Первый слайд презентации: СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
Подготовили: студентки I курса магистратуры Камбарова Лейла Коршикова Яна Презентация научной психологической школы
Слайд 3
возникновение тоталитарных идеологий переход к массовому машинному производству научно-техническая революция идеи о равенстве прав всех людей Экономические, политические и социальные потрясения Европы и Запада
Слайд 4
Изменения в психологии: Начало XX -го века ознаменовалось проведением огромного количества исследований в различных отраслях, результаты которых по-новому отвечали на вопросы этой науки. Распад психологии на ряд крупных направлений
Слайд 6
Картезианское учение о рефлексе XVII в., представление об адаптивной природе психики и рефлекторном характере поведения; О. Конт : подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты (позитивизм); У. Джемс, Дж. Дьюи : критерий истинности учения - его практическая польза (прагматизма). ПРЕДТЕЧИ В ФИЛОСОФИИ
Слайд 7
Дж. Дьюи: новое понимание предмета психологии – целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности (1896); «Коннексионист» Э. Торндайк : исследование связи между реакцией живого организма и ситуацией; идея активности организма с целью адаптации к среде; Отечественные исследования в области психофизиологии ( И. Павлов ). ПРЕДТЕЧИ В ПСИХОЛОГИИ
Слайд 9
БИХЕВИОРИЗМ – «наука о поведении» – направление в психологии, которое изучает человеческое поведение и способы влияния на него. Behavio (u)r – англ. – поведение
Слайд 10
Джон Бродес Уотсон (1878-1958) - американский психолог, основатель бихевиористического подхода в психлогии. Программный доклад «Психология с точки зрения бихевиориста», 1913
Слайд 11: Основная формула:
Основной метод – описание, регистрация и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Экспериментальная основа – исследования поведения животных (позже - людей).
Слайд 12: Маленький Альберт (1920)
Уотсоном была выработана устойчивая реакция страха у 11-месячного ребёнка на вид белых мышей. Маленький Питер (1924) Эксперименты Мэри Джонс по устранению чувства страха перед белым кроликом проводились с ребёнком в возрасте 2,9.
Слайд 13
Методологические изъяны исходной концепции привели к распаду её на на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий - в частности, гештальт-психологии, а затем психоанализа. 60-70е гг. ХХ в. - зарождение социального бихевиоризма
Слайд 15
Причины модификации классического бихевиоризма: Социальное поведение стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, т.к. не могло изучаться на животных. Необходимость рассматривать ролевое поведение человека в социуме. Доказательство несостоятельности положений, игнорировавших мотивы и ожидания в поведении людей.
Слайд 16
Джордж Мид ( George Herbert Mead, 1863-1931) Попытка учесть своеобразие детерминации человеческого поведения привела к созданию новой концепции - социального бихевиоризма.
Слайд 17: Основные идеи
1. Важнейший фактор формирования личности – социальное окружение, взаимодействие с ним. 2. Личность есть набор различных ролей, которые человек проигрывает при взаимодействии с людьми. 3. Механизмом формирования роли является игра, где ребенок впервые сталкивается с необходимостью соблюдения правил и может примерить на себя различные роли. 4. Выбор и проигрывание определенной роли обусловлен ожиданием взрослого и прошлым опытом ребенка.
Слайд 18: Слабость концепции
…причины методологического порядка – идеалистическое воззрение на общество, историю, культуру : общество – взаимодействие исполняющих различные роли индивидов; социальный процесс сводится к «чистому» общению; его реальной основой служат практические связи людей, детерминируемые конкретными социально-экономическими условиями.
Слайд 19
Н. Миллер Дж. Доллард «теория фрустрации и агрессии» – попытка объединить бихевиоризм с психоанализом
Слайд 21: Основные идеи
Агрессивное поведение всегда предполагает существование фрустрации, и наоборот, существование фрустрации всегда ведёт к некоторой форме агрессии. Подражание как объект инструментального научения (подражание в поведении имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает).
Слайд 22
Альберт Бандура (1925 г.р.) – ведущий социально-когнитивный теоретик, признанный пионер модификации поведения. Предложил анализ внутренних причин поведения человека.
Слайд 23: Основные идеи
Взаимный детерминизм : непрерывное взаимодействие поведения, познавательной сферы и окружения – т.о., факторы предрасположенности и ситуационные факторы - это взаимозависимые причины поведения.
Слайд 24: Основные идеи
Научение через моделирование – все феномены прямого научения (на собственном опыте) могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Компоненты: Процессы внимания – наблюдение за поведением модели; Процессы сохранения – запоминание увиденного; Моторо-репродуктивные процессы – перевод закодированных в символах воспоминанияв новую форму ответа; Мотивационные процессы – наличие позитивного (косвенного) подкрепления.
Слайд 25: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Самоподкрепление и саморегуляция – люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения (и наоборот). Самоэффективность – путь к совершенному поведению – 4 шага: 1. Способность выстроить поведение 2. Косвенный опыт. 3. Вербальное убеждение. 4. Эмоциональный подъем.
Слайд 27
Дж. Тибо и Г. Келли в 1959 г. в книге «Социальная психология групп» предложили теорию взаимодействия исходов. Основное внимание – взаимодействие людей в диадах и взаимный обмен вознаграждениями и наказаниями.
Слайд 28: Основные идеи
Всякое межличностное отношение есть взаимодействие. Диадическое взаимодействие будет повторяться, пока выгоды превосходят затраты. Вознаграждения и потери могут быть не только материальными, но и психологическими. Результат взаимодействия оценивается только на основе сравнения позитивных исходов (выигрышей, которые человек получил в предшествующих отношениях с другими людьми).
Слайд 29: Дилемма узника
Заключённый Б хранит молчание Заключённый Б предаёт заключённого А Заключённый А хранит молчание Оба получают полгода Босвобождается, А получает 10 лет тюрьмы Заключённый А предаёт заключённого Б А освобождается, Б получает 10 лет тюрьмы Оба получают 2 года тюрьмы
Слайд 30: Критика
Все общественные отношения анализируются в терминах деловых сделок. Не учитывается роль обратной связи и системы ценностей, подлинная сущность социального конфликта и социальной индивидуальности. (С. Московичи)
Слайд 31
Дж. Хоманс (1910 г.р.) – автор теории эелементарного социального поведения. В центре внимания – взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями).
Слайд 32: Основные идеи
Правило «распределённой справедливости» : каждый участник социального отношения-обмена ожидает справедливого обмена издержек и вознаграждений. Элементарное социальное поведение строится по матрице выигрышей и потерь, а окружающие люди - стимулы, т.к. своим поведением награждают или наказывают индивида.
Слайд 34
Развитие в ХХ веке российского позитивизма и неопозитивизма отпочкование поведенческой науки Истоками социального бихевиоризма в России стали научные изыскания И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева – в основе лежат исследования проблем инстинктов и поведения.
Слайд 35
Группа учёных, изучающих бихевиоризм сегодня : П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. А. Зимняя, В. Н. Дружинин, Ю. М. Орлов. Выработанная ими теория научения — приобретение индивидуального; широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций (связь с бихевиоризмом).
Слайд 37: Недостатки
Ограниченность схемы «стимул – реакция»: механическое понимание человека и его поведения. Критика за неэтичность некоторых экспериментов (во многих странах проведение опытов над людьми ограничено законодательно).
Слайд 38: Достоинства
Попытка перевести психологию из области мистики и идеализма на уровень объективных научных знаний. Простота схемы "стимул-реакция" давала возможность количественного описания явления и математической обработки результатов. Возможности социального бихевиоризма особенно эффективно могут проявляться для, так называемого, среднестатистического человека.
Слайд 39: Перспективы…
Бихевиоральный подход востребован в сферах образования, менеджмента, маркетинга и др. Бихевиоризм на протяжении длительного времени остаётся одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения – обязательное условие профессиональной подготовки практических социальных психологов.