Слайд 2
Методология и научные исследования в управлении (общие теории социального управления) Практика и технология управления (прикладные теории управления) Менеджмент Теория управления менеджеры консультанты Наука управления Теория организации Разработка управленческого решения Организационное поведение и т.д.
социальное взаимодействия на основе соподчиненности, субординации
Слайд 4: Предмет теории управления
сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни; механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование; механизм самоорганизации и саморегулирования; технологии и методика процесса управления; структурные элементы системы управления; принципы, методы управления и т.д.
Слайд 5: Теория управления
наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений.
Слайд 6: Методология теории управления - это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов
бихевиористский ситуационный количественный деятельностный и др.
Слайд 7: Цели теории управления:
изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Слайд 8: Функции теории управления
познавательная ; описательная ; объяснительная ; прогностическая ; контрольная ; оценочная ; образовательно-воспитательная ; прикладная.
Слайд 10: Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Управление Функция (вид деятельности) Процесс Люди, управляющие организацией Орган или аппарат управления Искусство (практика) выполнения работы Наука (область человеческого знания) Менеджмент
Слайд 11: Менеджмент Управление
деятельность по достижению определенных целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий особая функция координирования всех остальных трудовых функций человека с целью достижения наибольшей эффективности в работе
Слайд 12: Менеджмент - management
“manus” – “ рука ” “to manage” - объезжать лошадей, владеть оружием, управлять колесницей, управлять людьми
Слайд 13: менеджеры
Руководители различного уровня, занимающие определенную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации
Слайд 14
Менеджмент в организации Общий (генеральный) менеджмент Функциональный (специальный) менеджмент
Слайд 15: менеджмент
это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления социально-экономической системой (организацией) и, конкретно, управления рыночной экономикой.
Слайд 16: Типологические черты менеджмента (предполагающие):
1. Менеджмент — это управление, функционирующее в системе цивилизованного предпринимательства и опирающееся на предпринимательскую деятельность. 2. Это управление, построенное на экономической самостоятельности и ответственности. 3. Это управление, требующее профессионализма, восприимчивости изменений, разработки стратегии поведения. 4. Это управление в условиях конкуренции и риска. 5. Это управление аналитическое, исследовательское. 6. Это управление информатизированное.
Слайд 17: Типологические черты менеджмента (отрицающие):
бюрократическое отношение к персоналу, организационная инертность, бездумное исполнительство, боязнь перемен, непрофессионализм, безответственность
Слайд 18
Менталитет Научное сознание Общественная среда Инфраструктура менеджмента
Слайд 19: Основные признаки менеджмента как своеобразного типа управления
область деятельности — экономическое поведение объекта управления; условия деятельности — рыночные механизмы развития экономики; организационные формы управления - достаточно гибкие и адаптированные к процессам рыночного поведения фирмы; требования к менеджеру и персоналу управления — профессионализм; организационные приоритеты — человеческий фактор; стиль управления — мотивирование эффективной деятельности; личностный фактор — творчество и искусство менеджера; внешняя среда — рыночная экономика
Слайд 20: Особенности российского менеджмента:
регионально-политический аспект развития экономики России; профессионализация управления; собственные традиции в организационной культуре; деформированная структура экономики; традиции технократического подхода к управлению; существуют и действуют прежние и новые методы управления; особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации, связанные с российским менталитетом.
Слайд 21: Объект и субъект управления
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов
Слайд 22: Элементы управленческого процесса
Субъект управления физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие Объект управления, то, на что направлено властное воздействие субъекта управления (физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы)
Слайд 23: Управленческий труд
"Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере". К. Маркс
Слайд 24: Управленческий труд
деятельность менеджеров, связанная с выполнением своих функции (специфическая разновидность трудового процесса)
Слайд 25: Элементы трудового процесса
Предмет труда Продукт труда Средства труда Информация Решение Оргтехника и органы человеческого тела
Слайд 26: Специфика управленческой деятельности
умственная творческая сложная многообразная
Слайд 27: Социальные регуляторы в управлении
целевое управленческое воздействие (воздействие на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию); организационный порядок (система норм и правил поведения в организации, внешне заданных по отношению к работнику); самоорганизация (спонтанное регулирование).
Слайд 28: Эволюция менеджмента
Современный мир – это мир непрерывных, больших и неожиданных изменений
Слайд 29: Управленческие революции
5-4 тыс. лет до н.э.«религиозно-коммерческая» XVIII в. до н.э. «светская» 605-582 гг. до н.э. Х VII -Х VIII вв. «индустриальная» конец XIX — начало XX в. «бюрократическая»
Слайд 30: Различные подходы к пониманию управленческой деятельности
научные «школы» отражают эволюцию восприятия сущности управления с разных позиций: научной, организационной, философской, психологии индивидуумов и др.
Слайд 31
Временной период 1185 1920 1930 1950 1970 1980 1990 В н.в. Подход с позиции различных школ школа научного управления ------ школа административного управления ------ школа человеческих отношений ------ ------ ------ ------ школа поведенческих наук ------- школа количественных оценок -- ------ Подход с точки зрения организационного поведения школа «рационального поведения» школа «поведенческого упр-ния» ---- ------ ------ школа «социальных систем» ------ ------ ------- школа «открытых соц. систем» ------- Функциональный подход ------- ------ ------ ------ ------ ---- Процессно-функциональный подход ------ Бизнес-процессный подход Системный подход ------- Ситуационный подход -------
Слайд 32: Школа научного управления
Ф.У.Тейлор, Ф.и Л.Гилбрейт, Г.Гант, Г.Эмерсон, Г.Форд, А.Черч и др.) Научная организация труда: выделение управленческой (административной деятельности); элементы механизма управления (отбор и подготовка рабочих; система контроля; хронометраж; изучение движений рабочего в процессе труда; разделение труда по операциям) Философия научного управления (создание необходимых предпосылок для внедрения методов и подходов, используемых в науке и технике)
Слайд 33: Школа административного управления (классическая)
А.Файоль, Д.Муни и Рейли, Т.Девис, Л.Урвин, А.Гьюлик Административные функции управления: предвидение, организация, координация, распорядительство, контроль Принципы управления (принципы менеджмента)
Слайд 34: Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер, П.Друкер, Ч.Бернард, Д.Макгрегор, Р.Ликерт Организация управления с учетом особенностей конкретного индивидуума Прикладная мотивация Научные исследования о человеческом характере и поведении, межличностных отношениях и их использовании в управлении
Слайд 35: Школа науки управления или количественных оценок принимаемых решений
К.Черчмен, Р.Аккоф, Р.Кук, Р.Чейз Научный подход в принятии решений, моделирование и модели Методы принятия решений
Слайд 36: Школа рационального поведения
М.Вебер Ф.Тейлор Рациональное поведение человека (экономический человек), человеку отводится роль механизма в среде производства Теория Х человека «Закрытые» системы
Слайд 37: Школа поведенческого управления
Э.Мэйо Д.Макгрегор А.Маслоу От «экономического» человека к «социальному» человеку. Роль человеческого фактора, межличностные отношения в производстве Теория Y человека, имеющего возвышенные потребности и способствующего повышению производительности труда Содержательные теории мотивации
Слайд 38: Школа социальных систем
Ч.Бернард Ф.Селзинк А.Чандлер Организация как социальная система (системный метод) Роль внешней среды Процессуальные теории мотивации
Слайд 39: Школа открытых социальных систем
И.Уэйк У.Оучи Динамичность внешней среды и ее воздействие на организацию (ситуационный подход) Теория « Z » и « A » Стратегическое управление
Слайд 40: Становление российской науки управления
организационно-технические концепции: концепция«организационного управления» А.А. Богданова, «физиологического оптимума» О.А.Ерманского, «узкой базы» А.К.Гастева социальные концепции: концепция «организационной деятельности» П.М. Керженцева, «теория административной емкости» Ф.Р. Дунаевского, теория «духа улья» Н.А. Витке
Слайд 41: Парадигма управления в эпоху СССР
1) концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях; 2) ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективностью; 3) закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.
Слайд 42: Новая парадигма управления
децентрализация системы управления ; переход к полицентрической системе хозяйствования; сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями и организациями государственного сектора ; формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.
Слайд 44: Понятие «организация»
Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда. Организация как группа людей с общими целями.
Слайд 45: Организация как группа людей с общими целями
1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. 4) получение прибавочного продукта в различных формах (материальный, духовный, информационный).
Слайд 46: Организация - это
это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей
Слайд 47: Подходы к понятию организация
Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или целей, действующей на основании определенных правил и процедур
Слайд 48: Концепция жизненного цикла организации
возрождение рождение детство и юность зрелость высшая стадия зрелости
Слайд 50: Разделение труда в организации
специализация на выполнении определенного рода функций, а также разграничение прав, полномочий и ответственности. Формы разделения труда : вертикальная горизонтальная
Слайд 51: Горизонтальное разделение труда
качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности функциональное разделение труда товарно-отраслевое разделение труда квалификационное разделение труда
Слайд 52: Вертикальное разделение труда
формированию уровней управления по вертикали, связанное с необходимостью целенаправленного координирования и интегрирования деятельности всех элементов организации
Слайд 53: Внутренняя среда организации
Объективные внутренние переменные: • структура • цели • задачи • технология • финансовая система • информационная система • стратегия • бизнес-процессы • персонал и т. д. Субъективные внутренние переменные: • совместные (корпоративные) ценности • стиль управления • навыки персонала • власть • культуру организации и т. д.
Слайд 55: Цели организации
Критерий классификации Группа целей Период достижения цели Долгосрочные (стратегические); среднесрочные (тактические); краткосрочные (оперативные) Направлении, по которым могут быть установлены цели (содержание цели) Экономические; организационные; научные; социальные; технические; политические и т. д. Подразделения, обозначающие цель (структурные цели) Методические; маркетинговые; инновационные; кадровые; финансовые; административные и т.д. Среда Внутренние. Внешние. Измеримость Количественные. Качественные Повторяемость Постоянные (повторяющиеся). Разовые. Иерархия Организации. Подразделений Стадии жизненного цикла Проектирование и создание объекта. Рост объекта. Зрелость объекта. Завершение жизненного цикла объекта.
Слайд 56: Требования, предъявляемые к целям:
1. Приемлемость целей сотрудниками организации. 2. Совместимость индивидуальных, групповых и организационных целей. 3. Реальность целей, их соответствие существующим возможностям в организации. 4. Гибкость целей, возможность их изменения в зависимости от преобразования внутреннего и внешнего окружения. 5. Временная определенность целей, т.е. установление сроков их достижения. 6. Контролируемость целей.
Слайд 57: Структура организации - строение, взаиморасположение и связь ее составляющих частей (подразделений), позволяющее достичь организационных целей
Слайд 58: Задачи организации
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Категории задач организации: с людьми с предметами с информацией
Слайд 59: Технологии, используемые в организации
Технология как средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги
Слайд 61: Функциональные процессы в организации
производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг
Слайд 62: Внешняя среда организации
совокупность всех элементов, оказывающих влияние на деятельность организации, но находящихся вне ее пределов, рамок и не подвластных ее руководству Элементы внешней среды организации: • потребители • конкуренты • правительственные и государственные учреждения • поставщики • финансовые организации • источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.
Слайд 65: Адаптивность к изменениям в окружении и тип управления организацией
Механистический тип управления Органический тип управления
Слайд 66: Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций
Механистический тип организации Органический тип организации Характеристики Узкая специализация в работе Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Отношения формальные и носят официальный характер Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Отношения неформальные и носят личностный характер Условия Несложное, стабильное окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует Признается данная власть Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование высших потребностей Авторитет власти завоевывается
Слайд 67: Система социального управления
Система ( лат. целое, составленное из частей ) - совокупность взаимодействующих элементов, которые находятся в отношениях и связях, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Составляющие системы: элементы, представляющие собой конкретные объекты, неразложимые части, компоненты свойства элементов, которые выражают их качественную специфику связи
Слайд 69: Классификации систем
• по происхождению ( естественные и искусственные); • по специфике содержания (технические, организационные, информационные, экономические, политические, социальные и пр.); • по способу существования (материальные, идеальные, виртуальные); • по степени связи с окружающей средой (открытые и закрытые); • по зависимости от времени (статические, динамические); • по обусловленности действия (детерминированные, вероятностные); • по месту в иерархии систем (суперсистемы, большие системы, подсистемы, элементы и т.д.).
Слайд 70: Общие свойства систем
неаддитивность синергичность мультипликативность целостность обособленность адаптивность совместимость обратная связь
Слайд 71: Специфика социальной системы
Социальная система - система, в которой элементный состав - люди, а также возникающие между ними отношения; существенно отличается от всех систем как живой, так и неживой природы.
Слайд 72: Социальная система
управляющая подсистема - все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на людей и ресурсы управляемой системы. управляемая подсистема - все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. информация информация
Слайд 73: Особенности управления социальной системой
значительная неопределенность функционирования наличие границ управляемости
Слайд 74: Синергетика - общая теория самоорганизации сложных систем
системы следуют рассматривать не в статическом, а динамическом состоянии все системы имеют относительную пластичность к процессу трансформации любая сложная система имеет не один, а несколько путей возможного развития хаос имеет двойственное значение в любой сложной системе имеются особые «резонансные» точки, воздействие на которые вызывает возбуждение всей системы в целом
Слайд 75: Система управления:
субъект управления; объект управления; содержание или процесс управления; социальные ресурсы; управленческая теория и идеология; принципы и методы управления.
Слайд 76: Специфические особенности систем управления :
наличие информационных связей способность систем меняться некоторое множество допустимых ветвей поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная наличие определенных структур, которые отражают контуры систем управления открытость целенаправленность
Слайд 77: Свойства организационного управления:
целостность; обособленность; централизованность; адаптивность; совместимость; обратную связь; неаддитивность отношений; эмерджентность; синергетичность; неопределенность данных; многокритериальность; мультипликативность; стохастичность; порог сложности; редкую повторяемость проблемных ситуаций; фактор времени.
Последний слайд презентации: Теория управления: Требования к организационному управлению:
Устойчивость - способность системы сохранять некоторое свое качество в процессе управления, несмотря на оказываемые влияния как со стороны, так и изнутри. Оперативность - свойство укладываться в обозначенные сроки. Гибкость - способность быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Непрерывность - отсутствие пауз и перерывов между последовательными стадиями процесса. Эффективность.