Первый слайд презентации: ТЕМА № 3 Использование бортовой навигационно – посадочной аппаратуры КУРС – МП 2
1 Содержание 1. Назначение и решаемые задачи. 2. Состав и размещение на ВС аппаратуры КУРС МП 3. Выполнение полета по маршруту и заход на посадку.
Слайд 2: Назначение КУРС МП - 2
Навигационно-посадочная аппаратура «Курс МП - 2 предназначена для обеспечения полетов по сигналам всенаправленных наземных радиомаяков VOR международной системы ближней навигации, для выполнения предпосадочных маневров и заходов на посадку по сигналам посадочных радиомаяков международной системы ILS и систем типа СП, применяемых в России. Аппаратура «Курс МП-2» состоит из двух одинаковых полукомплектов и системы управления, обеспечивающей независимое управление каждым полукомплектом. При работе обоих полукомплектов в режиме посадки к вычислителю подключается один полукомплект, а второй находится в горячем резерве, то есть, включен и поставлен в режим посадки. В случае выхода из строя первого полукомплекта автоматически подключится второй. Резервирование каналов, отрабатывающих информацию о боковом и продольном положении самолета, независимое. 2
Сигналы, характеризующие положение самолета относительно заданной линии пути в горизонтальной и вертикальной плоскости ; Сигналы, характеризующие работоспособность аппаратуры и вход самолета в зону действия маяка; Текущий азимут самолета на маяк VOR ; Курсовой угол относительно маяка VOR ; Сигналы, характеризующие пролет самолетом маяка VOR ; Сигналы, характеризующие пролет самолетом маркерных маяков (маршрутных и посадочных). 3
Слайд 11: Командно – пилотажный прибор КПП
1 - стрелка отклонения от заданной линии пути 2 - корректор стрелки 1; 3 - бленкер канала тангажа ; 4 - командная стрелка тангажа ; 5 - стрелка отклонения от равносигнальной зоны глиссады при посадке и отклонения от заданной высоты полета; 6 - нулевой индекс стрелки 5; 7 - корректор стрелки 5; 8 - кнопка- лампа арретирования гироагрегата ; 9 - корректор стрелки 18; 10 - указатель скольжения; 11 - нулевой индекс стрелки 1-; 12 - бленкер канала крена; 13 - подвижная шкала тангажа ; 14 - корректор стрелки 4; 15 - нулевой индекс стрелок 4 и 18; 16 - подвижный символ самолета (указатель крена); 17 - неподвижная шкала крена; 18 - командная стрелка крена; 19 - ручка установки шкалы тангажа. 11
Слайд 13: Навигационно – пилотажный прибор КППМ
1 - неподвижный индекс курса; 2 - неподвижная шкала курсового угла радиостанции; 3 - стрелка заданного курса; 4 - подвижная шкала курса; 5 - индекс для выполнения маневра "Коробочка"; 6 - корректор стрелки 12; 7 - бленкер глиссады; 8 - противоположный конец стрелки ЗК ; 9 - индекс обратного курса; 10 - стрелка курсового угла радиостанции; 11 - бленкер курса; 12 - стрелка положения глиссады; 13 - индекс для выполнения маневра «Коробочка»; 14 - нулевой индекс стрелок 12 и 15; 15 - стрелка положения курса; 16 - противоположный конец стрелки КУР; 17 - ручка установки заданного курса; 18 - корректор стрелки 15. 13
Слайд 15: Схема полета по маякам « VOR » и типовая схема предпосадочного маневра захода на посадку по маякам « ILS »
15
Слайд 16: ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
1 Всенаправленный радиомаяк ( англ. Very high friquency Omni directional radio Range сокр. VOR). Обеспечивает выдачу информации об азимуте ЛА. Радиомаяк может работать как самостоятельно, так и в составе с дальномером DME, образуя азимутально-дальномерную систему ближней навигации VOR/DME.
Слайд 17: ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
2 Основным навигационным средством в большинстве стран является VOR (VHF Omnidirectional Range navigation system), что в переводе на русский называет всенаправленный курсовой радиомаяк УКВ диапазона. Появившиеся в последнее время спутниковые навигационные системы не заменяют VOR, а дополняют их. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 18
3 На пилотажной карте вы можете найти необходимую VOR-станцию. На схеме показан самолет, находящийся на радиале 30 от VOR. Каждый VOR имеет свое название (VOR на рисунке называется KEMPTEN VOR) и сокращенное трехбуквенное обозначение (VOR на рисунке обозначается KPT). Рядом с VOR написана его частота, которую надо вводить в приемник. Таким образом, чтобы поймать сигнал от KEMPTEN VOR, надо ввести в приемник частоту 109.60. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 19
4 Задатчики частот VOR подписаны красным цветом. Одна частота VOR является неактивной (STAND BY), ее изменяет ручка задатчика частоты. Вторая частота VOR называется активной (ACTIVE), это та частота VOR, на которую настроен приемник в данный момент. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 20
5 Пример приемника с двумя задатчиками частоты VOR. Пользоваться им очень просто: при помощи круглого задатчика надо ввести требуемую частоту VOR, а затем сделать ее активной при помощи переключателя. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 21
6 В кабине так же должен быть прибор, показывающий, на каком радиале VOR в данный момент находится самолет. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 22
7 На рисунке видно, что при вращении ручки OBS шкала поворачивается, и верхний уголок показывает на номер текущего радиала. Как и на компасе, все номера на приборе пишутся деленные на 10, таким образом цифра 3 обозначает радиал 30. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 23
8 Вертикальная планка показывает отклонение от радиала. Если самолет находится на радиале, то планка будет стоять вертикально: ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 24
9 Если самолет сместится правее радиала, то вертикальная планка отклонится влево, чтобы показать что к радиалу надо лететь в левую сторону. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 25
10 Обратите внимание, что в данном случае самолет отклонился от радиала сильнее, и планка прибора соответственно так же отклонилась сильнее. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 26
11 на рисунке показаны самолеты, летящие разными курсами. Поскольку они находятся на одном и том же радиале и у них одинаково настроен OBS, прибор VOR у всех самолетов покажет одно и то же. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 27
12 Мы рассмотрели полет по направлению к VOR. Точно также можно летать и в обратном направлении. Обратите внимание, что уголок направления показывает теперь на надпись FR, что означает что самолет движется по направлению от VOR. Самолет на рисунке немножко отклонился вправо, поэтому планка на приборе показывает что радиал находится левее. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 28
13 Распространенная ошибка, совершаемая многими, заключается в установке неправильного номера радиала. Если бы на рисунке пилот вместо радиала 30 установил бы радиал 210, то стрелка показывала бы направление TO, а планка отклонялась бы в противоположную сторону. Поэтому очень важно всегда правильно задавать направление радиала и контролировать расположение VOR по уголку TO-FROM. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 29
14 НОМЕР РАДИАЛА — это курс, которым должен лететь самолет, двигаясь по радиалу в безветренную погоду. При этом не важно, летит самолет от VOR или по направлению к нему. Номера радиалов VOR соответствуют магнитному курсу ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 30
15 видно, что радиал где-то далеко справа. Теперь надо решить, под каким углом мы будем перехватывать радиал. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR Красной пунктирной линией показан курс перехвата. Лететь этим курсом надо до тех пор, пока прибор не покажет что самолет находится на радиале.
Слайд 31
16 Все что осталось, это развернуться и полететь по радиалу курсом 30 градусов. Чтобы не перелететь мимо радиала, надо начинать разворот заранее, не дожидаясь пока планка встанет строго вертикально. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR
Слайд 32
17 Иногда возникают ситуации, когда нужно перейти с одного радиала на другой. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR Предположим что самолету надо пролететь по радиалу 30 от VOR 1 до точки FIX, после чего необходимо повернуть курсом 90 градусом и двигаться к VOR 2.
Слайд 33
18 Эта задача легко решается при помощи использования двух приемников VOR одновременно. В приемник NAV1 введем частоту VOR 1 и настроем его на радиал 30, в приемник NAV2 — частоту VOR 2 и радиал 90 градусов. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR Верхний приемник, настроенный на VOR 1 показывает что самолет находится точно на радиале 30 градусов и летит курсом к нему. Нижний, настроенный на VOR 2, говорит что до радиала 90 градусов еще далеко. Продолжаем движение по радиалу пока второй приемник не покажет, что мы подходим к радиалу 90 градусов:Эта задача легко решается при помощи использования двух приемников VOR одновременно. В приемник NAV1 введем частоту VOR 1 и настроем его на радиал 30, в приемник NAV2 — частоту VOR 2 и радиал 90 градусов
Слайд 34
19 Не дожидаясь пока стрелка VOR 2 встанет строго вертикально, заранее начнем разворот на 90 градусов. После разворота останется только продолжить движение по радиалу 90 градусов по направлению к VOR 2: ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МАЯКАМ VOR