Слайд 3
Речь в зависимости от смены говорящего и слушающего делится на диалогическую и монологическую. В диалогической речи говорящий и слушающий меняются местами. В монологической речи – не меняются. 3
Слайд 4
Монолог — речь одного человека. Это может быть ваш ответ на уроке или сочинение, рассказ о прочитанной книге или об увиденном фильме. Монолог — это и выступление по радио и телевидению, статья в журнале или в газете, доклад. Монологическая речь бывает и устной, и письменной. Эта речь часто заранее подготовлена, продумана. Диалог — разговор двух или более лиц. Он обычно употребляется в устной разговорной речи. В письменной речи встречается в художественной литературе. Это — разговор действующих лиц. 4
Слайд 5
ДИАЛОГ МОНОЛОГ Диалог – от греч. « dialogos »- разговор двух или нескольких лиц Монолог – от греч. monos – «один» + logos – «речь». Монолог – речь одного человека, обращённая к слушателям или к самому себе. Диалог состоит из реплик Не предполагает непосредственного отклика На письме реплики разных лиц даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире 5
Слайд 6
Монолог – это развернутое высказывание одного лица. Монолог может быть направлен как на собеседника, так и на самого говорящего. В первом случае монолог представляет собой целенаправленное сообщение слушателю определенной информации. Такой монолог получил распространение в научной, судебной, публичной речи. Когда учитель объясняет новую тему, он тоже произносит вот такой информирующий монолог. 6
Слайд 7
Монологом также называют речь наедине с самим собой. В таком случае монолог не адресован конкретному слушателю и не рассчитан на его реакцию. Монолог может быть как неподготовленным, так и продуманным заранее. Публичные речи обычно продумываются. Если оратор умелый, то в его речи будут присутствовать обращения, частицы, риторические вопросы, вводные слова и выражения. И другие средства диалогизации, которые делают монолог более близким и понятным для слушателя. 7
Слайд 8
Коммуникативная функция монологической речи определяет функциональные типы. К таким типам относятся: монолог-повествование, монолог-описание, монолог-рассуждение. 8
Слайд 9
- Определите виды следующих монологов: Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки-цыплята. Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. 9
Слайд 10
Монолог-описание - это функционально-смысловой тип речевого изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета. Описание рассматривается как констатирующая речь, сообщение, содержащее в себе указание на принадлежность характеризуемого к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, функциональные особенности. С помощью монолога-описания называются признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности. 10
Слайд 11
В зависимости от того, что является объектом описания, выделяются: описание отдельных предметов; описание животных; описание обстановки (интерьер); описание природы (пейзаж); описание внешности человека (портрет); описание местности; описание-характеристика; описание состояния человека. 11
Слайд 12
Обычно описание носит объективный характер, лишено эмоционального, субъективного отношения к описываемому. Его целью является перечисление свойств и характеристика признаков объекта высказывания. Такое описание называется объективным, представляет собой «фотографическую» передачу визуальных, слуховых или эмоциональных впечатлений. Второй тип - субъективное описание - содержит значимый эмоциональный компонент. 12
Слайд 13
Таким образом, основными признаками, отличающими описание от других типов речи являются: *статичность содержания (в описании перечисляются одновременные или постоянные признаки объекта); *способ связи между предложениями: предложения, входящие в состав описательного текста, обычно связываются параллельной связью (но иногда наблюдается и цепная связь); *частое использование односоставных, номинативных, безличных предложений, отсутствие повелительных; *особенность в выражении модальности: описание - речь констатирующая и в ней утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков описываемого объекта, поэтому ему свойственна прямая модальность, передающаяся формами изъявительного наклонения. 13
Слайд 14
Люблю красу упавших листьев. и осени неслышное звучание; и тишину в пустых полях; и кротость увядания природы; и серость туч над лесом почерневшим; и свежесть воздуха прохладных дуновений; и ожидание белизны снегов, морозов; и страстное желание излить осеннюю пленительность стихами. 14
Слайд 15
Монолог-повествование по своему значению, структуре и модальности противопоставлен статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента (получателя) динамичной картины развития, смены действий, событий. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии. 15
Слайд 16
В методической литературе выделяют два вида повествования: а) повествование без центрального события, т.е. бескульминационное или деловое повествование, когда человек рассказывает, чем был заполнен промежуток времени. Для такого повествования характерно последовательное, эпически спокойное изложение фактов и событий. б) повествование с центральным событием, т.е. кульминационное повествование (рассказ), в котором рассказчик стремится по возможности выразительно рассказать о каком-то интересном эпизоде, случае или происшествии, оказавшемся в центре его внимания. Это могут быть повествования на основе пережитого, увиденного, услышанного или прочитанного. 16
Слайд 17
Композиционная структура повествования имеет три части: введение, где излагаются основные сведения о герое, месте и времени действия основная часть, в которой излагается сюжет заключение, в котором дается обобщение эмоционального характера. Повествование может иметь: прямую хронологию; обратную хронологию: прямую хронологию с отступлениями. 17
Слайд 18
Монолог из "Мцыри" М.Ю. Лермонтова: Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог. Не перенес Трудов далекого пути. Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Без жалоб он Томился — даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал. Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасен. 18
Слайд 19
Монолог-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, имеющий логическую структуру, соответственно которой данная мысль по правилам логики выводится из других мыслей, т.е. доказывается. Обязательный признак рассуждения - наличие основной мысли проблемного характера и аргументации. Основной тип смысловой связи компонентов рассуждения - это причинно-следственные отношения, создающие внутреннюю логику, взаимосвязь его компонентов. Рассуждение предполагает раскрытие внутренних причин, законов, фактов и явлений, что даже при совершенном владении родным языком является наиболее сложным. 19
Слайд 20
Монолог - рассуждение имеет в своем составе несколько суждений, мыслей, выраженных в форме предложений, в которых нечто утверждается об объектах, являющиеся либо истинными, либо ложными. Соответственно, рассуждением можно назвать «ряд суждений, которые относятся к определенному предмету или вопросу, и идут один за другим таким образом, что из предыдущих суждений необходимо вытекают и следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». Таким образом, суждения, высказанные по поводу каких-либо явлений, действий, положений и т.д., сравниваются друг с другом, группируются в логической последовательности, на основе чего делаются определенные заключения и выводы. 20
Слайд 21
В разных случаях рассуждение способно дать обоснование действиям или состоянию; дать оценку предмету по наличию какого-то у него признака; выявить причинную связь обусловленных явлений, предписать какое-то действие как необходимое или обосновать возможность или желательность действия; наконец, обосновать что-то, утверждать или отрицать в категоричной форме. Иными словами, цель рассуждения - формирование у реципиента новых понятий, знаний о фактах действительности путем аргументированного изложения. 21
Слайд 22
Общая цель рассуждения конкретизируется в его подтипах: рассуждение-умозаключение представляет собой процесс получения нового знания на основе уже имеющегося и сообщение его в виде логического вывода. рассуждение-доказательство призвано реализовать намерение автора обосновать истинность или ложность высказанного положения, убедив реципиента в логичности и достоверности полученного вывода. 22
Слайд 23
Название произведения: "Горе от ума" Автор: Александр Грибоедов Исполнитель: Александр Чацкий Не образумлюсь... виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят. Растерян мыслями... чего-то ожидаю. Это начало монолога, который с первых строк характеризует общее настроение героя — растерянность, недоумение, попытку найти истину. Далее герой рассуждает о человеческих чувствах, говорит об обмане и собственных заблуждениях и под конец подходит к пониманию того, что нужно бежать из этого общества: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! - Карету мне, карету! 23
Слайд 24
Название произведения: "Гамлет" Автор: Уильям Шекспир Название монолога: "Быть или не быть..." Исполнитель: Гамлет Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу. Это ли не цель Желанная? Скончаться. Сном забыться. Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ. 24
Последний слайд презентации: Виды речи. Монолог и диалог
Для монологической формы речи характерны односторонняя направленность, большой объем высказываний и разнообразие структурной оформленности речи, что позволяет полнее выразить свою мысль, а также логичность, последовательность и законченность изложения. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной.Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно осложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли. 25