Первый слайд презентации: Тема 8. Организационная культура
Слайд 2: План лекции
Понятие, структура и содержание организационной культуры. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Национальные аспекты в организационной культуре
Слайд 4
Нормы, определяющие действия и поведение работников Ценности, установки, приоритеты работников Система отношений, определяющая восприятие работниками своей работы и организации Действия и поведение работников в конкретных ситуациях Составляющие организационной культуры
Слайд 5
Уровни изучения организационной культуры ВНЕШНИЕ ФАКТЫ Технологии Архитектура Наблюдаемые образцы поведения ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ВЕРОВАНИЯ Проверяемые в физическом окружении Проверяемые только через социальный консенсус БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ Понимание реальности, времени и пространства Отношение к человеку Отношение к работе
Слайд 8: Объективная ОК: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерии, комнаты приема, стоянки и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация
Слайд 9: Ф. Харрис и Р. Моран
сознание себя и своего места в организации коммуникационная система и язык общения внешний вид, одежда и представление себя на работе что и как едят люди, привычки и традиции в этой области осознание времени, отношение к нему и его использование взаимоотношения между людьми ценности и нормы вера во что-то и отношение или расположение к чему-то процесс развития работника и научение трудовая этика и мотивирование
Слайд 11
Рамочная конструкция конкурирующих ценностей организации Гибкость и индивидуальность Стабильность и контроль Внутренний фокус и интеграция Внешний фокус и дифференциация КЛАН АДХО- КРАТИЯ ИЕРАР-ХИЯ РЫНОК
Слайд 12: Содержательные измерения организационной культуры
доминантные характеристики организации стиль лидерства отношение к сотрудникам и условия труда связующая сущность организации (механизмы, удерживающие работников вместе) стратегические приоритеты организации критерии успеха (как определяется победа, что именно вознаграждается и чествуется)
Слайд 13
Тип культуры: ИЕРАРХИЯ Доминантные характеристики организации: Формализованное и структурированное место работы Тип лидера: Координатор, наставник, организатор Стратегические приоритеты: Рентабельность, своевременность, стабильность Отношение к сотрудникам: Гарантия занятости и обеспечение долгосрочной предсказуемости Связующая сущность организации: Формальные правила и официальная политика Критерии успеха: Четкое распределение полномочий, надежность поставок, низкие затраты
Слайд 14
Тип культуры: РЫНОК Доминантные характеристики организации: Место для работы, ориентированной на результат Тип лидера: Твердый хозяин и суровый конкурент Стратегические приоритеты: Конкурентоспособность, продуктивность, достижение измеримых целей Отношение к сотрудникам: Жестко проводимая линия на конкурентоспособность Связующая сущность организации: Стремление побеждать Критерии успеха: Проникновение на рынки, увеличение рыночной доли
Слайд 15
Тип культуры: КЛАН Доминантные характеристики организации: Дружественное место работы, где у людей много общего Тип лидера: Воспитатель, родитель Стратегические приоритеты: Развитие человеческих ресурсов, создание позитивного морального климата, высокая степень сплоченности Отношение к сотрудникам: Командная работа, участие работников в бизнесе, согласие Связующая сущность организации: Преданность, традиции Критерии успеха: Здоровый внутренний климат, забота о людях
Слайд 16
Тип культуры: АДХОКРАТИЯ Доминантные характеристики организации: Динамичное, предпринимательское и творческое место работы Тип лидера: Новатор, предприниматель, провидец Стратегические приоритеты: Результат на передовом рубеже, рост, обретение новых ресурсов, творчество Отношение к сотрудникам: Поощрение личной инициативы, риска, свободы Связующая сущность организации: Преданность экспериментированию и новаторству Критерии успеха: Производство уникальных и новых продуктов (услуг)
Слайд 18: 2 Развитие организационной культуры
2.1 Формирование ОК 2.2 Поддержание ОК 2.3 Изменение ОК
Слайд 20: Проблемы адаптации и выживания
Миссия и стратегия Цели Средства Контроль Коррекция
Слайд 21: Проблемы внутренней интеграции
Общий язык и концептуальные категории Границы групп и критерии вхождения и выхода из групп Власть и статус Личностные отношения Награждения и наказания Идеология и религия
Слайд 22: Поддержание ОК
Сила культуры организации определяется тремя моментами: «толщиной» культуры степенью разделяемости культуры членами организации ясностью приоритетов культуры
Слайд 23: МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ОК
Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Критерии определения вознаграждений и статусов. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Организационные символы и обряды.
Слайд 24: МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОК
Изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджеров Изменение стиля управления кризисом или конфликтом Перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения Изменение критерия стимулирования Смена акцентов в кадровой политике Смена организационной символики и обрядности
Слайд 25
10 20 30 40 50 Сопоставление настоящей и предпочтительной культур фирмы КЛАН АДХОКРАТИЯ ИЕРАРХИЯ РЫНОК Настоящая культура фирмы Предпочтительная культура
Слайд 27: МОДЕЛЬ САТЕ
кооперация между индивидами и частями организации принятие решения; контроль; коммуникации; посвященность организации; восприятие организационной среды; оправдание своего поведения.
Слайд 28: Подходы к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации
Игнорируется культура, серьезным образом препятствующая эффективному внедрению стратегии Система управления подстраивается под существующую в организации культуру
Слайд 29: Подходы к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации (продолжение)
Делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии Изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру
Слайд 31
Системный подход к изучению национального в ОК Организационная культура Семья Религия Образование Политика Экономика Здоровье Социализация отдых
Слайд 32: МОДЕЛЬ Г. ХОФШТЕДЕ
дистанция власти; индивидуализм-коллективизм; мужественность-женственность; стремление избежать неопределенности; долгосрочность или краткосрочность ориентаций.
Слайд 33: Модель У. Оучи
«Культурные» переменные Характеристики в японских компаниях Характеристики в американских компаниях типа « Z » Характеристики в типичных американских компаниях Найм Пожизненный Долговремен-ный Кратковре-менный Оценка и продвижение Качественное и медленное Качественное и медленное Количественное и быстрое Карьера Широкоспециа-лизированная Умеренно-специали-зированная Узкоспециали-зированная Механизм контроля Неясный и неформальный Неясный и неформальный Ясный и формальный Принятие решения Групповое и консенсусное Групповое и консенсусное Индивидуальное Ответствен-ность Групповая Индивидуальная Индивидуальная Интерес к человеку Широкий Широкий Узкий