Первый слайд презентации: Психологический портрет младшего школьника
Рогачёва Анастасия 21 Б группа
Слайд 2: План презентации:
I. Введение II. Характеристика младшего школьного возраста III. Возрастные особенности мл. школьника IV. Особенности мышления, памяти, внимания V. Развитие личности VI. Вывод
Слайд 3: Введение
Цель работы – кратко описать психологический портрет мл. школьника Задачи: Дать краткую характеристику младшего школьного возраста Изучить возрастные особенности мл. школьника Изучить особенности внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения Сделать краткий вывод
Слайд 4
Древняя мудрость гласит: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.
Младший школьный возраст – очень ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной среды (детский сад или дома) он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку. Ведущей деятельностью теперь для бывшего дошкольника становится учение. Ребенок сталкивается с новыми трудностями, которые усиливаются еще вторым психофизиологическим кризисом. Психологический портрет личности – это описание внутреннего мира индивида. Младший школьный возраст - период впитывания, усвоения, накопления знаний.
смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности); формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат); выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, которая требует умственного напряжения и длительной сосредоточенности; эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя); приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений; усиление роли самооценки младшего школьника (формирование самооценки на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Слайд 8: Новообразования:
Формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий; Формируется способность выполнять действия в уме – умственный план действий; Произвольность поведения, развивается умение управлять своим поведением, состоянием; Рефлексия, развивается способность ребёнка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает; Развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания. При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс.
Быстрая утомляемость Раздражительность Тоска по дому Множество вопросов Готовы пробовать всё на вкус Рассеянность, быстрое переключение внимания Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых
Слайд 10: Особенности мышления младших школьников
Совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному) мышлению. Мышление первоклассников преимущественно конкретно и опирается на наглядные образы и представления. Развиваются основные мыслительные действия и приёмы: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и др. ВСЕ эти процессы являются основой мыслительной деятельности и поэтому уже с первого класса необходимо уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.
Слайд 11: Особенности памяти у младших школьников
Память достаточно развита Легко и быстро запоминают то, что вызывает эмоциональный отклик и отвечает интересам До 8(10) лет сохраняется способность к импринтингу (закрепление в памяти) Хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго) Нужно развивать способность к сознательному управлению памятью Для лучшего запоминания должны быть задействованы все органы чувств (уши, глаза, голос, чувство мускульных движений, по необходимости обоняние и вкус) Доминирует зрительная память, а запоминание носит механический характер
Слайд 12: Особенности внимания у младших школьников
Преобладает непроизвольное внимание; В 1-3 классах происходит формирование произвольного внимания. Это связанно с общим интеллектуальным развитием ребёнка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно; Слабое умение распределять внимание, лёгкая отвлекаемость, быстрая утомляемость; Способность удерживать внимание в пределах 15-20 минут В 3 классе внимание более устойчиво при выполнении внешних действий, но менее устойчиво при выполнении умственных действий; Не могут быстро переключать внимание
Слайд 13: Особенности восприятия у младших школьников
Младшие школьники лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных; Они лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот же рисунок показываемый в готовом виде; Всё, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность самого ребёнка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно; Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию и, следовательно, к познанию предметов и явлений
Слайд 14: Особенности восприятия у младших школьников
Восприятие в 1-2 классах характеризуется слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие предметы и их свойства (например, 6 и 9; Э и З; «Зеркальность»); среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замена букв в словах и другие искажения слов; К 3-ему классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчленённым.
Слайд 15: Особенности воображения у младших школьников
Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии; Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. Реальность и фантазия смешиваются, образы воображения в силу эмоциональности ребёнка могут переживаться детьми как вполне реальные; Переживание настолько сильно, что ребёнок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии нередко воспринимаются окружением как ложь; В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует какую-нибудь выгоду. Если нет, то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не ложью.
Слайд 17: ВЫВОД
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.
Слайд 18: Список источников:
Учебник по психологии, автор Л. Д. Столяренко 2004 г. Источники и статьи в интернете