Первый слайд презентации
«Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: работа над звуковой, орфоэпической и интонационной культурой речи » Сальникова Вера Владимировна, д-р филол. наук, доцент
Слайд 3: ЯЗЫК КАК СИСТЕМА
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – развитие фонематического слуха; – владение фонетической системой русского языка; – владение интонационным богатством; – владение интонационным богатством; – знание орфоэпических правил и их соблюдение; – владение акцентологическими нормами; – формирование произносительной культуры (произношение звуков), овладение минимумом слов, представляющих акцентологическую трудность. – дикционное совершенство.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧЕНИКА ПЕРВОГО КЛАССА ИМЕЕТ РАЗВИТЫЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. УМЕЕТ ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ, СТАВИТЬ ЗНАК УДАРЕНИЯ. РАСПОЗНАЁТ ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОГО РИСУНКА ФРАЗЫ, УМЕЕТ ИХ ПРОИЗНОСИТЬ. ПРИМЕНЯЕТ ЗНАНИЯ ОБ ИНТОНАЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ФРАЗЫ, ПЕРЕДАЁТ ИНТОНАЦИЮ КОНЦА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАЗЛИЧАЕТ НА СЛУХ УДАРНЫЙ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГИ. СОБЛЮДАЕТ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ЗНАЕТ «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ». УМЕЕТ РАБОТАТЬ С ОРФОЭПИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ. ВЛАДЕЕТ ДИКЦИЕЙ. ИМЕЕТ ЭЛЕМЕНТАРНУЮ МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ОРФОЭПИЧЕСКИМ НОРМАМ ЯЗЫКА. УМЕЕТ ПРАВИЛЬНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ УСЛЫШАННОЕ ПО ОБРАЗЦУ.
А – густо-красный; Я – ярко-красный; О – светло-жёлтый или белый; Е – зелёный; Ё – тёмно-зелёный ( по В.Н. Василёву) Э – зеленоватый; И – синий ; У – тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый; Ю – голубоватый, сиреневый, переходящий в лиловый; Ы – мрачно-тёмно-коричневый или чёрный.
Слайд 8: ЗВУКОПИСЬ АССОНАНС АЛЛИТЕРАЦИЯ
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шумят камыши. (К. Бальмонт) Что мы слышим? Какие ассоциации, чувства возникают?
Слайд 9
Жа-жа-жа - Мы нашли в лесу ежа. Жу-жу-жу - Подошли мы к ежу. Ужа-ужа-ужа - Впереди большая лужа. Жок-жок-жок - Надень, ежик, сапожок.
Слайд 10
К. Чуковский «Радость »: Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины …»
Слайд 11: ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« Ш уршат камышыни и плывут облакини » ( Велимир Хлебников) « Тиндиликал мандолиной, дундудел виолончелью» ( Владимир Маяковский )
Слайд 12
« Русское ударение – поистине душа слова. Отнимите у слова ударение – и его не станет. Поставьте неправильно ударение – и разрушится всё слово » (Н.А. Федянина)
Слайд 16: Акцентология. Колебание ударения у имен существительных
Существительные м.р. на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге ( эпил ´ ог, катал ´ ог, некрол ´ ог, но ан ´ алог ), а называющие лиц по роду занятий – на средней части слов ( физио ´ лог, антроп ´ олог ). Приставочные существительные чаще имеют ударение на приставке: з ´ асуха, о ´ тзыв, о ´ тсвет, з ´ аговор, но: догов ´ ор, пригов ´ ор. Сложные существительные с частью –провод имеют ударение на последнем слоге: трубопрово ´ д, нефтепрово ´ д. 16
Слайд 17: Колебание ударения у глаголов
У глаголов на – еть ударение падает на суффикс: лилове ´ ть, багрове ´ ть, черстве ´ ть, но пле ´ сневеть. В неопределенных формах на – ить ударение тоже падает на суффикс: облегчи ´ ть, углуби ´ ть, подбодри ´ ть, усугуби ´ ть, упрости ´ ть, убыстри ´ ть, ободри ´ ть. Глаголы на – ировать. У части глаголов остается исконное ударение: абони ´ ровать, копи ´ ровать, форси ´ ровать, блоки ´ ровать, но: костюмирова ´ ть, пломбирова ´ ть, премирова ´ ть, гравирова ´ ть. У страдательных причастий прошедшего времени с суффиксом – ённ – ударение на суффиксе: углублённый, облегчённый, новорождённый, осуждённый. В личных формах глаголов в процессе развития языка произошло перемещение ударения с окончания на корень: ва ´ рит, да ´ рит, гру ´ зит, но: звони ´ т, облегчи ´ т, усугуби ´ т, вручи ´ т, включи`т. 17
Слайд 19: Запомните!
Согласный НЕ пишется и НЕ произносится в словах: г рейпфрут, дерматин, закоснелое, инцидент, интриганы, компрометировать, конкурентоспособный, поскользнуться, юрисконсульт, кортеж, почерк, эскорт. Гласный НЕ пишется и НЕ произносится в словах: б ессребреник, будущий, испещрённый, сведущий, учреждение, чрезвычайный, чрезмерный. Буква пишется и произносится в словах: б релоков (род. п.), бюллетеней (род. п.), компостировать, конвейер, конъюнктура, полиэтиленовый, проволока. Запомните орфографический облик слова и произносите правильно: б реюсь, ветеринар, военачальник, дуршлаг, конфорка, макулатура, невропатолог, пул о вер, скрупулёзный. 19
Слайд 20: ИНТОНАЦИЯ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Снегири сидят на ветке дерева. Снегири сидят на ветке дерева. Снегири сидят на ветке дерева. Снегири сидят на ветке дерева.
Слайд 21: С какой интонацией можно произнести эти предложения? Как изменится смысл предложения? РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Гости новые танцы затеяли. Из дома бабушки смех доносился. Женя чувствовала сестра просто так не уступит. Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем. /
Слайд 22: Как изменится смысл предложения? Интонация?
ГОсти / новые танцы затеяли. Гости нОвые / танцы затеяли. Из дОма / бабушки смех доносился. Из дома бАбушки / смех доносился. Женя / чувствовала сестра / просто так не уступит. Женя чувствовала / сестра просто так не уступит. Этот человек / не раз говорил брату Антон / никогда не был учителем. Этот человек не раз говорил брату / Антон никогда не был учителем.
Слайд 23
Упражнение. Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации. Снег пошел. Спрашиваете, удивляясь — ?! Восхищаетесь, радуясь — ! Огорчаетесь смене погоды. Уточняете — ? Радостно сообщаете друзьям — !
Слайд 24
Упражнение « Громко-тихо». Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений. Почему смеётся лето? Потому, что много света. Почему с грибами осень? Потому, что дождь и просинь. Почему зима, как злюка? Потому, что хлещет вьюга. (Д. Кожевников )
Слайд 25
Игра «Назови ласково». Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые ». Например: У лисы пушистый хвост. У лисички пушистый хвостик. У лисички пушистенький хвостик.
Слайд 26
Упражнение «Муха-Цокотуха» Но жуки-червяки (в среднем темпе) Испугалися, (в среднем темпе) По углам, по щелям разбежалися : (темп возрастает) Тараканы (в быстром темпе) Под диваны, (в быстром темпе) А козявочки (в быстром темпе) Под лавочки, (в быстром темпе) А букашки под кровать – (в быстром темпе) Не желают воевать! (в среднем темпе) И никто даже с места (в медленном темпе) Не сдвинется… (в медленном темпе) (К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Слайд 27: У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей…
Слайд 28
Мелкие осенние дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея. Лист на деревьях начинает кое-где желтеть еще в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на березе, все еще зеленой, появляются там и сям совершенно желтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом.
Последний слайд презентации: Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: работа над
«Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: работа над звуковой, орфоэпической и интонационной культурой речи » Сальникова Вера Владимировна, д-р филол. наук, доцент