Первый слайд презентации: Тема « Остродефектные и дефектные рельсы »
Устройство и текущее содержание железнодорожного пути Профессия: оператор по путевым измерениям 4-го и 5-го разрядов Тема « Остродефектные и дефектные рельсы » Петровых Н.М. - преподаватель Екатеринбург- Пассажирского подразделения Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций 2021
Слайд 3: Дефектный рельс (ДР)
2 рельс, у которого в процессе эксплуатации происходит постепенное снижение служебных свойств ниже нормативного уровня, но по которому еще обеспечивается безопасный пропуск поездов, хотя в ряде случаев уже требуется введение ограничения скоростей движения. Такие рельсы заменяются в установленном порядке. Режим их эксплуатации до момента устранения дефектов или изъятия назначают в зависимости от конкретных условий с учетом нормативов инструкции 2499р.
Слайд 4: Остродефектный рельс (ОДР)
рельс с дефектом, представляющий прямую угрозу безопасности движения из-за возможного разрушения под поездом или схода колес с рельса. После обнаружения дефекта остродефектный рельс подлежит изъятию из пути (замене) без промедления или требует принятия специальных мер для пропуска поездов до его замены с учетом рекомендаций инструкции 2499р. 2
а ) поперечные или наклонные трещины в головке независимо от их размера (2 и 3 группа) б ) трещины в шейке рельса, а также с выколом части головки (5 группа); в) продольные и поперечные трещины в подошве, выколы части подошвы рельса (6 группа); г) изломы рельса (7 группа); д) наличие у рельсов независимо от их длины отрубленных, или доломонных ( неопилных ), отрезанных газопламенным способом концов, а также прожженных отверстий; е) другие дефекты рельсов, необходимость немедленной замены которых устанавливается дорожным мастером (дефект 99). Основные признаки, определяющие остродефектные рельсы в главных и приемоотправочных путях
Слайд 6: Маркировка дефектных и остродефектных рельсов
1. На шейке с внутренней стороны колеи на расстоянии около 1 м от левого по ходу километров стыка (зазора) светлой масляной краской наносят: для остродефектных рельсов - два, для дефектных рельсов - один косой крест. 2. На шейке рядом с дефектом с той стороны, с которой виден дефект (или всегда с внутренней стороны колеи, если дефект обнаружен дефектоскопными средствами), маркировка повторяется с указанием кода дефекта. 3. Если дефект распространен по всей длине рельса (например, износ), то в середине рельса указывают номер кода этого дефекта с черточками - соответственно перед и после кода (-44.0-). 4. Если дефект расположен на левом конце в пределах стыка, то код дефекта ставят рядом с первой маркировкой и вторую маркировку не делают. 5. При расположении дефекта на правом конце рельса в пределах стыка, дополнительно к первой маркировке повторяют ее на правом конце с указанием кода дефекта. 6. При взятии дефекта в накладки маркировку дефекта (с добавленной буквой "Н") ставят справа от накладки. Маркировка дефектных и остродефектных рельсов
Слайд 7: Маркировка дефектных и остродефектных рельсов
41 а) дефект 14 вне стыка ; б ) дефект 44.0 по всей длине рельса; в) дефект 13.1 на левом конце рельса; г) дефект 13.1 на правом конце рельса; д) остродефектный рельс при расположении дефекта 21.2 вне стыка; е) дефект 21.2, взятый в накладки - дефект 21.2Н. Маркировка дефектных и остродефектных рельсов
Слайд 9
41 1. По остродефектным рельсам с трещинами без полного излома возможен пропуск отдельных поездов со скоростью движения не более 15 км/ч, а в необходимых случаях с проводником. 2. По рельсам типов Р75 и Р65 с внутренними трещинами, не выходящими на поверхность, разрешается пропуск поездов со скоростью не более 25 км/ч. 3. По рельсам с поперечным изломом или выколом части головки без принятия специальных мер пропуск поездов не допускается. 4. Если поезд остановлен у рельса с поперечным изломом, по которому согласно заключению бригадира пути, а при его отсутствии - машиниста, возможно пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый поезд со скоростью 5 км/ч, причем В ПРЕДЕЛАХ МОСТА, ВИАДУКА ИЛИ ТОННЕЛЯ ПРОПУСК ПОЕЗДА ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ПРОПУСК ПОЕЗДОВ ПО ОСТРОДЕФЕКТНЫМ РЕЛЬСАМ
Слайд 10
41 5. При поперечном изломе или трещине рельсовой плети бесстыкового пути, если образовавшийся зазор меньше 25 мм, до вырезки дефектного места допускается концы плети соединить шестидырными накладками, сжатыми струбцинами утвержденной конструкции для пропуска нескольких поездов в течение не более 3 ч., а на дорогах Сибири и Дальнего Востока - не более 4 ч. при скорости движения до 25 км/ч под непрерывным наблюдением специально выделенного работника дистанции пути. 6. На рельсовой плети бесстыкового пути после сверления отверстий и постановки на поврежденное место рельса типа Р65 или Р75 стыковых шестидырных накладок на четыре болта так, чтобы середина накладки совмещалась с дефектом (при этом отверстия для двух ближайших к дефекту болтов не сверлят во избежание развития трещины в их сторону), поезда пропускаются с установленной скоростью ( границы трещины по дефекту не выходят за середину головки рельса - за вертикальную ось симметрии рельса, или указанные дефекты не вышли на поверхность рельса) ПРОПУСК ПОЕЗДОВ ПО ОСТРОДЕФЕКТНЫМ РЕЛЬСАМ
Слайд 11: Этапы восстановления целостности рельсовой плети
Восстановление производится в два или три этапа, включающих: КРАТКОСРОЧНОЕ ВРЕМЕННОЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ В каких случаях выполняется При внутренней поперечной трещине в головке (дефекты 21.2, 22.2 ), если границы трещины по дефекту выходят за середину головки рельса, или указанные дефекты вышли на поверхность рельса, а также при сквозном поперечном изломе рельса по этим же дефектам и образовавшемся зазоре до 40 мм. Если трещина или излом произошли по дефектам 24.2, 25.2, 26.3, 26.4, 27.3, 27.4, 30.2, 31.2, 50.2, 55.2, 56.3, 56.4, 57.3, 57.4, 60.2, 65.2, 66.3, 66.4, 67.3, 67.4, 69.2, 70.2, 71.2, 72.2, 74.2, 75.2, 76.3, 76.4, 77.3, 77.4, 79.2, 99.2, или были обнаружены два и более дефекта 20.2, 21.2 между двумя сварными стыками, т.е. на одном рельсе, или при их сквозном изломе образовался зазор более 40 мм, ставить на дефектное место накладки, сжатые струбцинами, запрещается. В этих случаях должно сразу же производиться временное или окончательное восстановление целостности рельсовой плети.
Слайд 12: Этапы восстановления целостности рельсовой плети
Краткосрочное Временное Окончательное Как выполняется восстановление Для этого в месте повреждения устанавливают шестидырные накладки, сжатые струбцинами типа ПСС-36 или конструкции ПТКБ ЦП, по утверждённым схемам. Скорость движения по участку с использованием струбцин ПСС-36, при зазоре в месте излома 25 мм и менее - не более 50 км/ч, а при зазоре 26÷40 мм – 25 км/ч, а при струбцинах ПТКБ ЦП, не должна превышать 25 км/ч (не более 3 часов, для пропуска нескольких поездов, под наблюдением не ниже ПДБ) Из рельсовой плети вырезается часть рельса с дефектом и вместо нее укладывается рельс длиной 8-11 м. Концы укладываемого рельса соединяют с образовавшимися концами рельсовой плети шестидырными накладками, стягиваемыми полным комплектом болтов. Расстояние от края дефекта или от конца трещины до ближайшего пропила и до ближайшего сварного стыка должно быть не менее 3 м. Заключается в вваривании в рельсовую плеть заранее подготовленного рельса без болтовых отверстий взамен временного. Вваривание рельса производится электроконтактным способом при помощи машины ПРСМ или алюминотермитной сваркой. Наработка тоннажа ввариваемого рельса не должна отличаться от наработки плети более, чем на 100 млн. т брутто.
Слайд 13: Краткосрочное восстановление плети
При внутренней поперечной трещине в головке (дефекты 21.2, 22.2), если границы трещины по дефекту выходят за середину головки рельса (за вертикальную ось симметрии рельса), или указанные дефекты вышли на поверхность рельса, а также при сквозном поперечном изломе рельса по этим же дефектами образовавшемся зазоре до 40 мм, для пропуска нескольких поездов может проводиться краткосрочное восстановление плети. Краткосрочное восстановление плети
Слайд 14: Краткосрочное восстановление плети
Краткосрочное Если внутренняя трещина по дефектам 21.2, 22.2 не выходит на поверхность, а границы ее за середину головки рельса, допускается устанавливать на поврежденное место шестидырные накладки с четырьмя болтами так, чтобы середина накладки совмещалась с дефектом. При этом отверстия под два средних болта не сверлятся во избежание развития дефекта в их сторону. После постановки накладок поезда пропускаются с установленной скоростью.
Слайд 15: Краткосрочное восстановление плети
В месте повреждения устанавливают шестидырные накладки, сжатые струбцинами типа ПСС-36 (путевые соединители стыков), или конструкции ПТКБ ЦП. При этом на плети бесстыкового пути, уравнительном рельсе или месте временного восстановления возможно краткосрочное восстановление, расстояние от стыка до места излома (трещины), должно быть не менее 4,5 м, на участках движения тежеловесных поездов не менее 6 м. Скорость движения поездов на таком участке не должна быть более 25 км/ч. При этом расстояние до сварного стыка должно быть не менее 3 м. Краткосрочное восстановление плети ПСС-36 ПТКБ ЦП
Слайд 16: Краткосрочное восстановление плети
Одинарная (2 шт. шириной 70 мм) и двойная (1 шт. шириной 140 мм) струбцины ПСС-36 Схемы установки струбцин ПСС-36: а) при дефекте или изломе плети в середине шпального ящика; б ) при дефекте или изломе плети над шпалой
Слайд 17: Краткосрочное восстановление плети
Струбцины ПСС-36 стягиваются высокопрочными болтами с затяжкой гаек болтов крутящим моментом не менее 900 Н. м. При затяжке болтов должно производиться обязательное обстукивание накладок молотками. По завершению затяжки гайки болтов струбцин должны быть зафиксированы стопорными скобами. Скорость движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцин ПСС-36 : при зазоре в месте излома 25 мм и менее, не должна превышать 50 км/ч, при зазоре более 25 мм (25-40 мм) – 25 км/ч. На линиях «В» и «С» для поездов типа «Сапсан», « Дезиро », «Аллегро» и др. с осевой нагрузкой не более 18 т/ось при зазоре в месте излома до 25 мм скорость их движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцины ПСС-36, не должна превышать 70 км/ч. На путях 1 и 2 классов линий «О» и «Т» струбцины ПСС-36 при краткосрочном восстановлении плетей могут находиться в пути не более 3-х часов, а на путях 3-5 классов линий «П», «Г» и «М» не более 6 часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети. Краткосрочное восстановление плети
Слайд 18: Краткосрочное восстановление плети
При применении струбцин ПТКБ ЦП) болты затягиваются с крутящим моментом 600 Н. м. Струбцины ПТКБ ЦП рекомендуется применять на путях 3-5 классов линий «П», «Г» и «М». Скорость движения поездов по участку, где краткосрочное восстановление производилось с использованием струбцин ПТКБ ЦП, не должна превышать 25 км/ч, а время нахождения их в пути - не более 3-х часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети. При этом стык должен находиться под непрерывным наблюдением специально выделенного работника, по должности не ниже бригадира пути, который, как и при струбцинах ПСС-36, должен следить за раскрытием зазора в стыке и в случае превышения им 40 мм или дальнейшего разрушения рельс в месте излома остановить движение поездов. Краткосрочное восстановление плети 1 – струбцина; 2 – гайка М27; 3 – болт М27 Струбцина по проекту ПТКБ ЦП (а) и схемы установки струбцин при изломе между шпалами ( б)и на шпале (в)
Слайд 19: Краткосрочное восстановление плети
Для предотвращения растяжения зазора и среза болтов в случае сквозного излома рельса под накладками на протяжении 50 м в каждую сторону от дефектного места закрепление промежуточных рельсовых скреплений должно соответствовать нормативному значению. Место с дефектом, взятым в накладки, необходимо осматривать при всех проверках пути, стыковые болты, клеммы промежуточных рельсовых скреплений простукивать молоточком, а их болты и шурупы подтягивать до нормативных значений. Рельсы в месте дефекта и на подходах к нему должны тщательно проверяться средствами дефектоскопии. При распространении трещины по рисунку 21.2, 22.2 за середину головки, а также при сквозном изломе плети, должно быть выполнено временное или окончательное восстановление плети. Краткосрочное восстановление плети