службы кризисных состояний и др ).
Слайд 5
Профессиональные этические принципы клинической психологии - представления о том, как в научной и практической деятельности различать добро и зло, на какие ценности, традиции и нормы ориентироваться. 1. Профессиональная компетентность (качественное базисное образование, совершенствование знаний и практических умений). 2. Уважение личности больного, пациента, клиента - гуманистические традиции: « Душа и заболевая не перестает быть душой», информированное и добровольное согласие больного на исследование.
Слайд 6
3. Ненанесение ущерба больному, пациенту, клиенту («не навреди!») (процесс и результаты работы психолога не должны вредить здоровью больного, ухудшать его психическое и физическое состояние). 4. Конфиденциальность (результаты работы нельзя доводить до сведения других лиц без согласия больного, данные о личности пациента должны быть зашифрованы).
Слайд 7
Разделы клинической психологии Патопсихология Нейропсихология Психология аномального онтогенетического развития Психосоматика и психология телесности Психотерапия Психологическая коррекция и консультирование Психология здоровья
Слайд 8
Задачи клинической психологии Клинико-психологическая диагностика. Участие клинических психологов в экспертной работе. Психотерапия и психокоррекция. Реабилитация больных и социально-трудовая адаптация личности. Научная, исследовательская деятельность. Профилактика (первичная, вторичная, третичная)
Слайд 9
Диагностика: Клинико-психологическая диагностика Клинико-нозологическая диагностика Топическая нейропсихологическая диагностика в клинике локальных (органических) поражений мозга. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах нарушенного развития. Личностная (индивидуально-типологическая) диагностика групп повышенного риска появления нервно-психических, психосоматических и поведенческих расстройств. Функциональная диагностика. Диагностика в целях психологической коррекции и психотерапии.
Слайд 10
Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами: Военно-медицинская экспертиза. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Врачебно-трудовая экспертиза. Психолого-педагогическая экспертиза.
Слайд 11
Методы клинической психологии: Экспериментально-психологическое исследование Беседа Наблюдение Методы психокоррекции и психотерапии
Слайд 12
История клинической психологии При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории: Э. Крепелина в Германии (1879). П. Жане во Франции (1890). Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В лабораториях разрабатывались экспериментально- психологические методы исследования нарушенной психики. Одновременно для сопоставления результатов изучались особенности психики здоровых людей. "Медицинская психология" Э. Кречмера.
Слайд 13
История отечественной клинической психологии В Казани в 1885 г. В. М. Бехтерев создал первую в России лабораторию экспериментальной психологии – лабораторию медицинской психологии. В Москве в 1887 г. С.С.Корсаков создал лабораторию экспериментальной психологии (заведовал А.А.Токарский ), Московское психологическое общество. Санкт-Петербургская школа ( В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, К.И.Поварнин, В.Н.Мясищев и др.). Лаборатории В. Ф. Чижа в г.Юрьеве, И. А. Сикорского в г.Киеве, П. И. Ковалевского в г.Харькове.
Слайд 15
Владимир Михайлович Бехтерев Предмет патологической психологии: «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц» Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были : качественный анализ расстройства психики, использование комплекса методик, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц, наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей поведения больного вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений.
Слайд 25
Основные категории клинической психологии Категории здоровья и болезни Психическое здоровье – состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (ВОЗ). Психическое здоровье – условие нормального развития личности. Психическое здоровье как узловая точка взаимодействия человека и общества, являющася критерием успешности (или деградации) их развития.
Слайд 26
Категория психического здоровья ВОЗ выделила и описала различные уровни психического здоровья: 1. Уровень эталонного (идеального) здоровья, под которым понимается полная адаптация индивида, его гармоническое развитие, позитивная представленность всех критериев психического здоровья. Нет вероятности возникновения каких-либо психических расстройств. 2. Среднестатистический уровень, при котором состояние показателей психики соответствует популяционным показателям, с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и др. Допускается вероятность возможных расстройств поведения и психики (например, в рамках кризисов индивидуального развития). 3. Конституциональный уровень, связанный с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне допускается существование групп риска, определяемых в связи с особенностями конституции. 4. Уровень акцентуаций как вариантов заострения черт характера человека, связанный с повышенной уязвимостью к определенным жизненным ситуациям. 5. Уровень предболезни, при котором отмечалось наличие отдельных симптомов психического расстройства.
Слайд 27
Основные категории клинической психологии Категория болезни Болезнь – форма естественной защитной реакции организма на воздействия вредоносных факторов. Современная международная классификация болезней – МКБ-10. Симптом – синдром – нозология.
Слайд 28
МКБ-10 V Психические расстройства и расстройства поведения 7.1 F00-F09 — Органические, включая симптоматические психические расстройства 7.2 F10-F19 — Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ 7.3 F20-F29 — Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства 7.4 F30-F39 — Расстройства настроения (аффективные расстройства) 7.5 F40-F48 — Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства 7.6 F50-F59 — Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами 7.7 F60-F69 — Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте 7.8 F70-F79 — Умственная отсталость 7.9 F80-F89 — Расстройства психологического развития 7.10 F90-F98 — Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте 7.11 F99 — Психическое расстройство без дополнительных уточнений
Слайд 29
МКБ-10 VI Болезни нервной системы 1.1 Воспалительные болезни центральной нервной системы (G00 — G09) 1.2 Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему (G10 — G13) 1.3 Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (G20 — G26) 1.4 Другие дегенеративные болезни нервной системы (G30 — G32) 1.5 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (G35 — G37) 1.6 Эпизодические и пароксизмальные расстройства (G40 — G47) 1.7 Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений (G50 — G59) 1.8 Полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы (G60 — G64) 1.9 Болезни нервно-мышечного синапса и мышц (G70 — G7З) 1.10 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы (G80 — G83) 1.11 Другие нарушения нервной системы (G90 — G99)
Слайд 30
Отечественная классификация психических болезней Эндогенные психические заболевания Шизофрения Маниакально-депрессивный психоз Функциональные психозы позднего возраста Эндогенно-органические заболевания Эпилепсия Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга: болезнь Альцгеймера лобно-височная деменция болезнь Паркинсона хорея Гентингтона
Слайд 31
Отечественная классификация психических болезней Экзогенно-органические заболевания Сосудистые заболевания головного мозга Психические расстройства при травмах головного мозга Психические расстройства при опухолях головного мозга Психические расстройства при инфекционно-органических заболеваниях головного мозга (энцефалиты, сифилис мозга, абсцессы мозга) Психические расстройства при эндокринных заболеваниях Экзогенные психические расстройства Симптоматические психозы (психические расстройства при соматических неинфекционных заболеваниях, при соматических инфекционных заболеваниях, при интоксикациях лекарственными, бытовыми, промышленными химическими веществами) Токсикомании (алкоголизм, неалкогольные токсикомании) Психогенные заболевания (неврозы, реактивные психозы) Патология психического развития (психопатия, олигофрения)
Слайд 32
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы « Норма» (лат.) – руководящее начало, правило, образец. « Патос » (философская традиция) – деятельность и изменения души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть.
Слайд 33
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Субъективный отчет. Критерием патологичности того или иного состояния является суждение самого пациента. « Норма» как приспособленность к условиям жизни. Психическая норма и патология определяются в терминах приспособления или адаптации к среде. Условие выживания – успешная адаптация к социальной среде.
Слайд 34
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы - Психиатрия Норма – отсутствие болезни (патологии ) « Норма – патология» как «здоровье – болезнь » Болезнь – это целостный процесс с определенными этиологией (происхождением, причинами) и патогенезом (характером протекания).
Слайд 35
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Статистические критерии. Нормальным признается то, что присуще большинству представителей популяции. « Норма» - диапазон вокруг «средней психики», а патология – все то, что выходит за пределы этого диапазона. Исключаются все необычные психические проявления (гениальность – форма патологии)
Слайд 36
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Социальные критерии нормы Нормальное поведение соответствует социальным нормам, т.е. требованиям социальной среды, к которой принадлежит человек. Личностный подход Мерило нормальности – сохранность личности. Патология – все то, что связано с повреждением или распадом личности, ее целостности.
Слайд 37
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Этика и право. Норма как предписание или запрет. Норму этическую или правовую задают как должное. Норма как идеал (религия). Должное, необходимое или желательное поведение можно задать в виде идеала, образца для подражания.
Слайд 38
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Гуманистическая психология. Психическая норма – наличие личностных черт, индивидуальных особенностей, устойчивых нравственных ориентиров: заинтересованности в мире, оптимизма, продуктивности, способности к самореализации, к свободному осуществлению выбора из различных альтернатив. Норма как образец гармоничной личности, которая ищет свое место в жизни и в мире, преодолевает препятствия на пути реализации своих уникальных жизненных смыслов и ценностей.
Слайд 39
Основные категории клинической психологии Категория психической нормы Гуманистическая психология Эрих Фромм - продуктивная деятельность: созидание ; связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; постижение объективной реальности своим интеллектом; осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; постоянное возрождение нормального человека; нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.
Слайд 40
Основные категории клинической психологии Категория фактора Фактор как исходная основа синдрома нарушений (изменений) психической деятельности и конечный результат клинико-психологического анализа патологии психики. Факторы, как основа формирования и протекания психической деятельности, изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний. Факторы как общие звенья функциональных систем, опосредующих разные психические функции.
Слайд 41
Основные категории клинической психологии Категория психологического синдрома Психологический синдром – структурированная система измененных (нарушенных) психических процессов и свойств психики, являющаяся следствием нарушений тех или иных факторов.
Слайд 42
Основные категории клинической психологии Качественный, системно-структурный анализ патологии психики Синдромный, системно- структурный анализ – путь выявления общих звеньев (компонентов) в структуре различных психических функций. Качественный и количественный анализ в клинико-психологических исследованиях.
Слайд 43: Психология личности
Слайд 45: Соотношение генетического и социального
Биогенетический психоанализ З.Фрейда, «конституционная психология» Э.Кречмера Социогенетический теория социализации, теория научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер и др.), теория ролей Психогенетический теория Ж.Пиаже, психодинамические теории Биосоциальный
Слайд 46: Биосоциальный подход
Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т.п.) определяют некоторую предрасположенность к чему-либо, однако социальная среда оказывает важное влияние на развитие личности Генетические факторы Социальные факторы Развитие личности
Слайд 47: Генетическое и Социальное
Задатки анатомо-физиологические особенности индивидуума лежащие в основе развития способностей, потенциал индивида Способности конкретная реализация потенциала (задатков), динамическое понятие обозначающее индивидуально-психологические особенности проявляющиеся в успешности выполнения какой либо деятельности Темперамент система показателей характеризующих динамические особенности психической деятельности индивида Характер совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека обуславливающих типичные способы поведение в определенных жизненных ситуациях и выражающих отношение человека к миру и к самому себе
Слайд 48: Феномен человека
Индивид - категория принадлежности к человеческому роду Личность - результат включения в пространство межиндивидуальных связей и может пониматься как относительно устойчивая совокупность психических свойств Индивидуальность - неповторимость, уникальность свойств человека, сочетание всех свойств человека как индивида и как личности Индивидуумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отстаивают. ( В.П.Зинченко )
Слайд 49: Закономерности
Источник развития лежит вне нас Зона ближайшего развития (Л.С.Выготский) Сензитивные периоды Структура личности (С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов) Направленность Самосознание Способности и задатки Темперамент и характер Особенности психических процессов и состояний Психологический опыт личности
Слайд 73
Межличностные отношения, общение. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам, Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
Слайд 74
11.Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе. Общительность – способность легко входить в общение. 15.Обязательность – верность слову, долгу, обещанию. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17.Откровенность – открытость, доступность для людей. 18.Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19.Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20.Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
Слайд 75
II. Поведение Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. Гордость – чувство собственного достоинства. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках. Энергичность – решительность, активность поступков и действий. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
Слайд 76
Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей. Инициативность – стремление к новым формам деятельности. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция. Настойчивость – упорство в достижении целей. 15.Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 16.Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17.Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 18.Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 19.Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
Слайд 77
III. Деятельность Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота. Собранность – сосредоточенность, подтянутость. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
Слайд 78
Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13.Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 14.Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15.Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий. 16.Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17.Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18.Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 19.Работоспособность – способность много и продуктивно работать. 20.Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
Слайд 79
IV. Переживания, чувства Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. Веселость – беззаботно-радостное состояние. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. Нежность – проявление любви, ласки. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
Слайд 80
Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния. Любвеобильность – способность сильно и многих любить. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.