Первый слайд презентации: УМК «АВТОДИДАКТИКА: КАЛЛИГРАФИЯ»
Суворина Е.А., к.филос.н., доцент, директор ЧУДО «Русская школа», автор –разработчик апробуруемых материалов 27 августа 2019, МОСКВА
Слайд 2: ФГОС НОО и дети:
«….способность и готовность к нравственной и познавательной рефлексии,...к личностному самоопределению, к самоорганизации и саморазвитию, к решению задач и проблем,…. к анализу и обобщению, конструированию и моделированию, принятию решений в нестандартных ситуациях ……»
Значительное место письма в жизни первоклассника (ежедневно, 6 мес., 100 час.) Невнимание взрослых к страданиям детей при обучении письму
Деятельностные требования ФГОС НОО S – s отношения в УВП Репродуктивные методы обучения письму S -о отношения в УВП
Слайд 7: Проблемное поле начального обучения: обучение письму букв и цифр
Деятельностные требования ФГОС НОО S – s отношения в УВП Репродуктивные методы обучения письму S -о отношения в УВП Необходимость в объективных КИМах и процедурах оценки образовательных результатов обучения письму Отсутствие КИМов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов обучения письму
Слайд 8: Проблемное поле начального обучения: обучение письму букв и цифр
Деятельностные требования ФГОС НОО S – s отношения в УВП Репродуктивные методы обучения письму S -о отношения в УВП Необходимость в объективных КИМах и процедурах оценки образовательных результатов обучения письму Отсутствие КИМов, ФОРов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов обучения письму Потребность учительства в деятельностных технологиях обучения письму Традиционные методики обучения в среднем, высшем педобразовании и ПП
Слайд 9: Проблемное поле начального обучения: обучение письму букв и цифр
Деятельностные требования ФГОС НОО S – s отношения в УВП Репродуктивные методы обучения письму S -о отношения в УВП Необходимость в объективных КИМах и процедурах оценки образовательных результатов обучения письму Отсутствие КИМов, ФОРов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов обучения письму Потребность учительства в деятельностных технологиях обучения письму Традиционные методики обучения в среднем, высшем педобразовании и ПП Потребность учительства в современных учебных пособиях обучения письму Традиционные прописи (метод проб и ошибок)
Слайд 10: Проблемное поле начального обучения: обучение письму букв и цифр
Деятельностные требования ФГОС НОО S – s отношения в УВП Репродуктивные методы обучения письму S -о отношения в УВП Необходимость в объективных КИМах и процедурах оценки образовательных результатов обучения письму Отсутствие КИМов, ФОРов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов обучения письму Потребность учительства в деятельностных технологиях обучения письму Традиционные методики обучения в среднем, высшем педобразовании и ПП Потребность учительства в современных учебных пособиях обучения письму Традиционные прописи (метод проб и ошибок) Потребность учительства в профессиональном взаимодействии Отсутствие профессиональных сообществ учителей и методистов письма
Слайд 11: Проблемное поле начального обучения: обучение письму букв и цифр
Деятельностные требования ФГОС НОО S – s отношения в УВП Репродуктивные методы обучения письму S -о отношения в УВП Необходимость в объективных КИМах и процедурах оценки образовательных результатов обучения письму Отсутствие КИМов, ФОРов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов обучения письму Потребность учительства в деятельностных технологиях обучения письму Традиционные методики обучения в среднем, высшем педобразовании и ПП Потребность учительства в современных учебных пособиях обучения письму Традиционные прописи (метод проб и ошибок) Потребность учительства в профессиональном взаимодействии Отсутствие профессиональных сообществ учителей и методистов письма Значительное место письма в жизни первоклассника (ежедневно, 6 мес., 100 час.) Невнимание к страданиям детей при обучении письму УМК « Автодидактика : каллиграфия »
Слайд 12
Почему и зачем АТОК? Основание сравнения Традиционные м етодики обучения письму Действия ребёнка Действия педагога Интерес и мотивация Результат Контроль, коррекция ФГОС Копирует образец: « примерно так» и «где-то здесь» Снабжает образцами, предлагает д ействовать методом проб и ошибок Скучно и утомительно: ( мотивация внешняя) Случайный Внешние контроль и коррекция Предметные результаты Основание методики Двигательный образ 1 2 3 4 5 6 7 Технология о бучения каллиграфии Открывает общие правила написания Деятельностный метод: ОПЫТ -ОТКРЫТИЕ-ОСОЗНАННОЕ УМЕНИЕ Увлекательно и творчески: (мотивация в нутренняя) Около 100% - каллиграфический почерк Самоконтроль и самокоррекция (наличие инструментов контроля и коррекции) Высокие предметные и м етапредметные результаты Двигательный образ + т очный зрительный образ Самостоятельно строит схемы написания букв и цифр
Слайд 13
Идеи ведущих отечественных научных школ Гальперин П.Я. : теория ПФУД, полные схемы ООД Давыдов В.В.: логика построения учебного предмета Анисимов О.С.: принцип «выращивания», схемы мыследеятельности УМК « Автодидактика : каллиграфия» - максимально объективированное содержание образования, где ученик становится автором учебно-предметной парадигмы АвтодидактическиеТОК /Прописи для детей Методические рекомендации для учителя СД- диски презентаций к урокам Пакет КИМов и ФОРов
Слайд 14
Образец Кол-во повторений 100 15 5 Научные предпосылки: Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании. /Вопросы психологии, №4, 1957 1. Догматический тип обучения 2. Репродуктивный тип обучения 3. Развивающий тип обучения
Слайд 15
1. 2. 3. Эффекты по обучению детей написанию незнакомых букв тремя способами Среднее кол-во проб н а одну букву 100 15 5 Контроль и помощь взрослого До конца эксперимента До конца эксперимента До 13 буквы (в ТОКц – до цифры 3) Сформированное действие Частное Некоторая степень обобщения Широко о бобщённое действие Каллиграфический навык Низкий уровень Средний уровень Высокий Уровень (в ТОКб – примерно 100% к аллиграфический почерк)
Слайд 16
Инновационная дидактика= =автодидактика Формула ТОК/Прописей Принцип и технология выращивания: встреча детского опыта и взрослого знания
Слайд 17
1 тип: ребенок копирует образец : « примерно так» и «где-то здесь» Проектирование АТОК: новая графическая система алфавита по 3-ему типу обучения
Слайд 18
1 тип: ребенок копирует образец : « примерно так» и «где-то здесь» 3 тип: ребенок открывает общие правила написания букв. Самостоятельно строит схемы написания конкретных букв Проектирование АТОК: новая графическая система алфавита по 3-ему типу обучения
Слайд 21: МЕСТО УРОКОВ КАЛЛИГРАФИИ В СТРУКТУРЕ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1-М КЛАССЕ (на примере УМК «Школы России»)
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль Март…… Письмо Чтение Обучение грамоте ( письмо+чтение ) Каллиграфия Русский язык ДБП БП ПБП…. ДБП – добукварный период БП - букварный период ПБП - послебукварный период
Слайд 22
Часть 2 Пишем буквы правильно и красиво: 60-65 уроков Часть 1 Готовимся к письму букв: 18 -20 уроков «Каллиграфия букв: развивающие прописи»: Учебное пособие в 2-х частях
Слайд 23: 1
Учебные пособия/тетради 4 3 2 Прописи. Часть 1. Прописи. Часть 2. Набор двусторонних карточек с буквами алфавита. ( находится у учителя). Файловая папка с образцами букв (находится у ребенка). Рабочая тетрадь в частую косую линию.
Слайд 25: Инструменты для работы
1 4 5 3 2 Желтый маркер Гелевые ручки: синяя, красная, зеленая Простой карандаш Цветные карандаши – 6 шт. Цветные фломастеры – 6 шт.
Слайд 28
Раздел II Учимся писать простые элементы букв из прямых линий, из плавных линий
Слайд 37
1. РЕЧЕВЫЕ ЭТАЛОНЫ Проектирование АТОК: принцип систематического уточнения Типы ДЕ-эталонов с точки зрения этапов формирования субъектности ребенка 2. ЭТАЛОНЫ – ОБЩИЕ АЛГОРИТМЫ 3. ЭТАЛОНЫ – ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ НАПИСАНИЯ ЦИФР И БУКВ Ребёнок овладевает языком описания условий написания цифр и букв Ребёнок открывает общие правила написания цифр и букв Самостоятельно создаются ребёнком: с цифры 3 и 10-й буквы ребёнок работает без помощи взрослого Подготовительный этап : с помощью взрослого 1 и 2 типы обучения Основной этап : самостоятельно 3 тип обучения
Слайд 39
Образцы детских работ экспериментальный/контрольный классы (выбраны «слабые» работы)
Слайд 40
Образцы детских работ экспериментальный/контрольный класс (выбраны «слабые» работы)
Слайд 43
Качество обучения письму по ФГОС-2 (высокий и средний уровни) в школах АссК 2018-2019 уч.г. Итоговые показатели
Слайд 44: Синергетические эффекты ТОК/Прописей
субъектность участников УВП усиливает друг друга от субъектности ребенка - к субъектности взрослого и творческим тандемам «наставник-стажер» саморегулируемое тиражирование инновации и расширение сети 1 + 1 › 2
Слайд 45: ТОП-5: учителя о ТОК/Прописях
Прописи – прекрасный подарок всем учителям начальной школы России. Мы так долго ждали это пособие! Ю.Ю. Мирошниченко, учитель гимназии №12, г.Тверь Прописи уникальны – это настольная книга каждого учителя письма Синквейн слушателей курсов ТО ИУУ по каллиграфии, авг. 2018 ТОК/Прописи – прорыв в обучении письму младших школьников Т.Н. Шоричева, учитель МОУ «Заволжская СОШ» Таких Прописей еще не было! В них я нашла ориентиры, которых мне, как учителю, не хватало для помощи детям с ОВЗ Е.Ф. Конькова, учитель МОУ «Рождественская СОШ» Прописи – спасение для малокомплектной школы М.В. Клюева, учитель МОУ « Езвинская СОШ»
Слайд 46
Расширение географии сети Тверская область: 23 школы 32 класса 3 региона РФ: Тверская обл., Нижегородская обл, Саха (Якутия): 25 школ 35 классов 2018 -2019 уч.г.
Слайд 47
Сетевая межрегиональная ассоциация «Школа-Лаборатория каллиграфия» ВКонтакте открытая группа «Школа-Лаборатория каллигр афия» ВКонтакте закрытая группа «Шкатулка» vk.com/club170495812 vk.com/calligraphy69