Первый слайд презентации
Русская литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А. С. Пушкин
Периоды Характер периода Имена 1. Литература Петровского времени Переходный характер, процесс «обмирщения», формирование светской культуры. Феофан Прокопович 2. 1730-1750 гг. Формирование классицизма. Расцвет жанра оды А.Д.Кантемир В.К.Тредиаковский М.В.Ломоносов А.П.Сумароков 3. 1760-пер.пол.70-х гг. Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма В.И.Майков Н.И.Новиков М.Д.Чулков 4. 1715-1800 Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление традиций реализма. Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин И.А.Крылов А.Н.Радищев
Слайд 3
Классицизм ( от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в европейском искусстве ХVІІ – начала ХІХ в., для которого характерно строгое соблюдение норм и правил.
Слайд 4
Самым известным теоретиком классицизма считатется француз Никола Буало (1636–1711), который в своем поэтическом трактате «Поэтическое искусство» впервые изложил принципы классицизма Начало первой песни «Поэтического искусства». Издание 1674года
Слайд 5
Выдающиеся представители классицизма Литература Франция: Франсуа де Малерб (1555–1628) Пьер Корнель (1606–1684) Жан Расин (1639–1699) Выдающиеся представители классицизма Литература
Слайд 6
Франция: Жан де Лафонтен (1621–1695) Мольер (1622–1673 ) Выдающиеся представители классицизма Литература
Слайд 7
Англия: Джон Драйден (1631–1700) Александр Поуп (1688–1744) Выдающиеся представители классицизма Литература
Слайд 8
КЛАССИЦИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ Барокко. Самсон (фонтан, Петергоф) Классицизм. Вольтер
Слайд 9
КЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ Франция: Клод Перро (1613–1688) Парижская обсерватория (1667–1672)
Слайд 10
Западное крило «квадратного двора» Лувру (Пьєр Леско; XVI ст.) Восточный фасад Лувра (Клод Перро; XVIІ ст.)
Слайд 11
КЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ Россия: Бартоломео Растрелли (1700–1771) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Слайд 18
Антон Лосенко (1737–1773) “Прощание Гектора з Андромахою” (1773, картина не закончена ) КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ
Слайд 20
Принципы классицизма: Разум провозглашался высшим началом в человеке. Прекрасным считалось лишь то, что подчинялось строгим законам рационализма. Страсть признавалась губительной, если она противоречила разуму. Подражание классическим образцам античности — Древней Греции и Древнего Рима. Невозможность смешения высокого и низкого. Литературные жанры строго разграничивались. В поэзии самым высоким жанром была признана ода, в прозе — торжественная речь, в драматургии — трагедия. Комическое могло появиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии. У каждого жанра существовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль.
Слайд 21
Принципы классицизма: В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства : единство времени, места и действия. События пьесы должны были разворачиваться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными линиями повествования. В этих требованиях проявлялось стремление к «правдоподобию», понимаемому еще очень буквально. С другой стороны, здесь заметно желание придать произведению предельную стройность и логическую завершенность. Использование приема: говорящие имена и фамилии.
Слайд 22: Герои
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий… Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остаётся он всегда самим собой. Н. Буало Герой обладает доминирующей чертой характера. В этом проявилось стремление к обобщению, присущее искусству классицизма 2. Характер статичен (т.е. не меняется по ходу сюжета) 3. Строгое деление героев на положительные и отрицательные
Слайд 23: Система амплуа»
Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Идеальная героиня Герой-любовник Второй любовник (неудачник) Резонёр – герой, не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку. Субретка –весёлая горничная, которая активно принимает участие в интриге.
Слайд 24: Сюжет
героиня Герой – любовник Второй любовник Порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Слайд 25: Принцип трёх единств
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечёт; Лишь в этом случае оно нас увлечёт. Н. Буало Единство времени, Единство места, Единство действия.
Слайд 26: Строгая иерархия жанров
Общественная жизнь, история Герои: полководцы, монархи Жанры: трагедия, эпопея, ода Повседневная жизнь Герои: обычные люди Жанры: комедия, сатира, басня высокие низкие
Процесс формирования нации, подъём государственности небывалый для России расцвет светской культуры историко-идеологическая почва, питавшая патриотический пафос русского классицизма. Предпосылки возникновения классицизма в России