Первый слайд презентации: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Слайд 2: Гигиеническое обучение и воспитание
является одной из стратегий формирования здоровья, здорового образа жизни индивида, различных групп населения
является формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
1) повышение знаний по вопросам поддержания и укрепления здоровья; 2) создание мотиваций для ведения здорового образа жизни, 3) формирование гигиенической культуры и гигиенического поведения.
Слайд 5: Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется
с использованием комплекса путей, методов и средств воздействия одновременно через семью, школу, медицинское и социальное учреждения, учреждения культуры.
Слайд 6: Гигиеническое воспитание населения строится на следующих принципах:
– научность, т.е. пропаганда тех сведений, которые являются научным знанием, прочно утвержденным и доказанным научными исследованиями; – правдивость и объективность; – дифференцированность и целенаправленность; – массовость; – систематичность и последовательность; – комплексность (участие в работе по гигиеническому воспитанию различных специалистов и учреждений).
Слайд 7: Важнейшими направлениями гигиенического воспитания являются:
1. Пропаганда факторов, позитивно влияющих на здоровье. 2. Пропаганда предупреждения (профилактики) влияния факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье.
Слайд 8: Гигиеническое воспитание населения может и должно проводиться в различных формах:
а) в индивидуальной (с каждым человеком отдельно); б) групповой (с группой граждан, однородных по полу, возрасту, социальному и иному статусу); в) массовой.
Слайд 9: Гигиеническое воспитание в настоящее время строится на трех основных методах:
устном, печатном и изобразительном. На практике их обычно сочетают.
Слайд 10: К средствам, используемым при применении устного метода, относятся:
лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие, инструктаж и др.
Слайд 11: Средствами печатного метода являются
брошюра, буклет-, бюллетень, журнал, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета и др. Они могут быть двух видов: разработанные и тиражированные самими специалистами или готовые печатные издания.
Слайд 12: Наглядный (изобразительный) метод гигиенического воспитания включает следующие средства
: плоскостные (плакат, рисунок, схема, таблица, чертеж, план, диаграмма и др.), объемные (муляж, макет, модель, фантом, диорама, чучело и др.); натуральные объекты (макро- и микропрепараты, образцы растительного и животного происхождения, продукты и др.); комбинированные средства (вагон-выставка, театр, кукольный театр и др.); технические средства (магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и др.).
Слайд 13: Формирование целевых аудиторий – потребителей информации
является непреложным условием разработки и использования обучающих программ, организационных технологий и других форм, средств и методов, применяемых в социальной работе. Первичную целевую группу формируют здоровые люди, дети и молодежь; работающие, дети и молодежь с факторами риска; пожилые люди и инвалиды.
Слайд 14
Вторичную целевую группу – социальные работники, врачи, психологи, реабилитологи, методисты и инструкторы по лечебной физкультуре и массажу; персонал учреждений социальной защиты. Популяризаторами этой работы должны стать средства массовой информации и рекламодатели.
Слайд 16
Исследователями доказана возможность формирования поведения, адекватного здоровому образу жизни, и снижения уровня как общей заболеваемости, так и заболеваемости по отдельным нозологическим формам.
Слайд 17: К комплексу мер, способствующих решению проблем формирования здорового образа жизни населения, относятся:
– соответствующая политика государства; – личная заинтересованность и ответственность человека; – ответственность членов семьи за здоровье каждого; – широкий охват населения гигиеническим обучением и воспитанием и др.
Слайд 18
Поведение человека, в том числе в отношении своего здоровья, зависит от множества факторов. Среди них важное место принадлежит знаниям, позволяющим понимать сущность и важность здоровья для достижения своих личных целей, а также возможность его сохранения и укрепления.
Слайд 19: Виды гигиенического воспитания и обучения
Гигиеническое воспитание и обучение граждан должны осуществляться в процессе: - воспитания, обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях ; - при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях. - при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельности которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализации пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием ;
Слайд 20
Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, руководителями кружков, клубов, объединений. В основном гигиенические вопросы освещаются в процессе преподавания природоведения, основ безопасности жизнедеятельности, технологии, физической культуры, естествознания, биологии
Слайд 21
Существенный компонент гигиенического воспитания - личная гигиена. Личная гигиена - важнейшее средство активного отношения человека к своему здоровью. Подросток должен руководствоваться не только элементарными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходимыми навыками в области психогигиены и усвоить определённые нормы поведения, образ действий, формы обхождения, принятые в цивилизованном обществе
Слайд 22
Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей.
Слайд 23
Гигиеническое обучение персонала ведётся по нескольким направлениям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные консультации. Обязательной формой является посещение медицинским персоналом уроков с последующей их гигиеническ9й оценкой и разбором с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях.
Последний слайд презентации: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Работники образовательных учреждений обязаны проходить гигиеническую подготовку и сдавать зачет (проходить гигиеническую аттестацию один раз в 2 года по установленной программе). Санитарный врач по гигиене детей и подростков имеет право отстранить от работы лиц, не знающих и не выполняющих санитарные правила при работе, до сдачи зачета по установленной программе на основании статьи 36 (2) Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".