Первый слайд презентации: Высшая нервная деятельность
Слайд 2
ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление человека к внешней среде
Слайд 3: Рефлекторные реакции:
Безусловные могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций Условные - это сложные многокомпонентные реакции, которые вырабатываются на основе безусловных рефлексов при использовании предшествующего индифферентного раздражителя
Слайд 5: Безусловные рефлексы (БР):
- врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения; - видовые, т.е. свойственны всем представителям данного вида; постоянны и сохраняются в течение всей жизни; БР осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг); БР возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле
Слайд 6: Условные рефлексы (УР)
- это реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни; - индивидуальные; - непостоянные - могут возникать и исчезать; УР являются преимущественно функцией коры больших полушарий; УР возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля
Слайд 7: Условия выработки УР:
- наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой - условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.); - многократное сочетание условного и безусловного раздражителей (возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании)
Слайд 8
- условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного; - в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать оборонительной реакции, не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание; - безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется;
Слайд 9
возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; субъект, у которого вырабатывается условный рефлекс, должен быть здоровым ; при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого - этот рефлекс не вырабатывается.
Временная связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей
Слайд 11: Торможение условных рефлексов (б езусловное и условное)
Безусловное торможение: (внешнее и запредельное) Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки
Виды: угасательное дифференцировочное условный тормоз запаздывающее Условное торможение дает возможность организму избавиться от большого количества лишних биологически нецелесообразных реакций
Слайд 13: Динамический стереотип
- представляет собой систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, на которую вырабатывается постоянная и прочная система ответных рефлекторных реакций
Слайд 14: Формированию динамического стереотипа способствует
четкое воспроизведение в памяти одних и тех же эфферентных ответов на конкретную ситуацию При этом резко ограничивается вовлечение новых систем в приспособительные реакции
Слайд 15: Динамический стереотип (ДС) – это характерная особенность психической деятельности человека
Биологический смысл ДС - освобождение корковых центров от решения стандартных задач для обеспечения выполнения более сложных задач, требующих «эвристического» мышления
Слайд 16: Аналитическая и синтетическая деятельность КГМ – это постоянный анализ и синтез сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма
Аналитическая - дифференцирование по характеру и интенсивности массы раздражений, доходящих в форме сигналов до КБП, что достигается с помощью внутреннего торможения, позволяющего точно дифференцировать раздражители по их биологической значимости Синтетическая - объединение возбуждений, возникающих в различных зонах коры мозга, т.е. образование временной условно-рефлекторной связи
Слайд 17: ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление человека к внешней среде
Проявляется в форме сложных рефлекторных реакций, происходящих при участии КБП и подкорковых нервных центров (память, эмоции, сон).
Слайд 18: Типы высшей нервной деятельности
- это совокупность врожденных и индивидуально приобретенных свойств процессов возбуждения и торможения Классификация типов ВНД основана на соотношении основных свойств нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность
Слайд 19: Нервные процессы характеризуют :
Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) определяется степенью работоспособности нервных клеток (способностью поддерживать большое и длительное напряжение рефлекторной деятельности) Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро переключаться с возбуждения на торможение и наоборот Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения
Слайд 20: Слабый тип ВНД:
Не способен развивать сильные возбудительный и тормозной процессы Нервные клетки быстро утомляются и очень легко тормозятся (+)-е рефлексы формируются медленно, (-)-е рефлексы – устойчивы Легко возникает запредельное торможение Тормозные, мало адаптивные, высоко чувствительны к слабым раздражителям
Слайд 21: Сильный неуравновешенный тип
Корковые клетки способны к сильным процессам возбуждения и торможения Возбуждение сильнее торможения Положительные рефлексы формируются быстро Отрицательные рефлексы формируются медленно Легко возбуждаются и с трудом тормозятся
Слайд 22: Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД:
Способность к быстрой смене одного процесса другим Положительные и тормозные условные рефлексы вырабатываются быстро Легко переключается, легко адаптируется к новой ситуации
Слайд 23: Сильный уравновешенный инертный тип ВНД:
Не способен быстро менять состояние нервных клеток Положительные и тормозные условные рефлексы вырабатываются медленно, трудно поддаются переделке Стереотипны, трудно их меняют
Слайд 24: Типы ВНД по Павлову и Гиппократу :
Слабый ( меланхолик ) Сильный неуравновешенный ( холерик ) Сильный уравновешенный подвижный ( сангвиник ) Сильный уравновешенный инертный ( флегматик )
Слайд 25: Память – осуществляется структурами лимбической системы и височными долями больших полушарий
- это процесс сохранения образовавшихся в процессе обучения временных связей и способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; - свойство неоднократно выводить эту информацию в область сознания с целью организации поведения
Слайд 26: Память включает:
Запоминание информации Сохранение информации Извлечение информации Воспроизведение информации Запоминаются раздражители внешней и внутренней среды и вызванные ими ощущения и восприятия
Слайд 28: Иконическая – удерживает в памяти:
точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств (образ предмета) в течение 0,1-0,5 сек; ограничена 3-5 элементами
Слайд 29: Кратковременная – удерживает в памяти:
в течение 5-60 сек только частичное отображение предмета (события) 5-9 элементов; эффективна при повторении; в ее основе лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов
Слайд 30: Долговременная – удерживает в памяти:
огромный объем информации; сохраняется в течение жизни в ее основе лежат устойчивые структурные изменения в замкнутых цепях нейронов (в синапсах), вызванные электрохимическими процессами, связанными с их возбуждением; импульсы проходят по одним и тем же нервным путям, оставляя в них след
Слайд 31: Переход от кратковременной к долговременной памяти
Связан с активацией ряда биохимических процессов События, вызывающие сильные эмоции и имеющие жизненно важное значение, быстро переводятся в долговременную память и прочно закрепляются
Слайд 32: Ретикулярная формация:
регулирует: Внимание (сознательный компонент) Непроизвольное запоминание (подсознательный компонент) В процессе запоминания нейроны усиливают синтез нуклеиновых кислот и нейропептидов (эндорфины и энкефалины), влияющих на обучение и память за счет улучшения сохранения условных рефлексов и замедляя их угасание
Слайд 33: В зависимости от того, какой из анализаторов играет главную роль в запоминании, различают 4 вида памяти:
Зрительную Слуховую Двигательную (моторную) Смешанную
Слайд 34: Память по виду проявления:
Образная (слуховая, зрительная, эмоциональная) Условно-рефлекторная (воспроизведение движений) Словесно-логическая (воспроизведение смысловых понятий)
Слайд 35: Нарушения памяти - это нарушения запечатлевания новой информации при сохранении способности к воспроизведению:
Амнезия – выпадение из памяти целых периодов времени Апраксия – забывание двигательных навыков, выполняемых ранее неоднократно (при сохраненной силе мышц и способности к осуществлению произвольных движений) Афазия – расстройство памяти двигательных навыков членораздельной речи
Слайд 36: Две сигнальные системы:
1-я сигнальная: Раздражителями являются различные факторы внешней и внутренней среды организма 2-я сигнальная Раздражителем является слово (видимое, слышимое, произносимое, написанное)
Слайд 37: По соотношению 1-й и 2-й сигнальной систем выделяют 3 типа:
Мыслительный – преобладает 1-я сигнальная система Художественный – преобладает 2-я сигнальная система Смешанный – присутствуют обе
Слайд 38: 2 типа интеллекта (определяют характер поведенческих реакций):
1. Невербальный интеллект – отражает природные возможности манипулировать с непосредственными (зрительно-пространственными) раздражителями 2. Вербальный интеллект отражает способности манипулировать со словесным материалом
Слайд 39: Эмоции – это субъективная форма выражения потребностей, повышающая или понижающая жизнедеятельность организма
Возникают при возбуждении специализированных структур мозга; Отражают соотношение актуальной потребности (АП) и вероятности ее удовлетворения (УП); Зависят от индивидуальных особенностей субъекта, особенно, от его мотивационной сферы и волевых качеств.
Слайд 40: Мотивация (побуждение, влечение)
- это субъективно переживаемое состояние, которое возникает под влиянием внутренних потребностей организма и побуждает к свершению действий, направленных на удовлетворение этих потребностей
Слайд 41: Функциональная система (ФС) – это замкнутый контур автоматической регуляции поведения с постоянной сигнализацией о результатах действия для получения определенного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент в интересах целостного организма
Слайд 42: Анализ психофизиологической архитектоники поведения в экстремальной ситуации (теория функциональных систем) свидетельствует о 2-х компонентах, направленных на подготовку организма к активной борьбе с опасностью :
психофизиологический – рабочий эффект вегетативно-сосудистых реакций психологический – субъективное эмоциональное переживание
Слайд 43: Включение эмоций в содержание ФС коррелирует с их биологической ролью ( удовлетворение потребности в сохранении жизни ). Функции эмоций:
Запуск энергетических ресурсов Формирование адаптивного поведения Поддержание или устранение контакта с фактором, оказывающим влияние на организм
Слайд 44: Психологический поведенческий акт, с точки зрения теории ФС, включает 4 компонента :
Доминирующая в данный момент мотивация, направленная на реализацию текущей потребности Обстановочная афферентация Пусковая афферентация Память, хранящая все предыдущие ощущения, эмоциональную окраску поведения и опыт реагирования в подобных ситуациях
Слайд 45
Психологический поведенческий акт Обстановочная афферентация Память Доминирующая мотивация, направленная на реализацию текущей потребности Пусковая афферентация
Слайд 46: Функции эмоций:
О ценка потребности и оценка возможности удовлетворить эту потребность влияет на проявление эмоциональной реакции; Подкрепляющая : (+) эмоция сигнализирует о приближении момента УП, а (-) – об удалении от него; Отражательная : у довлетворение или отсутствие возможности удовлетворения потребности позволяет мозгу активно отражать действительность. С убъект стремится усилить первое состояние и ослабить или предотвратить второе.
Слайд 47: Функции эмоций :
Коммуникативн ая: н а поведенческом уровне ( на субъективном проявляются в виде переживаний ) М одифициру ющая поведение : н едостаточность информации восполняется поисковым поведением, совершенствованием навыков. Компенсаторная : влияют на вегетативны е сдвиги (ЧСС, АД повышаются и т.д.), превышающи е реальные потребности. Происходит избыточная мобилизация ресурсов.
Слайд 48: Характеристики эмоций:
- К аждая эмоция обладает уникальной мотивацией - Разные эмоции характеризуются четкими различиями во внешних проявлениях (мимика, вегетативные реакции) - Эмоции взаимодействую т между собой и способны активировать или ослаблять другую
Слайд 49: 10 фундаментальных эмоций составляют мотивационную систему человеческого существования
Интерес – наиболее положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления. Радость мотивирует созидание, творчество, постоянно желаемая эмоция. Удивление – способствует освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляет внимание на объект, вызвавший удивление, мотивирует познавательные процессы Горе – эмоция, связанная с чувством одиночества, отсутствием контактов с людьми и жалостью к себе, снижает энергетический потенциал человека.
Слайд 50: 10 фундаментальных эмоций :
Гнев – эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости – уверенности в себе. Отвращение – эмоция часто возникает вместе с гневом Презрение - сопутствует гневу или отвращению эти 3 эмоции называются враждебной триадой. Страх – эмоция вызываемая реальной или воображаемой опасностью. Мобилизует энергию организма.
Слайд 51: 10 фундаментальных эмоций :
Стыд –мотивирует желание спрятаться, исчезнуть. Может способствовать возникновению чувства бездарности, часто способствует сохране н ию самоуважения Вина – эмоция, возникающая при нарушениях морального, этического или религиозного характера, в ситуациях, когда субъект чувствует личную ответственность.
Слайд 52: Фундаментальные эмоции
взаимодействуют между собой и формируют устойчивые комплексы : Депрессия Враждебность Л юбовь
Слайд 53: Сознание
- это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус и взаимосвязь с окружающим, т.е. способность адекватно воспринимать и перерабатывать информацию; - это результат активности всех структур мозга, особенно, ретикулярной формации
Слайд 54: 3 направленности сознательного отражения (О.) реальности:
Непосредственное О. реальности - в текущий момент времени Ретроспективное - в прошлом времени Перспективное - в будущем времени
Слайд 55: Сон (С.)
- это специфическое состояние мозга и организма, характеризующееся: существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями
Слайд 56: Сон - двухфазный процесс (первая фаза)
Фаза парадоксального («быстрого») С. соответствует состоянию сторожевого бодрствования; составляет 15% времени сна; субъективно переживается как сновидение; на электроэнцефалограмме регистрируются ритмы бодрствования (периодические альфа- и нерегулярные бета-волны); наблюдаются быстрые движения глаз и мышечная активность. В эту фазу в структурах мозга выделяются нейропептиды, способствующие консолидации памяти и некоторым восстановительным процессам
Слайд 57: Сон - двухфазный процесс (вторая фаза)
2. Ортодоксальный («медленный») С. на электроэнцефалограмме регистрируются дельта-, тета- и сигма-ритмы все мышцы, кроме глазных, расслаблены составляет 85% времени сна
Слайд 58: Смена фаз сна зависит от баланса БАВ (катехоламинов, серотонина, дофамина и др.)
Днем: стрессовая катаболическая фаза с интенсивным расходованием энергии Ночью: Анаболическая фаза: Повышение концентрации анаболических гормонов (СТГ, пролактина) Реконструкция белков и нуклеиновых кислот Запас энергетических веществ (гликогена, жиров)
Слайд 59: Во время сна изменяются вегетативные и моторные функции:
Снижается метаболизм Уменьшается легочная вентиляция Снижаются: пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов
Слайд 60: Процент негативной информации в сновидениях больше, чем позитивной
При этом работа мозга носит адаптационный характер, снижая психо-эмоциональную нагрузку Подтверждается: возникновением неврозов, депрессии и срывов ВНД при нарушениях сна и нарушениями сна при депрессии и неврозах
Слайд 62: Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей
У новорожденных – Доминирующими являются пищевые и терморегуляторные центры с момента рождения хорошо проявляются врожденные реакции на тактильные, проприоцептивные, обонятельные. вкусовые и вестибулярные раздражения, слабо выражены - на зрительные и слуховые Широкая афферентная и эфферентная генерализация рефлексов Эфферентная генерализация проявляется вовлечением в реакцию большого числа эффекторов (еще не созрели вставочные тормозные нейроны) В 1-ю неделю жизни вырабатываются условные (естественные) рефлексы в ответ на интероцептивные раздражители (раздражения вестибулярного аппарата, кожи и проприорецепторов) К концу 2-й недели вырабатываются условные (искусственные) рефлексы в ответ на дистантные раздражители раздражители (запах, звук, свет и цвет) К 5-ти месяцам все анализаторы достигают уровня зрелости, достаточного для выработки сложных условных рефлексов Чем больше возраст ребенка, тем быстрее вырабатываются условные рефлексы при меньших количествах сочетаний
Слайд 63: Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей
Важный фактор развития – выработка стереотипа (режим питания, сна и бодрствования) С возрастом рефлекторные реакции становятся более локальными, а некоторые исчезают К концу 1-го года в число условных сигналов включается СЛОВО – начало развития 2-й сигнальной системы Для полноценного развития анализа и синтеза необходима игровая деятельность с участием и двигательного анализатора: осматривание, ощупывание, называние и т.д. Ходьба и развитие функции руки способствуют широкому использованию всех анализаторов и бурному развитию аналитико-синтетической функции Развитие тонкой моторики необходимо для развития речевой функции Корковый отдел зрительного анализатора созревает к 4-7 годам Миелинизация нервных волокон завершается к 3-5 годам Мозг обильно кровоснабжается и проницаемость гематоэнцефалического барьера высока, поэтому легко возникают токсические формы инфекционных заболеваний
Последний слайд презентации: Высшая нервная деятельность: Нервная система у пожилых
Снижение массы и объема мозга, уменьшение поверхности КБП происходит после 60 лет Снижается мозговой кровоток, уменьшается способность нейронов утилизировать глюкозу Уменьшается активность ферментов, участвующих в синтезе медиаторов – > инволюционные изменения ВНД, старческая депрессия и слабоумие, болезнь Паркинсона Снижается скорость проведения возбуждения по нервным волокнам и скорость синаптической передачи, уменьшается взаимодействие между центрами головного и спинного мозга Повышается порог безусловных рефлекторных реакций, снижаются сухожильные рефлексы Нарушение интегративной деятельности мозга – > возникновение неадекватных реакций и неврозов Дистрофические изменения в вегетативной нервной системе – > неадекватная реакция гипоталамуса на информацию из внутренней среды – > артериальная гипертензия, коронарная недостаточность, диабет, снижение стресс-реакции и уменьшение адаптивных возможностей