Психология Лекция № 8. Общение в социуме — презентация
logo
Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Функции общения
  • Типы межличностного общения
  • 2. Манипулятивное общение –
  • 3. Диалогическое общение
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Феномены межличностной коммуникации:
  • Коммуникативный барьер –
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Вербальная коммуникация
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Выделяют следующие дистанции в человеческом контакте: - интимная зона (15 - 45 см) в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны
  • Виды общения:
  • Коммуникативные барьеры
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Педагогическое общение и психологические условия его эффективности
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Этапы педагогического общения
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Типы отношения педагога к обучаемым (Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский :
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • III. Технологии успешного профессионально-педагогического общения
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Способы псевдопомощи
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Скрытая трансакция
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
  • Психология Лекция № 8. Общение в социуме
1/65

Первый слайд презентации: Психология Лекция № 8. Общение в социуме

I. Общение как социально-психологический феномен. II. Понятие общения. Функции общения. Средства общения. III. Зоны и дистанции общения. Трансактный анализ в общении. Подготовила: кандидат психологических наук, доцент кафедры Беспалая Светлана Геннадьевна

Изображение слайда

Слайд 2

Общение – процесс установления и поддержания прямого, непосредственного или опосредованного тем или иным способом контакта между людьми Виды общения: Прямое и косвенное Межличностное и массовое Межперсональное и ролевое

Изображение слайда

Прагматическая функция – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности Формирующая функция – проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека Функция подтверждения – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя Функция организации и поддержания межличностных отношений Внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой

Изображение слайда

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — характеристика личности, или стиль руководства, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Авторитарный руководитель строго контролирует решение любой задачи, жёстко пресекает инициативу членов группы, воспринимая её как акт своеволия и посягательство на его авторитет и достоинство, субъективно оценивает достигнутые результаты, руководствуясь собственными установками.

Изображение слайда

это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению для достижения своих намерений осуществляется скрытно

Изображение слайда

Слайд 6: 3. Диалогическое общение

– это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению Правила диалогического общения Наличие психологического настроя на актуальное состояние партнера и свое собственное – «Здесь и теперь» Использование безоценочного восприятия личности партнера Восприятие партнера как равного Проблематизация общения Персонификация общения

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8: Феномены межличностной коммуникации:

Психологическая обратная связь Коммуникативные барьеры Коммуникативное влияние Существование различных уровней коммуникации (вербального и невербального)

Изображение слайда

Слайд 9: Коммуникативный барьер –

это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами Виды коммуникативных барьеров: * Барьеры понимания (фонетические, семантические, стилистические, логические) * Социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.) * Барьеры отношения (основаны на чувстве неприязни, недоверия к коммуникатору)

Изображение слайда

Слайд 10

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12: Вербальная коммуникация

- использование в качестве знаковой системы человеческой речи, системы фонетических знаков, включающей два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

Изображение слайда

Слайд 15

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Слайд 19

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22: Выделяют следующие дистанции в человеческом контакте: - интимная зона (15 - 45 см) в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение; - личная или персональная зона (45 - 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор; - социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают; - публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр

Изображение слайда

Слайд 23: Виды общения:

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. 2. Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. 3. Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4. Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное-межличностное общение (друзей),— когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. 6. Манипулятивное общение — направлено на извлечение выгоды из беседы, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника. 7. Светское общение — суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Изображение слайда

Слайд 24: Коммуникативные барьеры

Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. Выделяем барьеры понимания, социально-культурного различия, барьеры отношения. Возникновение барьера понимания может быть вызвано следующими причинами: ■ фонетическое непонимание ■ стилистическое непонимание ■ логическое непонимание Барьеры социально-культурного различия проявляются, если: социально-культурные, религиозные, политические и профессиональные различия приводят к разной интерпретации одних и тех же слов, понятий, используемых в процессе коммуникации; восприятие партнера как представителя определен­ной национальности, пола, возраста, профессии может обусловливать искажения в понимании его слов и поступков. Барьеры отношения характеризуются тем, что если один партнер неприязненно или недоверчиво относится к другому партнеру, то это негативное отношение переносится и на содержание его слов, на передаваемую им информацию.

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27

Изображение слайда

Слайд 28: Педагогическое общение и психологические условия его эффективности

Педагогическое общение - это общение педагогов и обучаемых, проводимое с педагогической целью и определяемое задачами учебно-воспитательной работы (И.В.Страхов) Виды педагогического общения: - общение преподавателя со всей группой, с микрогруппой обучаемых и индивидуальное общение; - эмоционально уравновешенное и неуравновешенное общение; - активное или пассивное начало педагога в общении; - прямое и косвенное участие в нем.

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 30

Информационная функция педагогического общения рассматривается как обмен между педагогом и обучаемым информацией познавательного и аффективно-оценочного характера, осуществляемый вербальными и невербальными путями. Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что преподаватель внимателен к поведению студента, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем обмене и поведении. Включает когнитивный и эмоциональный уровни. Педагогическая социальная перцепция имеет свою специфику, которая определяется особенностями педагогической деятельности. Эта специфика состоит в том, что педагог стремится понять студента в процессе его становления. Обучаемый все время изменяется. Поэтому в процессе его познания возникают противоречия между ранее возникшим мнением педагога о личности студента и новыми фактами его поведения и деятельности.

Изображение слайда

Слайд 31

Функция самопрезентации или самоподачи необходима для самовыражения и преподавателя, и студента. Прежде всего это рассматривается как презентация внутреннего мира преподавателя обучаемым. Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. В процессе этого довольно часто возникают конфликты. Аффективная функция педагогического общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения.

Изображение слайда

Слайд 32: Этапы педагогического общения

В работах И.Д.Багаевой, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, Н.В.Кузьминой описана структура профессионально-педагогического общения. I. Моделирование педагогом предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки к занятию. Здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры занятия, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам занятия, педагогической и нравственной ситуации в группе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных студентов и группы в целом.

Изображение слайда

Слайд 33

II. Организация непосредственного общения с аудиторией в начальный период контакта. Этот период условно можно назвать “коммуникатив-ной атакой”, во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуни-кативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять совершенствованием с группой. III. Управление общением – важнейший элемент коммуникации. IV. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоя-щую деятельность.

Изображение слайда

Слайд 34

Стили педагогического общения и типы отношения педагога к обучаемым Стиль педагогического общения - индивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и студентов (Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев и др.).

Изображение слайда

Слайд 35

Изображение слайда

Слайд 36

Изображение слайда

Слайд 37: Типы отношения педагога к обучаемым (Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский :

I. Устойчиво–положительный тип. Характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к обучаемым, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении с ними. Педагоги этой группы отличаются яркой педагогической направленностью, любят свою профессию и студентов, испытывают потребность в неформальном общении с ними.

Изображение слайда

Слайд 38

II. Пассивно–положительный тип. Характеризуется нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к обучаемым. Сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в обучении и воспитании студентов. III. Неустойчивый тип. Характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной установке. Преподаватели этой группы нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка личности студента и манера поведения зависят от сложившейся в данный момент ситуации.

Изображение слайда

Слайд 39

IV. Пассивно-отрицательный тип. Характерна нечетко выраженная эмоционально-положительная установка в отношении к обучаемым. V. Активно-отрицательный тип. Демократический стиль способствует установлению нормального благоприятного психологического климата в группе, стимулированию умственной активности обучающихся

Изображение слайда

Слайд 40

Индивидуальный стиль деятельности - система устойчивых способов действий, различных в зависимости от свойств общего типа нервной системы (В.С.Мерлин). В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности педагога рассматривается как устойчивая система способов выполнения деятельности, обусловленная типологичес-кими особенностями преподавателя. Способы выполнения педагогической деятельности зависят от темперамента, хотя темперамент и не определяет результатов этой деятельности (С.В.Кондратьева)

Изображение слайда

Слайд 41

Один и тот же метод воздействия, применяемый различными педагогами, дает неодинаковый эффект, и не потому, что он не соответствует ситуации, а потому, что чужд самой личности преподавателя. Вот почему важнейшей задачей педагога является поиск индивидуального стиля общения

Изображение слайда

Слайд 42: III. Технологии успешного профессионально-педагогического общения

Технология общения Т.Гордона. Технология общения Э.Берна. Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж. Гриндера.

Изображение слайда

Слайд 43

Изображение слайда

Слайд 44

Проблемы преподавателя - это такие проблемы, которые непосредственно мешают ему работать. Если взрослый расстроен, зол и т.д., это означает, что именно у него и возникли проблемы, и их надо разрешить, так как это мешает ему чувствовать себя комфортно в своем пространстве. Проблемы обучающегося - это такие проблемы, которые беспокоят самого студента. Взрослый обязан узнать, что беспокоит обучающихся, чтобы помочь им «вернуться» на занятие.

Изображение слайда

Слайд 45: Способы псевдопомощи

Первый блок – способы, якобы предлагающие обучаемому разрешение проблемы. Второй блок - осуждение, оценка и подавление. Третий блок - вопросы. Четвертый блок - смена темы, отвлечение.

Изображение слайда

Слайд 46

Изображение слайда

Слайд 47

Изображение слайда

Слайд 48

Изображение слайда

Слайд 49

Изображение слайда

Слайд 50

Изображение слайда

Слайд 51

Изображение слайда

Слайд 52

Изображение слайда

Слайд 53

Изображение слайда

Слайд 54: Скрытая трансакция

Третье правило коммуникации: Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Р В Ре Р В Ре

Изображение слайда

Слайд 55

Изображение слайда

Слайд 56

Изображение слайда

Слайд 57

Изображение слайда

Слайд 58

Изображение слайда

Слайд 59

Изображение слайда

Слайд 60

Изображение слайда

Слайд 61

Изображение слайда

Слайд 62

Изображение слайда

Слайд 63

Изображение слайда

Слайд 64

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Психология Лекция № 8. Общение в социуме

Изображение слайда

Похожие презентации