Первый слайд презентации: РОЛЬ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА В ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ. Доц. Крылов С.С
Слайд 2
Определение проблемы гигиены полости рта Значение рационального ухода за полостью рта Оценка гигиенического состояния полости рта Предметы гигиены: зубные щетки зубочистки зубные нити жевательная резинка
Слайд 7: Ухудшение гигиенического состояния полости рта наблюдается при общих заболеваниях организма (лихорадочное состояние, болезни желудочно-кишечного тракта, печени, гиповитаминозы и т.п.), болезнях зубов и других органов полости рта, нарушении слюноотделения и изменении состава слюны, плохом пережевывании и преимущественном употреблении мягкой пищи, ротовом дыхании, пользовании ортодонтической аппаратурой, после хирургических вмешательств в полости рта
Слайд 8: Отсутствие активных гигиенических мероприятий в присутствии в полости рта легкоусвояемых углеводов приводит к сдвигу рН зубного налета в кислую сторону и развитию очагов деминерализации эмали (В.К.Леонтьев, 1981). У детей, которые не чистили зубы или делали это нерегулярно, частота развития заболеваний пародонта всегда выше аналогичных показателей у детей с хорошим уровнем гигиены полости рта. При отсутствии гигиены состав микрофлоры полости рта меняется в сторону увеличения активности аэробной флоры
Слайд 9: Оценка гигиены полости рта проводится при эпидемиологическом исследовании, при санации полости рта, изучении эффективности применяемых предметов, средств и методов гигиены, при выяснении роли гигиены в этиологии и патогенезе кариеса зубов и болезней пародонта
Слайд 10: Эти данные могут быть использованы для уточнения потребности в стоматологических гигиенистах, в стоматологических кабинетах (уголках) гигиены и объема их работы в школах и детских дошкольных учреждениях; при планировании гигиенических мероприятий у различных групп населения в масштабах города (района, школы, ДОУ), области, страны. Эта и другая информация о состоянии полости рта является основой для разработки региональных программ профилактики
Слайд 11: Оценка уровня гигиены полости рта проводится по определению наличия зубного налета с использованием индексов гигиены
Слайд 12: Характеристику зубного налета проводят по:
1) величине площади окрашивания поверхности зуба; 2) его толщине (интенсивность окрашивания); 3) массе налета; 4) его функциональным параметрам (физические, химические и микробиологические).
Слайд 13: Индексы гигиены полости рта после окрашивания коронок зубов позволяют оценить:
А. Степень чистоты различных поверхностей коронок зубов. Б. Качество очистки зубов различными средствами гигиены полости рта. В. Очищающие способности зубных щеток. Г. Степень и качество индивидуальных способностей чистки зубов. Д. Динамику изменения индекса гигиены в ходе обучения ребенка навыкам гигиены полости рта.
Слайд 17: Красители, которые используются для выявления налета и оценки индексов гигиены полости рта:
6 % раствор основного фуксина; данный препарат наносится на поверхность зубов ватными шариками; полоскание полости рта раствором: 5-8 капель аптечного 5% спиртового раствора йода на столовую ложку воды; 0,75 % раствор основного фуксина в количестве 10-20 мл используют для полоскания полости рта в течение 20 сек; 4 - 5 % раствор эритрозина на спирту или воде с добавлением масла (ментолового, анисового) наносят на зубы ватным тампоном;
Слайд 18
таблетки эритрозина (по 10 мг), которые разжевывают в течение 1 минуты и языком распределяют по поверхностям зубов; раствор Шиллера-Писарева (йод-йодистокалиевый раствор), который наносят на зубы ватным тампоном; раствор Люголя; plaque-test (Vivadent) препарат наносят на поверхность зубов кисточками или ватным тампоном и засвечивают синим светом лампы "Heliomat"; таблетки "Dent" (Япония) - необходимо таблетку разжевать и краситель распределить языком по поверхности зубов. Появляющиеся на поверхности зуба зоны красного цвета свидетельствуют о наличии зубного налета и камня.
Слайд 19: ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА. Для определения гигиенического состояния полости рта и наличия зубной бляшки наиболее часто применяются индекс Грина-Вермилиона (или упрощенный индекс гигиены полости рта - ИГР – у, OHI - S ), индекс Федорова - Володкиной
Слайд 20: Кроме этого предложены другие индексы, отличающиеся друг от друга количеством и групповой принадлежностью изучаемых зубов и их поверхностей, системой оценки площади окрашиваемой поверхности (индексы Рамфельда, Шик- Аша, Стеларда, Турески, Арнима, Силнес-Лоу, Нави, Пахомова, Кузьминой)
Слайд 21: Наиболее доступным критерием оценки гигиены полости рта является подсчет размеров поверхности зуба, покрытой зубным налетом, выраженный в цифрах (баллах)
Слайд 22: При проведении индекса Грина-Вермилиона окрашиваются вестибулярные поверхности 16,11,26,31 зубов и язычные поверхности 36,46 зубов
Слайд 23: При проведении индекса Федорова - Володкиной в молочном прикусе обследуются вестибулярные поверхности 83,82,81,71,72,73 зубов, в постоянном прикусе те же поверхности 43,42,41,31,32,33 зубов. Существует модификация этого индекса, при которой обследуются вестибулярные поверхности шестнадцати зубов: 16, 13, 12, 11, 21, 22, 23, 26, 36, 33, 32, 31, 41, 42, 43, 46 (Л.В.Федорова., 1982)
Слайд 24: Количественная оценка состояния гигиены полости рта при использовании индекса Федорова - Володкиной, Пахомова проводится по следующим кодам (баллам) и критериям:
1 балл - зубной налет не выявлен, окрашивания нет; 2 балла - окрашивание 1/4 поверхности коронки; 3 балла - окрашивание 1/2 поверхности коронки; 4 балла - окрашивание 3/4 поверхности коронки; 5 баллов - окрашивание всей поверхности.
Слайд 25: Подсчет баллов лучше проводить сразу после окрашивания поверхности одного зуба, постепенно суммируя полученные результаты. Если подсчет производить после окрашивания всех зубов, то часто окрашивание исчезает и приходится все начинать сначала. Подсчет проводится по формуле: ИГ = Общая сумма баллов/6 зубов При модификации индекса Федорова – Володкиной - по формуле: ИГ = Общая сумма баллов/16 зубов
Слайд 26: Качественная оценка состояния гигиены полости рта по индексу Федорова - Володкиной проводится по следующим критериям:
1 балл - нет окрашивания; 2 балла - слабое окрашивание; 3 балла - интенсивное окрашивание.
Слайд 28: Оценочные критерии гигиены полости рта по ИГ Федорова–Володкиной:
Показатель индекса Уровень гигиены (в баллах) 0.1 - 1.5 хороший 1.6 - 2.0 удовлетворительный 2.1 - 2.5 неудовлетворительный 2.6 - 3.4 плохой 3.5 - 5.0 очень плохой В норме значение индекса не превышает 1,1-1,5 балла.
Слайд 29: Состояние гигиены полости рта при проведении индексов Грина – Вермилиона или упрощенного индекса гигиены полости рта ОН I - S оценивается по критериям:
Слайд 31: 1) для определения состояния гигиены полости рта по стандартному индексу и для оценки зубного налета:
0 баллов - зубной налет не выявлен; 1 балл – выявлен мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности коронки зуба, или имеется любое количество окрашенных отложений (коричневые, зеленые и др.); 2 балла – выявлен мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности коронки зуба; 3 балла – выявлен мягкий зубной, покрывающий более 2/3 поверхности коронки зуба.
Слайд 32: 2) для определения над- и поддесневого камня:
0 баллов - зубной камень не выявлен; 1 балл – выявлен наддесневой зубной камень, покрывающий не более 1/3 поверхности коронки зуба, 2 балла – выявлен наддесневой зубной камень, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности коронки зуба или имеются отдельные отложения поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба; 3 балла - выявлен наддесневой зубной камень, покрывающий более 2/3 поверхности зуба или имеются значительные отложения поддесневого камня вокруг пришеечной области коронки зуба.
Слайд 33: Оценка зубного налета производится визуально или с помощью окрашивающих растворов, определение над- и поддесневого зубного камня проводится с помощью стоматологического (пуговчатого) зонда. Подсчет проводится по формулам: ИГ = Общая сумма баллов, полученных при осмотре каждого из окрашенных зубов / 6 зубов. ИГР-у = Общая сумма баллов по выявленному налету /6 зубов + общая сумма баллов по выявленному зубному камню / 6 зубов
Слайд 34: Оценочные критерии гигиены полости рта по Грину - Вермильону: Показатель Уровень Уровень индекса индекса гигиены 0 - 0.6 низкий хороший 0.7- 1.6 средний средний 1.7- 2.5 высокий плохой 2.6 - 3.0 очень очень высокий плохой
Слайд 35: Оценочные критерии гигиены полости рта по упрощенному индексу гигиены полости рта (ИГР-у): Показатель индекса Уровень гигиены 0 - 1.2 хороший 1.3 - 3.0 удовлетворительный 3,1 - 6.0 плохой По значению показателя зубного налёта или зубного камня: 0 - 0.6 хороший 0,7- 1.8 удовлетворительный 1.9 - 3.0 плохой
Слайд 36: При проведении эпидемиологического обследования по методике ВОЗ гигиена полости рта оценивается по стандартному индексу Грина – Вермилиона. Индекс Федорова – Володкиной рекомендуется применять для оценки гигиенического состояния полости рта у детей 5-6 лет
Слайд 37: Состояние гигиены полости рта по индексу Нави оценивается по следующим критериям: отсутствие бляшки - О баллов, бляшка окрасилась у десны - 1 балл, выраженное окрашивание бляшки на десневой границе - 2 балла, десневая 1/3 поверхности покрыта бляшкой - 3 балла, две трети поверхности покрыты бляшкой - 4 балла, более 2/3 поверхности покрыты бляшкой - 5 баллов
Слайд 38: При проведении эпидемиологического обследования по методике ВОЗ гигиена полости рта оценивается по стандартному индексу Грина - Вермильона. Он более объективен, т.к. проводится на двух разных функциональных группах зубов и на их различных поверхностях. Но окрашивание шести зубов не является показателем абсолютной чистоты полости рта. Положительное качество индекса состоит в том, что по наличию на губных поверхностях двух передних зубов налёта или камня можно оценить общее гигиеническое состояние полости рта
Слайд 39: Индекс Фёдорова - Володкиной более удобен, т. к. проводится на передних зубах нижней челюсти. Этому индексу в нашей стране отдаётся предпочтение при массовом изучении гигиены полости рта в дошкольно-школьных коллективах. Рекомендуется применять этот индекс для оценки гигиенического состояния полости рта у детей до 5 - 6 лет. После обследования группы детей для получения среднего значения гигиенического индекса необходимо сложить индивидуальные значения индекса для каждого ребенка и полученную сумму разделить на количество осмотренных детей в группе
Слайд 40: У детей Тверской области среднее значение показателя гигиенического индекса Федорова - Володкиной составило: в 3 года 3,43 балла, а в 6 лет – 3,24 балла, индекса Грина Вермилльона у детей 12 лет 1,91 балла, а в 15 лет – 1,76 балла (В.В.Беляев, 1998)
Слайд 41: Индекс эффективности гигиены полости рта ( PHP, Podshadley, Haley, 1968). После применения красителя и полоскания водой полости рта проводится визуальный осмотр шести зубов: 16, 26 - щечные поверхности, 11, 31 - губные поверхности, 36, 46 - язычные поверхности. При отсутствии одного из этих зубов обследуют из этой же группы соседний зуб, зубы, покрытые коронками или части фиксированных протезов обследуются так же, как и зубы
Слайд 42: Поверхность зуба условно делят на пять участков: мезиальный, дистальный, срединно – окклюзионный, центральный, срединно – пришеечный (три трети по вертикали, три трети по горизонтали)
Слайд 43: Показатели индекса: 0 – отсутствие окрашивания, 1 – окрашивание любой поверхности коронки зуба
Слайд 44: Сначала определяют код для каждого зуба, складывая коды для каждого участка. Например, если окрашивание обнаружено только на мезиальном участке, значит, код налета равен 1; если на срединно-пришеечном, медиальном и центральном – код налета равен 3 и т.д. После этого складывают коды для всех обследованных зубов, а полученную сумму делят на число зубов
Слайд 45: Интерпретация показателей индекса:
0 - отличная гигиена полости рта, 0,1 - 0.6 - хорошая гигиена полости рта, 0,7 - 1.6 - удовлетворительная гигиена полости рта, 1/3 1,7 и более - неудовлетворительная гигиена полости рта.
Слайд 46: Индекс гигиены ( PHP ) = сумма кодов всех зубов количество обследуемых зубов
Слайд 47: Индекс зубного налёта (модификация индекса Нави) - Rustogi at al. После окрашивания производится визуальный осмотр шести зубов: 16, 26 - щёчная поверхность, 11, 31 - губная поверхность, 36, 46 - язычная поверхность
Слайд 48: Показатели индекса: 0 – отсутствие окрашивания, 1 – окрашивание любой части коронки зуба
Поверхность зуба условно делится на девять участков, начиная с пришеечной области: два ряда по три участка, один ряд из двух участков и окклюзионный ряд ( A, B, C, D, E, F, G, H, J ).
Слайд 50: Интерпретация показателей индекса: 0 - отличная гигиена полости рта, 0,1- 0.6 - удовлетворительная гигиена полости рта, 0.7 и более - неудовлетворительная гигиена полости рта
Слайд 51: Таким образом, гигиена полости рта играет важную роль в развитии и профилактике стоматологических и соматических заболеваний. Изучение гигиенического статуса полости рта, навыков проведения гигиенических манипуляций в полости рта проводится с помощью различных индексов гигиены
Слайд 52: При проведении индивидуальных гигиенических мероприятий используются разнообразные предметы гигиены полости рта
Слайд 53: Классификация предметов гигиены полости рта:
Основные: Зубные щетки: Простые (мануальные – гигиенические) Профилактические (простые, сложноструктурированные) Специальные Зубные щетки электрические.
Слайд 54
Дополнительные: Зубочистки – пластмассовые, деревянные, костяные Зубные ершики – трапецевидные, цилиндрические, губчатые (мягкие) Зубные нити (флоссы)–простые, ментоловые, ментоловые с фтором, фторированные, вощеные, тефлоновые Флоссетты Жевательные резинки Межзубные стимуляторы – резиновые, пластмассовые, резино-пластмассовые, комбинированные Ирригаторы полости рта
Слайд 55: Зубная щетка является основным предметом гигиены полости рта. Она состоит из головки, шейки, ручки
Слайд 56: Современная зубная щетка может быть охарактеризована следующими признаками:
головки (форма, величина и др.), шейки (прямая, под углом, длинная, короткая и др.), ручки (гладкие, круглые, трапецевидные, узкие, широкие и др.), щетины (материал изготовления, её жёсткость, густота кустопосадки пучков, износ и др.). чистящей поверхности (количество поверхностей, однородность)
Слайд 57: Основное назначение гигиенических зубных щеток - очищение трех поверхностей зубов. Простые профилактические зубные щетки за счет расположения щетины в двух уровнях более эффективно очищают зубодесневую бороздку
Слайд 58: Сложноструктурированые профилактические зубные щетки за счет расположения щетины в трех уровнях очищают три поверхности зуба, зубодесневую бороздку, лучше проникают в межзубные промежутки и осуществляют массаж десен. Они имеют улучшенную очищающую способность щетинки. Специальные зубные щетки являются вспомогательными и предназначены для очищения протезов, ортодонтических конструкций, внутриротовой тяги, для очищения фиссур, скученных зубов, ретромолярной области, межзубных промежутков
Слайд 59: Для зубных щеток используется натуральная щетина или синтетическое волокно (нейлон, полиуретан, сетрон, перлон, дедерлон и др.). Натуральная щетина обладает рядом недостатков: имеется срединный волосяной канал, заполненный микроорганизмами и их колониями, кончик щетины не поддается обработке (его нельзя закруглить и отполировать), щетке из такой щетины трудно придать определенную жесткость и ее трудно содержать в чистоте
Слайд 61: Зубные щетки с синтетическими волокнами имеют гладкую поверхность щетинок, на которых нет пор, отсутствует внутренний канал, концы щетины легко закругляются и шлифуются, щетине легко придать любую форму, длину, плотность и изменить ее диаметр, можно ввести дополнительные свойства (пропитка красителями и т.п.), увеличить чистящую поверхность каждой щетинки
Слайд 62: Существует пять степеней жесткости зубных щеток - очень жёсткая, жёсткая, средней жёсткости, мягкие, очень мягкие. Наиболее часто применяются зубные щетки средней степени жесткости. Детские зубные щетки изготавливаются из очень мягкого или мягкого волокна. Щетки средней жесткости и мягкие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фиссуры зубов и десневые карманы
Слайд 63: Требования, предъявляемые к размерам головки зубной щетки:
для детей младшего возрасти (1-6 лет): длина рабочей части - 15 -18 мм, ширина рабочей части - 7- 9 мм, высота щетинок - 10 - 12 мм. для детей старшего возраста (7 -9 лет): длина рабочей части - 18- 22 мм, ширина рабочей части - 7-9 мм, высота щетинок - 10 - 12 мм. для подростков: длина рабочей части -18- 22 мм, ширина рабочей части - 7,5 - 11 мм, высота щетинок - 10 - 12 мм. для взрослых: длина рабочей части - 25, 30, 37 мм, ширина рабочей части - 7,5 - 11 мм, высота щетинок - 10 - 12 мм.
Слайд 64: Подстрижка кустов щетины оказывает влияние на качество очистки поверхностей зубов. Контур щеточного поля может быть:
прямолинейным (горизонтальным), вогнутым, фигурным - с подстрижкой группы кустов на конце (зубчатый), подстрижка уступами на конце головки щётки.
Слайд 65: Зубные щетки с V - образной посадкой пучков волокон используются для удаления налета с контактных поверхностей зубов, у детей, имеющих широкие межзубные промежутки. Силовой выступ на рабочей части щетки служит для лучшего очищения моляров и глубокого проникновения в межзубные промежутки. Активное углубление позволяет очищать все поверхности зубов и проводить массаж в области прикрепления десны
Слайд 66: Имеются зубные щетки, рабочая часть которых сочетает в себе пучки щетинок различной высоты и расположенных под разным углом к основанию. При чистке зубов каждая группа пучков выполняет свою роль - удаляет налет в той или иной части зубного ряда. Прямые высокие волокна - из межзубных промежутков, короткие - из фиссур, расположенные в косом направлении - из пришеечной области. Для детей разработка зубных щеток идет в направлении превращения чистки зубов в настоящее развлечение
Слайд 87: Электрические зубные щетки за счет вибрирующих движений кроме чистки зубов проводят вибромассаж десен. Головка зубной щетки делает 45 - 48 вибрационных движений. Некоторые конструкции электрических зубных щеток позволяют одновременно с удалением налета с поверхности зубов проводить электрофорез положительно заряженных ионов макро - и микроэлементов, находящихся в составе лечебно - профилактических зубных паст. Лучше использовать электрическую зубную щетку с круглой головкой, совершающей возвратно - круговые движения
Слайд 93: Щетка – ершик или межзубные ершики рекомендуется использовать детям при наличии широких межзубных промежутках, что позволяет свободно ввести ершик и легко им манипулировать. Можно использовать щетку со сменными ершиками
Слайд 95: При подборе зубной щётки для ребёнка учитываются его индивидуальные особенности:
- возраст ребёнка, - величина зубного ряда, - наличие деформаций зубного ряда, - наличие аномалийного расположения зубов в зубном ряду, - наличие трудностей доступа к отдельным участкам зубного ряда, - состояние твёрдых тканей зубов, - состояние тканей пародонта, а также: - размер щётки в целом, - размер её рабочей части, - длина и ширина щетиночного поля, - вид щетины (натуральная, искусственная), - жёсткость щетины - время, прошедшее с момента прорезывания зубов.
Слайд 96: Применение специальной зубной щетки рекомендуется начинать родителями с момента прорезывания первых зубов у ребенка. Для того, чтобы в последствии привлечь детей к чистке зубов и закрепить у них навыки ухода за полостью рта разработаны специальные виды зубных щеток :
Слайд 98
с изменяющимся цветом ручки - первоначальный цвет ручки изменяется через 2- 3 минуты после начала чистки зубов. Такая модель зубной щетки рекомендуется детям на начальных этапах обучения - дети учатся контролировать продолжительность чистки зубов; с вмонтированной погремушкой («музыкальная зубная щетка») - при горизонтальных движениях зубная щетка «молчит» (ребенок делает неправильный вид движений), при вертикальных движениях издается характерный звук (ребенок делает правильный вид движений); в некоторых щетках имеются индикаторы – пучки волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями. Они обесцвечиваются по мере пользования зубной щеткой.
Слайд 99: Зубную щётку после чистки зубов необходимо:
промыть струёй воды, очистить её от остатков зубной пасты, остатков пищи, хранить в стакане головкой вверх или в висячем положении - в условиях доступа свежего воздуха (вверх или вниз головкой). Некоторые авторы рекомендуют мыть щетку с мылом и хранить ее намыленной.
Слайд 100: Характеристики зубной щётки, которые служат основанием для её замены:
выпадение щетинок, разволакивание щетинок, потеря формы, потеря кустистости, укорочение щетинок, длительное использование, обесцвечивание индикаторных щетинок на ½ их высоты.
Слайд 101: Зубная нить (флосс) – это специальный предмет для гигиены и профилактики заболеваний полости рта из синтетических волокон для очистки контактных поверхностей зубов и межзубных промежутков
Слайд 103: Зубные нити являются основными предметами для очищения межзубных промежутков. Их рекомендуется использовать после каждого приема пищи, или 1 - 2 раза в день
Слайд 104: Применение зубной нити рекомендуется начинать с 10 - 12 лет после тщательного предварительного обучения. При плотно стоящих и скученных зубах предпочтение следует отдавать бикомпонентным нитям. Нить с фторидом натрия способствуют быстрому восстановлению рН зубодесневой бороздки
Слайд 105: Характеристика некоторых видов зубных нитей:
вощёная зубная нить - не травмирует десну при применении, начинать пользоваться нитями надо с нее, невощёная зубная нить - эффективно удаляет зубной налет с боковых поверхностей зубов, начинать пользоваться такой нитью надо тогда, когда имеются навыки обращения с нею, зубная нить с ментолом - после применения оставляет приятный вкус и чувство свежести, зубная нить с фтором - дополнительно укрепляет эмаль и предотвращает кариес, зубная нить «суперфлос» - применяется при заболеваниях пародонта, для очистки зубодесневых карманов, ее хорошо использовать при наличии ортодонтических конструкций в полости рта.
Слайд 106: Зубные нити бывают круглые или плоские и др. Они могут быть закреплены в специальных держателях (флоссетты)
Слайд 107: Зубочистка – это дополнительный предмет гигиены полости рта для очистки межзубных промежутков, зубодесневых карманов, после пародонтологических операций, изготовленный из дерева или пластмассы
Слайд 108: Виды зубочисток:
изготовленные из дерева или пластмассы, по форме: плоские, овальные и треугольные, с нейтральным вкусом, с вкусовыми добавками, с добавками фтора.
Слайд 109: Зубочистки рекомендуется использовать в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться другими предметами гигиены полости рта, чтобы провести полноценную чистку зубов. Предпочтение необходимо отдавать зубочисткам из мягких сортов древесины, с треугольной формой поперечника, повторяющего форму межзубного промежутка
Слайд 110: При наличии воспаления в десне зубочистку применять не рекомендуется, так как дети могут нанести дополнительную травму, а также мелкая деревянная заноза может попасть в десневой сосочек или застрять в межзубном промежутке и вызвать его воспаление
Слайд 111: Жевательная резинка – это дополнительный предмет гигиены полости рта для очистки и освежения полости рта, стимуляции слюноотделения, выпускаемый пищевой промышленностью с различными упругими смолами, ароматическими и вкусовыми добавками
Слайд 113: В состав жевательной резинки входят:
гумминовая основа (для связывания всех ингредиентов), эмульгатор, пластификаторы, подсластители (сахар, кукурузный сироп, фруктоза, сахарин, ксилит) отдушки, размягчители.
Слайд 114: Положительные характеристики жевательной резинки:
увеличивает скорость слюноотделения, увеличивает количество слюны с повышенной буферной емкостью, способствует нейтрализации кислот в зубном налете, увеличивает слюноотделение, что способствует омыванию слюной труднодоступных отделов полости рта и межзубных промежутков, ускоряет элиминацию сахарозы из слюны, удаляет остатки пищи из межзубных промежутков, глубоких фиссур.
Слайд 115: Рекомендации по использованию жевательных резинок:
ее можно применять детям и взрослым, пользоваться следует после каждого приема пищи и сладостей, применять не чаще 3-4 раза в день, применять жевательную резинку без сахара, использовать жевательную резинку следует не более 5-10 минут после приема пищи или сладостей, когда нет возможности воспользоваться другими предметами гигиены.
Слайд 116: Дети должны использовать жевательную резинку под контролем взрослых, чтобы беспорядочное использование ее в течение дня не принесло вред (возникновение заболеваний желудка и поражений ВНЧС)
Слайд 117: Не рекомендуется:
глотать жевательную резинку; использовать жевательную резинку с просроченным сроком годности; жевать жевательную резинку одновременно с другими продуктами питания, особенно с жиросодержащими; жевать жевательную резинку на голодный желудок; жевать жевательную резинку при наличии заболеваний пародонта; для курящих: жевать и курить одновременно (жевательная резинка вытягивает из сигарет канцерогенные вещества, которые вместе со слюной попадают желудок).
Слайд 118: Качественная жевательная резинка должна быть мягкой, тягучей, она не крошится, не затвердевает, не тает, не прилипает к зубам и небу, долго сохраняет свой вкус
Слайд 119: Негативные стороны использования жевательной резинки:
гиперсаливация вызывает преждевременное старение слюнных желез, что вызывает сухость во рту; гипертрофия жевательных мышц; повышенная нагрузка на периодонт и пародонт при их заболеваниях; способствует очищению только жевательной поверхности зубов; обладает повышенной клейкостью, что может приводить к отлому стенок зуба или выпадению пломбы; может приводить к травме мягких тканей полости рта; стимулирует выделение пищеварительных соков, что вредно при пустом желудке.
Слайд 120: Межзубной стимулятор – это специальный предмет гигиены в виде конуса из резины или пластмассы, закреплённый на ручке зубной щетки и предназначенный для массажа дёсен и очистки межзубных промежутков. Для массажа десен предпочтение отдается резиновым наконечникам
Слайд 121: Ирригатор полости рта (оральный центр) - это дополнительный вспомогательный предмет ухода за полостью рта, обеспечивающий постоянное или пульсирующее поступление воды под давлением (2 - 10 ат.) или воды из водопроводного крана, возможно с добавлением жидких лекарственных средств, ароматических веществ и отваров лекарственных трав и предназначенный для дополнительного очищающего и массажирующего действия
Слайд 122: Перед ирригацией полости рта необходимо почистить зубы зубной щеткой. Наилучшее действие оказывают приборы с многоструйными пульсирующими потоками. Ирригатор полезно использовать во всех режимах. Работая в режиме «струи», он удаляет мягкий зубной налет и остатки пищи с поверхности каждого зуба и из межзубных промежутков. Работая в режиме «душа», он массирует десны, улучшается кровообращение в региональной периферической кровеносной системе
Слайд 123: Предметы гигиены полости рта могут использоваться отдельно друг от друга (утром или вечером), а также в сочетании друг с другом, улучшая чистку зубов
Слайд 124: Схема ориентировочной основы действия. Использование предметов гигиены полости рта
Слайд 125
Этапы обучения Средства и методы Критерии самоконтроля Оцените состояние твёрдых тканей зубов, пломбы. Стоматологический инструментарий. Осмотр. Запись зубной формулы. Твёрдые ткани: плотные, шероховатые, размягченные, бугристые; могут иметься углубления, бороздки, повышенное стирание эмали, дентина. Некачественная пломба. Оцените состояние тканей пародонта. Красители, содержащие йод. Десна плотная, бледнорозового цвета, десновой край атрофирован, шейки зубов обнажены, десна отслаивается от шеек зубов. Имеется физиологический или патологический зубодесневой карман. Оцените состояние гигиены полости рта, наличие зубных отложений. Йодосодержащие растворы. Отсутствие окрашивания. Окрашивание разных поверхностей зуба на разную величину. Наличие остатков пищи. Оцените глубину преддверия полости рта. Осмотр. Зависит от возраста. Оцените характер прикуса, состояние зубных рядов, положение отдельных зубов. Осмотр. Отсутствуют или имеются отклонения в прикусе, состоянии зубных рядов и положении отдельных зубов. Правильная анатомическая форма зубов, сверхкомплектные, слившиеся зубы, зубы расположены вне зубной дуги, имеются тремы.
Слайд 126: Расскажите и покажите ребёнку и его родителям результаты обследования. Обучите ребёнка и его родителей правилам подбора, использования и хранения предметов гигиены полости рта
Слайд 128
до начала прорезывания молочных зубов – стерильная мягкая тряпочка, смоченная теплой кипяченой водой; применяется родителями после каждого кормления ребенка, очень маленькие детские зубные щеточки с мягкой щетиной используется родителями; в период прорезывания молочных зубов - детские зубные щетки (до 2) лет, с маленькой головкой с ровным щеточным полем, из мягкой щетины, используется родителями без зубной пасты, перед чисткой смачивается кипяченой водой комнатной температуры; детям 2-6 лет - детские гигиенические зубные щетки с большой ручкой и мягкой щетиной с закругленными и полированными кончиками; детские профилактические зубные щетки с большой ручкой и мягкой щетиной, с силовым выступом; жевательные резинки с 6 лет с сахарозаменителями, применять кратковременно, после еды, предпочтительнее с фтористыми добавками; ирригаторы - с 6 лет;
Слайд 129
в первые 2 - 3 года после прорезывания постоянных зубов - зубная нить или зубочистки с фтором, что способствует более быстрому восстановлению рН зубодесневой борозды; при значительных деформациях зубного ряда, трудностях доступа к отдельным участкам зубного ряда - щетка с укороченной головкой и с длинным щетиночным полем; при постоянной задержке пищи между зубами, при наличии окрашивания боковых поверхностей зубов – зубочистки, зубные нити с 10 -12 лет после каждого приема пищи, до этого возраста – очищение с помощью родителей;
Слайд 130
при больших межзубных промежутках, дефектах зубного ряда – мягкая зубная щётка с длиной головки, захватывающей не более 3 зубов, с длинным щетиночным полем, 3 - 4 кустами по ширине, из любой щетины, межзубные ершики или щетка – ершик, что позволяет свободно ввести ершик и легко им манипулировать; при наличии кариозных полостей кратковременное использование жевательной резинки только без сахара и только после еды в течение 15-20 мин., чистить зубы после каждого приема пищи зубной щеткой со средней степенью жесткости щетины, с силовым выступом; зубочистки, когда нет возможности воспользоваться другими предметами гигиены полости рта; межзубные ершики хорошо и легко удаляют остатки пищи; ирригаторы; последующая санация полости рта; при задержке пищи между зубами, наличии налёта на боковых поверхностях зубов – зубные ёршики, зубочистки;
Слайд 131
при воспалительных заболеваниях пародонта – межзубные стимуляторы; зубочистки не рекомендуются, т.к. это может нанести дополнительную травму; зубные нити нужно использовать осторожно; ирригаторы способствуют лучшему удалению остатков пищи из межзубных промежутков, их применение способствует быстрейшему заживлению; жевательные резинки могут осложнить течение воспаления; при широких межзубных промежутках, наличии зубодесневых карманов, после пародонтологических операций - зубочистки; при значительных деформациях зубного ряда, аномалийном расположении зубов - самостоятельная подстрижка зубной щётки исходя из имеющихся клинических условий; при наличии трем и диастем - зубная лента;
Слайд 132
подросткам - подростковая гигиеническая зубная щетка с объемной ручкой и жесткой фиксацией головки с шейкой и шейки с ручкой, со щетиной средней степени жесткости; подростковая профилактическая зубная щетка с объемной ручкой и жесткой фиксацией, с небольшой головкой для лучшего маневра в полости рта, с силовым выступом и средней степенью жесткости щетины с закругленными и полированными кончиками щетинок; флоссы, в том числе с фтористыми компонентами; ирригаторы полости рта; жевательные резинки с сахарозаменителями, для кратковременного применения после еды. твердые ткани без особенностей, отсутствуют заболевания пародонта – зубная щетка жесткая, средней жесткости или мягкая из искусственной или натуральной щетины щетины с длинной головкой, захватывающей 3-4 зуба в зубном ряду, щетиной средней длины, с 3-4 кустами щетины по ширине; при наличии заболеваний пародонта – зубная щетку средней жесткости, мягкая, очень мягкая из искусственной или натуральной щетины;
Слайд 133
при здоровых твердых тканях зубов и пародонта и при наличии плотного, плохо отделяемого налета на зубах – жесткие, очень жесткие зубные щетки с большим числом кустов щетины (4-5) на головке, с естественной щетиной средней или короткой длины; в 2-4 года рекомендуется использовать зубные щетки из натуральной щетины, мягкие и очень мягкие; в 5-7 лет – зубные щетки из любого вида щетины, средней жесткости и мягкие;
Слайд 134
в 11-13 лет – зубные щетки из любого вида щетины, средней жесткости, мягкие, очень мягкие; при повышенной стираемости твердых тканей зубов и здоровых тканях пародонта – зубные щетки из любого вида щетины, средней жесткости, мягкие, очень мягкие; при здоровых твердых тканях зубов, но при воспалении пародонта – зубные щетки из любого вида щетины, средней жесткости, мягкие, очень мягкие.