Первый слайд презентации: Психология Лекция № 8. Общение в социуме
I. Общение как социально-психологический феномен. II. Понятие общения. Функции общения. Средства общения. III. Зоны и дистанции общения. Трансактный анализ в общении. Подготовила: кандидат психологических наук, доцент кафедры Беспалая Светлана Геннадьевна
Слайд 2
Общение – процесс установления и поддержания прямого, непосредственного или опосредованного тем или иным способом контакта между людьми Виды общения: Прямое и косвенное Межличностное и массовое Межперсональное и ролевое
Слайд 3: Функции общения
Прагматическая функция – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности Формирующая функция – проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека Функция подтверждения – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя Функция организации и поддержания межличностных отношений Внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой
Слайд 4: Типы межличностного общения
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — характеристика личности, или стиль руководства, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Авторитарный руководитель строго контролирует решение любой задачи, жёстко пресекает инициативу членов группы, воспринимая её как акт своеволия и посягательство на его авторитет и достоинство, субъективно оценивает достигнутые результаты, руководствуясь собственными установками.
Слайд 5: 2. Манипулятивное общение –
это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению для достижения своих намерений осуществляется скрытно
Слайд 6: 3. Диалогическое общение
– это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению Правила диалогического общения Наличие психологического настроя на актуальное состояние партнера и свое собственное – «Здесь и теперь» Использование безоценочного восприятия личности партнера Восприятие партнера как равного Проблематизация общения Персонификация общения
Слайд 8: Феномены межличностной коммуникации:
Психологическая обратная связь Коммуникативные барьеры Коммуникативное влияние Существование различных уровней коммуникации (вербального и невербального)
Слайд 9: Коммуникативный барьер –
это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами Виды коммуникативных барьеров: * Барьеры понимания (фонетические, семантические, стилистические, логические) * Социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.) * Барьеры отношения (основаны на чувстве неприязни, недоверия к коммуникатору)
Слайд 12: Вербальная коммуникация
- использование в качестве знаковой системы человеческой речи, системы фонетических знаков, включающей два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Слайд 22: Выделяют следующие дистанции в человеческом контакте: - интимная зона (15 - 45 см) в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение; - личная или персональная зона (45 - 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор; - социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают; - публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр
Слайд 23: Виды общения:
1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. 2. Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. 3. Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4. Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное-межличностное общение (друзей),— когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. 6. Манипулятивное общение — направлено на извлечение выгоды из беседы, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника. 7. Светское общение — суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Слайд 24: Коммуникативные барьеры
Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. Выделяем барьеры понимания, социально-культурного различия, барьеры отношения. Возникновение барьера понимания может быть вызвано следующими причинами: ■ фонетическое непонимание ■ стилистическое непонимание ■ логическое непонимание Барьеры социально-культурного различия проявляются, если: социально-культурные, религиозные, политические и профессиональные различия приводят к разной интерпретации одних и тех же слов, понятий, используемых в процессе коммуникации; восприятие партнера как представителя определенной национальности, пола, возраста, профессии может обусловливать искажения в понимании его слов и поступков. Барьеры отношения характеризуются тем, что если один партнер неприязненно или недоверчиво относится к другому партнеру, то это негативное отношение переносится и на содержание его слов, на передаваемую им информацию.
Слайд 28: Педагогическое общение и психологические условия его эффективности
Педагогическое общение - это общение педагогов и обучаемых, проводимое с педагогической целью и определяемое задачами учебно-воспитательной работы (И.В.Страхов) Виды педагогического общения: - общение преподавателя со всей группой, с микрогруппой обучаемых и индивидуальное общение; - эмоционально уравновешенное и неуравновешенное общение; - активное или пассивное начало педагога в общении; - прямое и косвенное участие в нем.
Слайд 30
Информационная функция педагогического общения рассматривается как обмен между педагогом и обучаемым информацией познавательного и аффективно-оценочного характера, осуществляемый вербальными и невербальными путями. Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что преподаватель внимателен к поведению студента, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем обмене и поведении. Включает когнитивный и эмоциональный уровни. Педагогическая социальная перцепция имеет свою специфику, которая определяется особенностями педагогической деятельности. Эта специфика состоит в том, что педагог стремится понять студента в процессе его становления. Обучаемый все время изменяется. Поэтому в процессе его познания возникают противоречия между ранее возникшим мнением педагога о личности студента и новыми фактами его поведения и деятельности.
Слайд 31
Функция самопрезентации или самоподачи необходима для самовыражения и преподавателя, и студента. Прежде всего это рассматривается как презентация внутреннего мира преподавателя обучаемым. Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. В процессе этого довольно часто возникают конфликты. Аффективная функция педагогического общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения.
Слайд 32: Этапы педагогического общения
В работах И.Д.Багаевой, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, Н.В.Кузьминой описана структура профессионально-педагогического общения. I. Моделирование педагогом предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки к занятию. Здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры занятия, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам занятия, педагогической и нравственной ситуации в группе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных студентов и группы в целом.
Слайд 33
II. Организация непосредственного общения с аудиторией в начальный период контакта. Этот период условно можно назвать “коммуникатив-ной атакой”, во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуни-кативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять совершенствованием с группой. III. Управление общением – важнейший элемент коммуникации. IV. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоя-щую деятельность.
Слайд 34
Стили педагогического общения и типы отношения педагога к обучаемым Стиль педагогического общения - индивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и студентов (Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев и др.).
Слайд 37: Типы отношения педагога к обучаемым (Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский :
I. Устойчиво–положительный тип. Характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к обучаемым, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении с ними. Педагоги этой группы отличаются яркой педагогической направленностью, любят свою профессию и студентов, испытывают потребность в неформальном общении с ними.
Слайд 38
II. Пассивно–положительный тип. Характеризуется нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к обучаемым. Сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в обучении и воспитании студентов. III. Неустойчивый тип. Характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной установке. Преподаватели этой группы нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка личности студента и манера поведения зависят от сложившейся в данный момент ситуации.
Слайд 39
IV. Пассивно-отрицательный тип. Характерна нечетко выраженная эмоционально-положительная установка в отношении к обучаемым. V. Активно-отрицательный тип. Демократический стиль способствует установлению нормального благоприятного психологического климата в группе, стимулированию умственной активности обучающихся
Слайд 40
Индивидуальный стиль деятельности - система устойчивых способов действий, различных в зависимости от свойств общего типа нервной системы (В.С.Мерлин). В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности педагога рассматривается как устойчивая система способов выполнения деятельности, обусловленная типологичес-кими особенностями преподавателя. Способы выполнения педагогической деятельности зависят от темперамента, хотя темперамент и не определяет результатов этой деятельности (С.В.Кондратьева)
Слайд 41
Один и тот же метод воздействия, применяемый различными педагогами, дает неодинаковый эффект, и не потому, что он не соответствует ситуации, а потому, что чужд самой личности преподавателя. Вот почему важнейшей задачей педагога является поиск индивидуального стиля общения
Слайд 42: III. Технологии успешного профессионально-педагогического общения
Технология общения Т.Гордона. Технология общения Э.Берна. Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж. Гриндера.
Слайд 44
Проблемы преподавателя - это такие проблемы, которые непосредственно мешают ему работать. Если взрослый расстроен, зол и т.д., это означает, что именно у него и возникли проблемы, и их надо разрешить, так как это мешает ему чувствовать себя комфортно в своем пространстве. Проблемы обучающегося - это такие проблемы, которые беспокоят самого студента. Взрослый обязан узнать, что беспокоит обучающихся, чтобы помочь им «вернуться» на занятие.
Слайд 45: Способы псевдопомощи
Первый блок – способы, якобы предлагающие обучаемому разрешение проблемы. Второй блок - осуждение, оценка и подавление. Третий блок - вопросы. Четвертый блок - смена темы, отвлечение.
Слайд 54: Скрытая трансакция
Третье правило коммуникации: Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Р В Ре Р В Ре