Первый слайд презентации: Тема: ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Лекция №8-9 для студентов 2 курса специальности 030302 – Клиническая психология Д.псх.н., доцент Логинова И.О. Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
Слайд 2: Основные вопросы:
Понятие межличностных отношений в социальной психологии. Межличностные отношения как форма социального взаимодействия. Специфика межличностных отношений. Динамика межличностных отношений. Социально-культурные особенности межличностных отношений.
Слайд 3: Межличностные отношения — это
объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.
Слайд 4: Три элемента межличностных отношений
— когнитивный (гностический, информационный), — аффективный, — поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» (Обозов, 1979, с. 5).
Слайд 5: Аффективный аспект
Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).
Слайд 6: Аффективный аспект
Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).
Слайд 7: Поведенческий компонент межличностных отношений
реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.
Слайд 8: Построение» межличностных отношений
Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования— равенства— подчинения и зависимости—независимости.
Слайд 9: Социальная дистанция
предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных — до 33%), а затем и к конфликтам (Обозов, 1979).
Слайд 10: Психологическая дистанция
характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). Данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.
Слайд 11: Межличностная совместимость — это
оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление. Для определения межперсональной совместимости используются аппаратурно-технические методики и гомеостат.
Слайд 12: Межличностная привлекательность — это
сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д. Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик.
Слайд 13: Эмоциональная привлекательность»
В научной и популярной литературе часто используется такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно — к: сопереживанию с ним. Последнее (способность к сопереживанию) проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность».
Слайд 14: Межличностная привлекательность
исследуется как феномен формирования определенного имиджа. В отечественной науке такой подход активно развивается после 1991 г., когда появилась реальная потребность в психологических рекомендациях по формированию образа (имиджа) политика или делового человека. В публикациях по данной проблеме излагаются советы по созданию привлекательного имиджа политического деятеля (по внешнему виду, постановке голоса, использованию вербальных и невербальных средств общения и пр.). Появились специалисты по данной проблеме — имиджмейкеры. Для психологов эта проблема представляется перспективной. С учетом практической значимости проблемы межличностной привлекательности в учебных заведениях, где готовят психологов, целесообразно ввести специальный курс «Формирование имиджа психолога». Это позволит выпускникам успешнее подготовиться к будущей работе, привлекательнее выглядеть в глазах клиентов и устанавливать сними необходимые контакты.
Слайд 15: Понятие «аттракция»
тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 1999). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001).
Слайд 16: Понятие «аттракция»
многозначность понятия «аттракция» и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать названные термины как равнозначные.
Слайд 17: Положительная оценка окружающих
Под понятием «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому человеку. Притяжение может быть одно- и двунаправленным. Противоположное понятие «отталкивание» (негация) связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно; поэтому партнер вызывает отрицательные эмоции.
Слайд 18: Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений
Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.
Слайд 19: Пол
Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно {у мальчиков наоборот). У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество (Кон, 1987).
Слайд 20: Пол
Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества, В межличностных отношениях женский сталь направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их» (Кон, 1987, с. 267). Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксирую г чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.
Слайд 21: Возраст
Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт (Кон, 1987, 1989). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.
Слайд 22: Национальность
Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.
Слайд 23: Свойства темперамента
Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником» (Обозов, 1979).
Слайд 24: Состояние здоровья
Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания влияют на общительность и устойчивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.
Слайд 25: Профессия
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те. которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).
Слайд 26: Опыт общения с людьми
способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» разных групп в обществе. Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.
Слайд 27: Самооценка
Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.
Слайд 28
Потребность в общении, установлении межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой человека. Вместе с тем среди людей встречаются лица, у которых потребность в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько завышена. Дружеские межличностные отношения чаще всего формируются с одним человеком или несколькими лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям. Результаты исследований свидетельствуют, что помогающее поведение выявлено у людей, обладающих эмпатией, высоким уровнем самоконтроля и склонных принимать самостоятельные решения. Показателями аффилиативного поведения являются положительные вербальные высказывания, продолжительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия, доверительные звонки по телефону и др. Изложенная характеристика аффилиативного поведения по форме напоминает стадию дружеских отношений, а ее показатели — критерии развития положительных межличностных отношений. В ходе исследований были выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001)
Слайд 29: Динамика межличностных отношений
Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику. В своих работах Н. Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений, но не рассматривает их динамику. Американские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой которых является близость межличностных отношений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие друзья), но анализируют их несколько изолированно, не раскрывая ход их развития (Huston, Levinger, 1978).
Слайд 30: Факторы, определяющие динамику межличностных отношений
По сути, у человека есть 2 стремления, которые и определяют динамику развития отношений: - Стремление к сохранению своей целостности. - Стремление к раскрытию себя наружу.
Слайд 31: Стадия ролевого общения
Когда 2 человека встречаются, они друг для друга представляют некоторые роли, которые они обычно разыгрывают при встрече с людьми в подобных же ситуациях ( типа: я - директор, или я - веселый студент и т.п. ) Т.о. общение на этой стадии идет на уровне ролей, и называется ролевым общением. Роль здесь - определенный стереотип поведения.
Слайд 32: Стадия личностного общения
Если на стадии ролевого общения выявляется мотивы для продолжения общения ( общность интересов, желание расширить опыт и т.п. ), то эти двое могут продолжить общение. Однако, важно понимать, что это - не есть причина. Настоящая причина - стремление к самораскрытию. На этой стадии каждый из двоих участников отношений начинает демонстрировать свое положительное, что есть и о чем он знает, и что будет интересно партнеру. На этой стадии присутствует желание выглядеть в глазах партнера лучше, чем есть на самом деле. Если стремление к самораскрытию преобладает над стремлением к сохранению себя таким, каков я есть, то отношения переходят на следующую стадию. В противном случае, отношения всегда могут остаться на стадии личностного общения ( что довольно часто реально и происходит ) Если же стремление к самораскрытию преобладает, то начинается следующая стадия.
Слайд 33: Cтадия конфликта
Эта стадия может продолжаться очень долго, пока, опять же, стремление к самосохранению преобладает над стремлением к самораскрытию. Основная тема конфликта: "Ты мне гарантировал своим поведением, что мне будет с тобой хорошо, а это не так«. Возможен уход из конфликта (попытка их избегать вообще всеми средствами ), но этим уходящий ставит в очень неприятное положение своего партнера, т.к. тот, кто начинает конфликт хочет дальнейшего развития отношений. Очень часто отношения на этой стадии начинают довольно равномерные колебания, когда люди начинают конфликтов пугаться, и вместо того, чтобы развивать отношения дальше (самораскрываясь), они наоборот, закрываются, в результате чего отношения отбрасываются на предыдущую стадию - стадию личностного общения. Естественно, спустя какое-то время все тоже стремление к самораскрытию опять начинает преобладать, и эти двое опять попадают на стадию конфликта, где уже это стремление не преобладает, в результате чего отношения опять оказываются отбросанными назад. Подобные циклы могут продолжаться очень и очень долго, и довольно часто заканчиваются банальным разрывом отношений. Опять же, основная причина подобного разрыва - преобладание стремления к самосохранению над стремлением к самораскрытию. При этом человек может не понимать, что точно такое же будущее его ждет с любым другим человеком, или же он оказывается включен в другие отношения, которые у него дошли лишь до стадии личностного общения. Однако, если в обоих партнерах стремление к самораскрытию все-таки преобладает, то отношения в конечном итоге переходят на следующую стадию.
Слайд 34: Стадия принятия
Человек сживается с некоторой ситуацией, принимая обстоятельства такими, какие они есть. Пусть и неприятно, но он терпит, т.к. отношения ему кажутся более важными. Принятие ситуации происходит лишь потому, что человек хочет развития отношений дальше. Это стадия обычно довольно короткая (если опять все не сваливается в стадию конфликта)
Слайд 35: Стадия слияния
Эта стадия характеризуется чувством огромной симпатии, привязанности к партнеру, многие называют эту стадию - любовью или сильной влюбленностью. На этой стадии существует очень сильное стремление продолжать развивать отношения дальше.
Слайд 36: Стадия конфликта II
Основная тема конфликта: "Почему ты не хочешь общаться?" в отличие от первой стадии конфликта, где основная тема "Ты мне гарантировал своим поведением, что мне будет с тобой хорошо, а это не так". При этом, понятно, что жизнь, реальность не дает возможности людям общаться все время, и это делает разрешение этого конфликта довольно сложным, существенно сложнее стадии конфликта I. В результате, при все том же условии, что стремление к самораскрытию и развитию отношений в человеке преобладает, он начинает сознавать, что он - одинок, и иного быть не может. Однако это переживание конструктивно по своей природе, оно не сопровождается депрессией и т.п. негативными переживаниями, и человек, в конечном итоге принимает свое одиночество в мире как норму, как нечто, само собой разумеющееся. При этом очень важно, что осознание и принятие это происходит не умом, а именно самой сущностью человека.
Слайд 37: Интимность
Интимность - это возможность быть абсолютно самим собой, проявляя в общении с этим человеком все, что угодно, быть любым. Это, естественно, не означает, что у партнера не может быть никаких чувств. Общий фон - это очарование друг другом. Они могут поссориться, поконфликтовать, но очарование остается и в любой момент эти двое могут остановиться и рассмеяться. Еще один важный момент, что эта стадия характеризуется отсутствием привязанности, т.е. болезненности вследствие отсутствия партнера рядом. Важно понимать, что интимность - это не качество партера, а качество отношений, и эта стадия может быть достигнута по сути, с любым человеком.
Слайд 38: Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий):
знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.
Слайд 39: Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий):
Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению (Снелл, 1990; Дерябо, Ясвин, 1996; Кузин, 1996), При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979; Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997). По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность (Кон, 1987).
Слайд 40: Характеристики межличностных отношений
Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе (Скрипкина, 1997).
Слайд 41: Основные выводы исследований Т.П.Скрипкиной
Человек всегда стремится к соответствию себя миру, поэтому при нарушении соответствия он делает выбор: либо увеличить меру доверия к миру, либо увеличить меру доверия к себе, чем и определяется стратегия поведения. Соответствие уровня доверия себе и уровня доверия к миру - основа уже освоенных форм поведения и деятельности. Преобладание доверия к миру - основа адаптивных форм активности; преобладание доверия к себе - основа неадаптивного поведения.
Слайд 42: Основные выводы исследований Т.П.Скрипкиной
Вступая во взаимодействие с другим, человек рассчитывает на взаимность (соответствие) собственной меры доверия мере доверия другого. Несоответствие этой меры по отношению к себе и по отношению к конкретному другому, порождает различные виды доверия, которые являются условием существования феноменов межличностного взаимодействия, в основе которых лежит доверие или его отсутствие. Основным психологическим критерием установления отношения доверия к другому выступает ориентация на взаимность (соответствие) группы различных социально-психологических индикаторов, основными из которых являются позитивное принятие, способность к децентрации и значимость обсуждаемого содержания.
Слайд 43: Характеристики межличностных отношений
Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность. Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности» (Кон, 1987, с. 251), Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.
Слайд 44: Условия развития межличностных отношений
В городских условиях по сравнению с сельской местностью достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д.
Слайд 45: Условия развития межличностных отношений
Исследования за рубежом свидетельствуют, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг другу. По-видимому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем быстрее межличностные отношения между ними ослабляются и прекращаются. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.
Слайд 46: Условия развития межличностных отношений
Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются (проходят все этапы вплоть до доверительного) в определенных местах (например, в больнице, поезде к др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.
Слайд 47: Условия развития межличностных отношений
Значение временного фактора в интерперсональных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нисбетт, 1999). По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования влияния временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.
Слайд 48: Литература
основная: Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2008. дополнительная: Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1 (общие основы психологии). - М.: ВЛАДОС, 2008.