Первый слайд презентации
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение « ТИХВИНСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» Врач-педиатр обособленного подразделения Центр «Треди» Перепелкина Антонина Вячеславовна Тел.: 88136751992 E-mail : tredy-tichvin@yandex.ru
Слайд 2
В Тихвинском КЦСОН работает пункт проката, в котором дети - инвалиды могут взять бесплатно ТСР в ситуациях, когда нужно время для получения ТСР или в ИПР не прописано ТСР, а оно необходимо для ребенка- инвалида по рекомендации специалиста
Слайд 3
Для облегчения поддержания позы, передвижения и увеличения активности ребенка с двигательными нарушениями могут использоваться различные приспособления, специально адаптированное оборудование или технические средства реабилитации (ТСР ). Определение по ФЗ-181 от 11.06.21 « О соц.защите инвалидов в РФ» «К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида».
Слайд 4
Любые ТСР, вспомогательные приспособления и специальное оборудование назначают по четко определенным показаниям и подбирают индивидуально, в соответствии с физическими параметрами ребенка, потребностям и возможностями его двигательной активности.
Слайд 5
Использование ТСР должно достигать следующих целей: Поддержание выровненного скелета Профилактика или коррекция скелетных деформаций Обеспечение стабильной базы для создания стабильности и развития функциональных возможностей Способствование повышению толерантности к позе Способствование комфорту и расслаблению Создание условий для выполнения нормальных движений или контроля за абнормальными движениями Предотвращения развития пролежней Снижение усталости Улучшение функции вегетативной нервной системы ( сердечная, пищеварительная и дыхательные функции) Способствовать максимальному функционированию с минимизацией патологических проявлений
Слайд 6
Как работают ТСР? Позиционирование с целью снижения тонуса Обеспечение стабильной базы при позиционировании Соблюдение правила 90-90-90 ( туловище – бедра –голени) Снижение влияния силы тяжести ( наклон вперед или назад во время нахождения в ТСР) Пассивная вертикализация Снижение действия патологических рефлексов ( симметричная поза, пассивная вертикализация ) Прерывание патологических двигательных паттернов Длительное пассивное растяжение мышц Позиционирование суставов Увеличение объема движения в суставах Проприоцептивная коррекция Формирование постурального контроля Условия для коммуникации Условия для приема пищи
Слайд 7
Технические средства реабилитации Системы для сидения( кресла- коляски комнатные, прогулочные, активного типа) Кресла- стулья с санитарным оснащением Системы для стояния ( вертикализаторы, опоры) Системы для формирования стереотипа ходьбы( ходунки) 5. Система для санитарных мероприятий ( кресла стулья с санитарным оснащением ) для туалета, душа и пр. ( по ФЗ-181 от 11.06.21 : специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения ( кресла- коляски);
Слайд 8
Поза лежа: у детей с тяжелыми формами ДЦП сохраняются примитивные тонические стволовые рефлексы, что негативно отражается на позе ребенка с ДЦП, делая ее не физиологичной и способствуя формированию патологических установок в суставах, а со временем и формированию контрактур в них.
Слайд 9
Необходимо правильно укладывать ребенка! Положение лежа на спине : с помощью различных валиков и подушек разного размера и формы (С-, П-, Т-образных) с различным наполнением можно подобрать позы, в которых голова ребенка будет мягко удерживаться по средней линии, в слегка приподнятом положении, конечности будут расположены симметрично и удобно.
Слайд 10
Положение на боку : под ногу, находящуюся сверху, подкладывается валик, чтобы избежать приведения бедра.
Слайд 11
Положение лежа на животе : чтобы создать условия для формирования первых выпрямительных реакций - рефлекса удержания головы под грудь ребенка подкладывается валик, голову можно удержать в приподнятом положении с помощью специального воротника специальной конструкции.
Слайд 12
Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, особенно тяжелыми гиперкинезами, можно использовать для позиционирования в позе лежа модульные системы из валиков и подушек, скрепленных надежными липкими застежками, например Ирли активити систем или сделать собственными руками.
Слайд 15
Поза сидя в момент кормления чрезвычайно важна как для эффективности и безопасности самого процесса кормления, так и для профилактики контрактур и вывихов суставов и деформации позвоночника. Кормление ребенка в положении на руках, коленях либо в подушках чревато аспирацией, деформацией скелета.
Слайд 16
Принципы постуральной коррекции в положении сидя Во всем мире считается, что ребенок, достигший возраста, когда здоровые дети садятся, должен быть посажен с использованием ТСР. При высаживании ребенка необходимо решить вопрос удержания его головы и фиксации корпуса в симметричном положении. Это возможно с помощью современных адаптированных кресел и колясок с головодержателями, боковыми фиксаторами (в идеале регулируемыми), регулируемыми подножками под ноги. Стабильная база ( правильная поддержка таза, бедер и стоп- основа стабильной позы сидя. Баланс ( положение туловища, плеч, а иногда и головы имеют решающее значение для правильного баланса) Мобильность ( возможность свободно двигать руками и головой, улучшение двигательное и функциональное развитие)
Слайд 17
Главный секрет успеха - индивидуальный подбор кресла, коляски, так чтобы они максимально точно соответствовали анатомическим размерам ребенка и задавали необходимые взаимоотношения частей тела, препятствующие формированию искривлений позвоночника и контрактур суставов. Любое занятие должно начинаться с принятия ребенком устойчивой симметричной физиологической позы сидя: голова поднята, спина прямая, руки лежат на столике или подлокотниках, углы сгибания всех суставов нижних конечностей 90 градусов, стопы стоят на опоре.
Слайд 18
Правильное обеспечение стабильной базы является ключевым моментом в индивидуальном подборе кресла- коляски. Основными параметрами, которые влияют на качество постуральной коррекции в положении сидя, является правильный подбор и соблюдение правил при изменении параметров системы для сидения: -глубина зависит от длины бедра -ширина сиденья зависит от ширины таза - высота подножки зависит от длины голени - тазовый ремень необходим всегда
Слайд 19
Расчет ширины сиденья: ширина таза р ебенка +2см Слишком широкая коляска приводит к : -нестабильность таза -формирование сколиоза - « заваливанию» ребенка набок - ротации таза - формированию « унесенных ветром ног» Тазовый ремень используется всегда, поскольку: - предотвращает сползание ребенка вперед - предотвращает ротацию таза - обеспечивает максимально полный объем разгибания и сгибания в тазобедренных суставах.
Слайд 20
Высота подножки всегда соответствует длине голени. Если длина голеней анатомически разная, необходима подножка с регулировкой высоты отдельно для каждой ноги. Положение ног: - нагрузка на нижнюю поверхность бедер снимается, когда стопа располагается под коленом, что важно для сохранения нейтрального положения таза - хорошая опорная поверхность означает, что голеностопные и коленные суставы согнуты под углом 90 градусов, а стопы располагаются на ширине бедер
Слайд 21
Высота спинки Правильный подбор высоты и спинки для кресел – колясок обеспечивает максимальную активность ребенка и предотвращает возникновение вторичных осложнений. - для активной кресла- коляски- до нижнего угла лопатки( индивидуально) - для комнатной коляски высота спинки должна быть на уровне плеч, поскольку слишком высокая спинка ограничивает движение головы и формирует шейный гиперлордоз - для прогулочной коляски высота спинки должна быть на уровне макушки и выше
Слайд 23
. Постуральная коррекция позы стоя Вследствии невозможности самостоятельного удержания правильной симметричной позы стоя, детям с двигательными нарушениями необходимо назначать опоры для стояния с 10-12 мес. Вертикальное положение в системе для стояния обеспечивает выполнение задач правильной работы стоя: - облегчить работу сердца и легких - улучшить циркуляцию крови - улучшить работу желудка, кишечника и мочевого пузыря -снизить спастичность - противодействовать неправильному положению суставов - стимулировать проприоцепцию - предупреждать риск развития пролежней - улучшать общее состояние
Слайд 24
Медицинские аспекты позы стоя: - нагрузка на скелет - развитие тазобедренных суставов - снижение риска дислокации /вывиха тазобедренных суставов - снижение риска сколиоза - снижение риска контрактур - сохранение объема движения без применения лечебной физкультуры - уменьшение спастичности - улучшение контроля головы и моторики рук - снижение риска образования пролежней - улучшение работы легких - активизация кровообращения -улучшение пищеварения - позитивное влияние на работу почек и кишечника
Слайд 25
Психологические аспекты позы стоя: - возможность следовать нормальному развитию - видеть и исследовать мир под иным углом зрения, чем из положения сидя или лежа - легче устанавливать зрительный контакт - стимулируется активность и социальное взаимодействие - повышается самооценка и уверенность в себе - снижаются дефекты восприятия - предотвращает задержку интеллектуального развития
Слайд 26
Для детей страдающих ДЦП с тяжелыми степенями двигательных нарушений необходимо отдельное техническое средство реабилитации - вертикализатор. Именно он поможет ребенку принять правильную позу во время стояния
Слайд 27
Противопоказания для пребывания в вертикализаторе : Грубые атрофии костей и мышц туловища. Серьезные проблемы с дыхательной функцией Тяжелые контрактуры, которые не позволяют выпрямить ребенка и поместить в позу « стоя» ( относительные П/П) Тяжелый остеопороз Вывихи тазобедренных суставов Некоторые врожденные пороки развития (например недоразвитие грудной клетки).
Слайд 28
Показания к вертикализации : - дети GMFCS II - V должны стоять с 9 мес дети II и III уровня могут и должны стоять до 4х лет. Если в позе стоя и ходьбе присутствуют ограничения движения в суставах ( тройное сгибание), вертикализация должна продолжаться. - дети уровня IV - V по GMFCS должны пассивно стоять по 60мин ежедневно ( 5 раз в неделю) в течении всей жизни ( 7,5 часов в неделю- минерализация костей), но время стояния может быть уменьшено, если ребенок активен ( самостоятельно встает, ходит в ходунках, ездит на велосипеде и т.д.), но эта активность не заменяет пассивное стояние !) Расщепление позвоночника Мышечные заболевания Повреждения головного и спинного мозга Генетические синдромы, сопровождающиеся парезами конечностей После ЧМТ, травмы позвоночника, спинного мозга и нижних конечностей
Слайд 29
Различают переднеопорное и заднеопорное стояние. Переднеопорное стояние- предпочтительный выбор способа вертикализации. - при наклоне вперед увеличивается паттерн разгибания - предотвращаются контрактуры тазобедренных, коленных и голеностопных суставов - обеспечивается чувство уверенности ( более безопасное стояние) - дает ребенку хороший обзор - ребенок более активен/стимуляция развития - улучшается мелкая моторика - стимулируется вокализация
Слайд 30
Заднеопорное стояние- используется для более « проблемных «детей и назначается только в случаях в случаях, когда: - ребенок не может контролировать положение головы - у ребенка имеются контрактуры тазобедренных или коленных суставов - тяжелый по весу пациент
Слайд 31
Как правильно стоять в вертикализаторе ? - ребенок должен стоять симметрично - должна быть обеспечена фронтальная симметрия таза - положение таза нейтральное - тело и голова должны быть по средней линии - упоры для коленей должны располагаться над или под коленными суставами - колени должны быть слегка согнуты, чтобы обеспечить максимально физиологичное положение во время стояния; - угол между стопой и голенью должен быть около 12 градусов, что обеспечивает максимальную стабилизацию тазобедренных суставов - детям с ДЦП требуется небольшой наклон вперед или назад- на 5-10 градусов. Абсолютно вертикальное положение усиливает спастичность
Слайд 32
Когда и на сколько необходимо ставить ребенка? при возможности во всех повседневных занятиях: - гигиенические процедуры - ситуации приема пищи - школьные занятия - игра 2. Стоять в симметричной позе 45 минут в день 7 дней в неделю или 60 мин в день 5 раз в неделю. 3. Длительность стояния определяется следующим образом: как только ребенок перестает быть активным, его необходимо вынуть из опоры. Если не получается стоять подолгу, надо разбить тренировку на несколько коротких «подходов» в день.
Слайд 33
Существуют комбинированные устройства, совмещающие функции и адаптированных столиков и вертикализаторов, а также вертикализаторов и колясок.
Слайд 34
Когда ребенок научился вставать и стоять, навыки ходьбы развиваются с помощью ходунков. Нормально развивающийся ребенок начинает ползать в 8 месяцев, стоять в 10, а ходить в 12-15 мес. Для детей с нарушениями рекомендуется начинать ходить в ходунках с того момента, когда ребенок может стоя удерживать вес своего тела и делать первые шаги. У детей с двигательными нарушениями возникают сложности с ходьбой, поэтому необходимо помочь им сделать первые шаги, обеспечив их правильно подобранными средствами технической реабилитации- ходунками. Ходьба обладает рядом полезных свойств:- укрепляет кости - снижает контрактуры - улучшает сердечную и дыхательную функцию - стимулирует кишечник - увеличивает силу ног - снижает спастичность - стимулирует развитие суставов - улучшает психологическое состояние - дает возможность изучать окружающий мир - дает возможность взаимодействовать со сверстниками
Слайд 36
Надеемся, что предоставленная информация поможет Вам в подборе технических средств реабилитации