Первый слайд презентации: Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения
Задание. Законспектируйте данный материал в тетрадь. Составьте лекцию для широкого круга населения по профилактике covid-19/
Санитарное просвещение (СП) – комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и санитарной активности населения. Включает гигиеническое воспитание и обучение. Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, выбором форм и методов работы, отвечающих потребностям конкретных коллективов Формы санитарного просвещения Пассивные Активные
Слайд 3
* Обратная связь в реальном режиме времени м/р и аудитории * Максимально учитываются социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей * Степень знаний в области ЗОЖ * Уровень усвояемости материала Активные формы санитарного просвещения Преимущества Недостатки Индивидуальные и групповые беседы, выступления, лекции, доклады * Короткое воздействие на аудиторию * Ограниченное количество обучаемых
Слайд 4
* реализация не требует непосредственного присутствия м/работника * воздействуют длительное время * охватывают большую аудиторию Пассивные формы санитарного просвещения Преимущества Недостатки Научно-популярная литература, учебные и методические пособия, специальные публикации и передачи в средствах массовой информации, листовки, памятки, плакаты, санитарные бюллетени, выставки, кинофильмы и др. * Отсутствие обратной связи в реальном времени между пациентом и м/работником
методы средства устный Лекция, индивидуальная беседа, дискуссия, информационное выступление по радио, телевидению, вечер вопросов и ответов, викторина печатный Памятка, листовка, статья в СМИ ( в том числе электронных), доска вопросов и ответов, книга, брошюра, стенная санитарная печать наглядный Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, мультимедийная презентация, диапозитивы, муляжи смешанный Рациональная комбинация различных средств (выставка, курсовые занятия, театрализованные постановки, телевизионное выступление)
Слайд 6: Тема беседы
Подбирается с учетом профиля заболевания, сезонности, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной. Тема беседы Школа здоровья для пациентов Целью её создания является привитие знаний и навыков по ведению здорового образа жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья.
Слайд 7: Памятка
книжка, листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай, с краткими сведениями о ком-нибудь, чём-нибудь. Памятка Предназначается для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.
Слайд 8
настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом (санитарно-просветительным, агитационным, агитационно-пропагандистским, учебно-инструктивным). Плакат Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (формат А4 - АЗ) с текстом на обороте. Привлекает внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.
Слайд 9: Листовка
печатный или рукописный листок злободневного агитационного, политического или информационного содержания. Листовка Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения. Текст - краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях.
Слайд 10
Буклет печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Слайд 11: Санбюллетень
Санбюллетень - форма санитарной настенной печати, освещающая вопросы медицины и гигиены. Стандартный размер - 60 * 90 см, расположение горизонтальное. Состоит из текстовой и изобразительной части, допускается оформление, состоящее из одного текста. Текстовая часть содержит четкие понятия по предлагаемой теме, имеет законченную мысль и написана доступным, понятным языком без нагромождения медицинских терминов. В текстовой части может быть выбран любой жанр (информация, очерк, рассказ, стихи). Основные требования к тексту: острота вопроса, практические предложения, краткость, убедительность. Текст заканчивается лозунгом, призывом, обращением, вытекающим из содержания санитарного бюллетеня. Текст пишется художественным шрифтом или печатается, располагается колонками шириной не более 2/3 листа (шрифт — не менее 14, интервал — 2,0). При написании текста следует воздержаться от излишней многоцветности. Как правило, применяют два цвета: один - для текста, другой - для выделения некоторых его частей, букв, цифр. Третий - цвет фона. Текстовую часть дополняют иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, лозунги. Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок не должен подтверждать текст, он должен его дополнять. Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов. Слово «Санитарный бюллетень» пишется мелким шрифтом в правом углу.
Слайд 13: Лозунг
- обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме выражающий требования или рекомендацию. Лозунг
Слайд 14
Словосочетание «Уголок здоровья» пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. На стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов. Вся информация в уголке здоровья должна регулярно обновляться 1 раз в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т.д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами. Уголок здоровья
Слайд 15: Технические средства
Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процесс или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом. Фотоматериалы Технические средства Технические средства используются для обучения и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.
Слайд 16
Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе « Power Point » и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе. Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность - не более 10-15 мин., на видеокассете или DVD -диске. Слайды Видеофильм
Слайд 17: Степень усвоения информации
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения: = 5% лекция; = 10% чтение; = 20% аудиовизуальные средства; = 30% использование наглядных пособий; = 50% обсуждение в группах; = 70% обучение практикой действия; = 90% выступление в роли обучающего (ведущего). Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).
Слайд 18: МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
№ п/п Мето ды Формы Содержание работы Примечание 1 2 3 4 5 1 Устный Беседа индивидуальная или групповая Час вопросов и ответов изучение медицинской и популярной литературы; написание конспекта беседы, проведение групповой беседы продолжительностью 10-15 минут. Текст рецензируется врачом. План и темы бесед необходимо вывешивать заранее на видном месте, указывая место проведения и время. Школа здоровья осуществление подбора пациентов; оповещение, приглашение пациентов; проведение занятий продолжительностью 1 час. Занятия проводятся по специально разработанной программе, рассчитанной от 5 до 10 занятий Радиовыступление разработка текста беседы на 2-3 мин.; выступление по радио. При наличии местного радиоузла
Слайд 19: МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (продолжение)
№ п/п Мето ды Формы Содержание работы Примечание 1 2 3 4 5 2 Печатный Памятка Книжка листок с краткими наставлениями Содержит краткие сведения о каком-либо заболевании Плакат Настенный лист Привлекает внимание и интерес к трактуемой проблеме Листовка Листок носит агитационный характер Сопровождается призывом Буклет Печатное издание на одном листе Содержит краткую информацию Санитарный бюллетень Стандартный формат 60*90 см Освещает вопросы медицины и гигиены Лозунг Выражает идею, требование. Призыв к действию в краткой форме
Слайд 20: МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (продолжение)
№ п/п Мето ды Формы Содержание работы Примечание 1 2 3 4 5 3 Наглядный «Уголок здоровья» Подбор и обновление информации Периодичность замены - 1 раз в месяц Фотоматериалы Фотографии на темы профилактики здорового образа жизни Оформляются в альбом Технические средства Слайды, видеофильмы, муляжи, тренажеры Используются для обучения и самообучения населения
Слайд 21: Гигиеническое воспитание
Санитарное просвещение предшествует и сопутствует гигиеническому воспитанию. Гигиеническое воспитание - совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил ЗОЖ и убежденности в необходимости их соблюдения. Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания – школы здоровья. Гигиеническое воспитание вырабатывает у населения адекватное отношение к факторам внешней среды, повышает санитарную культуру.
Слайд 22: Принципы организации гигиенического обучения и санитарного просвещения:
государственный характер плановость м ассовость у частие всех медицинских работников у частие др.организаций и населения с пециальные органы и учреждения гигиенического обучения и воспитания о бщедоступность и целенаправленность н аучность д ифференцированность оптимистичность