Высшая нервная деятельность — презентация
logo
Высшая нервная деятельность
  • Высшая нервная деятельность
  • Высшая нервная деятельность
  • Рефлекторные реакции:
  • Простая рефлекторная дуга
  • Безусловные рефлексы (БР):
  • Условные рефлексы (УР)
  • Условия выработки УР:
  • Высшая нервная деятельность
  • Высшая нервная деятельность
  • Физиологической основой для возникновения условных рефлексов служит образование функциональных временных связей в высших отделах ЦНС
  • Торможение условных рефлексов (б езусловное и условное)
  • Условное торможение (внутреннее) возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным
  • Динамический стереотип
  • Формированию динамического стереотипа способствует
  • Динамический стереотип (ДС) – это характерная особенность психической деятельности человека
  • Аналитическая и синтетическая деятельность КГМ – это постоянный анализ и синтез сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма
  • ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление человека к внешней среде
  • Типы высшей нервной деятельности
  • Нервные процессы характеризуют :
  • Слабый тип ВНД:
  • Сильный неуравновешенный тип
  • Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД:
  • Сильный уравновешенный инертный тип ВНД:
  • Типы ВНД по Павлову и Гиппократу :
  • Память – осуществляется структурами лимбической системы и височными долями больших полушарий
  • Память включает:
  • Виды памяти:
  • Иконическая – удерживает в памяти:
  • Кратковременная – удерживает в памяти:
  • Долговременная – удерживает в памяти:
  • Переход от кратковременной к долговременной памяти
  • Ретикулярная формация:
  • В зависимости от того, какой из анализаторов играет главную роль в запоминании, различают 4 вида памяти:
  • Память по виду проявления:
  • Нарушения памяти - это нарушения запечатлевания новой информации при сохранении способности к воспроизведению:
  • Две сигнальные системы:
  • По соотношению 1-й и 2-й сигнальной систем выделяют 3 типа:
  • 2 типа интеллекта (определяют характер поведенческих реакций):
  • Эмоции – это субъективная форма выражения потребностей, повышающая или понижающая жизнедеятельность организма
  • Мотивация (побуждение, влечение)
  • Функциональная система (ФС) – это замкнутый контур автоматической регуляции поведения с постоянной сигнализацией о результатах действия для получения
  • Анализ психофизиологической архитектоники поведения в экстремальной ситуации (теория функциональных систем) свидетельствует о 2-х компонентах, направленных на
  • Включение эмоций в содержание ФС коррелирует с их биологической ролью ( удовлетворение потребности в сохранении жизни ). Функции эмоций:
  • Психологический поведенческий акт, с точки зрения теории ФС, включает 4 компонента :
  • Высшая нервная деятельность
  • Функции эмоций:
  • Функции эмоций :
  • Характеристики эмоций:
  • 10 фундаментальных эмоций составляют мотивационную систему человеческого существования
  • 10 фундаментальных эмоций :
  • 10 фундаментальных эмоций :
  • Фундаментальные эмоции
  • Сознание
  • 3 направленности сознательного отражения (О.) реальности:
  • Сон (С.)
  • Сон - двухфазный процесс (первая фаза)
  • Сон - двухфазный процесс (вторая фаза)
  • Смена фаз сна зависит от баланса БАВ (катехоламинов, серотонина, дофамина и др.)
  • Во время сна изменяются вегетативные и моторные функции:
  • Процент негативной информации в сновидениях больше, чем позитивной
  • Регуляция сна и бодрствования
  • Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей
  • Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей
  • Нервная система у пожилых
1/64

Первый слайд презентации: Высшая нервная деятельность

Изображение слайда

Слайд 2

ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление человека к внешней среде

Изображение слайда

Слайд 3: Рефлекторные реакции:

Безусловные могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций Условные - это сложные многокомпонентные реакции, которые вырабатываются на основе безусловных рефлексов при использовании предшествующего индифферентного раздражителя

Изображение слайда

Слайд 4: Простая рефлекторная дуга

Изображение слайда

Слайд 5: Безусловные рефлексы (БР):

- врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения; - видовые, т.е. свойственны всем представителям данного вида; постоянны и сохраняются в течение всей жизни; БР осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг); БР возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле

Изображение слайда

Слайд 6: Условные рефлексы (УР)

- это реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни; - индивидуальные; - непостоянные - могут возникать и исчезать; УР являются преимущественно функцией коры больших полушарий; УР возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля

Изображение слайда

Слайд 7: Условия выработки УР:

- наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой - условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.); - многократное сочетание условного и безусловного раздражителей (возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании)

Изображение слайда

Слайд 8

- условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного; - в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать оборонительной реакции, не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание; - безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется;

Изображение слайда

Слайд 9

возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; субъект, у которого вырабатывается условный рефлекс, должен быть здоровым ; при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого - этот рефлекс не вырабатывается.

Изображение слайда

Временная связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей

Изображение слайда

Слайд 11: Торможение условных рефлексов (б езусловное и условное)

Безусловное торможение: (внешнее и запредельное) Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки

Изображение слайда

Виды: угасательное дифференцировочное условный тормоз запаздывающее Условное торможение дает возможность организму избавиться от большого количества лишних биологически нецелесообразных реакций

Изображение слайда

- представляет собой систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, на которую вырабатывается постоянная и прочная система ответных рефлекторных реакций

Изображение слайда

Слайд 14: Формированию динамического стереотипа способствует

четкое воспроизведение в памяти одних и тех же эфферентных ответов на конкретную ситуацию При этом резко ограничивается вовлечение новых систем в приспособительные реакции

Изображение слайда

Слайд 15: Динамический стереотип (ДС) – это характерная особенность психической деятельности человека

Биологический смысл ДС - освобождение корковых центров от решения стандартных задач для обеспечения выполнения более сложных задач, требующих «эвристического» мышления

Изображение слайда

Слайд 16: Аналитическая и синтетическая деятельность КГМ – это постоянный анализ и синтез сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма

Аналитическая - дифференцирование по характеру и интенсивности массы раздражений, доходящих в форме сигналов до КБП, что достигается с помощью внутреннего торможения, позволяющего точно дифференцировать раздражители по их биологической значимости Синтетическая - объединение возбуждений, возникающих в различных зонах коры мозга, т.е. образование временной условно-рефлекторной связи

Изображение слайда

Слайд 17: ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление человека к внешней среде

Проявляется в форме сложных рефлекторных реакций, происходящих при участии КБП и подкорковых нервных центров (память, эмоции, сон).

Изображение слайда

Слайд 18: Типы высшей нервной деятельности

- это совокупность врожденных и индивидуально приобретенных свойств процессов возбуждения и торможения Классификация типов ВНД основана на соотношении основных свойств нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность

Изображение слайда

Слайд 19: Нервные процессы характеризуют :

Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) определяется степенью работоспособности нервных клеток (способностью поддерживать большое и длительное напряжение рефлекторной деятельности) Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро переключаться с возбуждения на торможение и наоборот Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения

Изображение слайда

Слайд 20: Слабый тип ВНД:

Не способен развивать сильные возбудительный и тормозной процессы Нервные клетки быстро утомляются и очень легко тормозятся (+)-е рефлексы формируются медленно, (-)-е рефлексы – устойчивы Легко возникает запредельное торможение Тормозные, мало адаптивные, высоко чувствительны к слабым раздражителям

Изображение слайда

Слайд 21: Сильный неуравновешенный тип

Корковые клетки способны к сильным процессам возбуждения и торможения Возбуждение сильнее торможения Положительные рефлексы формируются быстро Отрицательные рефлексы формируются медленно Легко возбуждаются и с трудом тормозятся

Изображение слайда

Слайд 22: Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД:

Способность к быстрой смене одного процесса другим Положительные и тормозные условные рефлексы вырабатываются быстро Легко переключается, легко адаптируется к новой ситуации

Изображение слайда

Слайд 23: Сильный уравновешенный инертный тип ВНД:

Не способен быстро менять состояние нервных клеток Положительные и тормозные условные рефлексы вырабатываются медленно, трудно поддаются переделке Стереотипны, трудно их меняют

Изображение слайда

Слайд 24: Типы ВНД по Павлову и Гиппократу :

Слабый ( меланхолик ) Сильный неуравновешенный ( холерик ) Сильный уравновешенный подвижный ( сангвиник ) Сильный уравновешенный инертный ( флегматик )

Изображение слайда

Слайд 25: Память – осуществляется структурами лимбической системы и височными долями больших полушарий

- это процесс сохранения образовавшихся в процессе обучения временных связей и способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; - свойство неоднократно выводить эту информацию в область сознания с целью организации поведения

Изображение слайда

Слайд 26: Память включает:

Запоминание информации Сохранение информации Извлечение информации Воспроизведение информации Запоминаются раздражители внешней и внутренней среды и вызванные ими ощущения и восприятия

Изображение слайда

Слайд 27: Виды памяти:

Иконическая Кратковременная Долговременная

Изображение слайда

Слайд 28: Иконическая – удерживает в памяти:

точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств (образ предмета) в течение 0,1-0,5 сек; ограничена 3-5 элементами

Изображение слайда

Слайд 29: Кратковременная – удерживает в памяти:

в течение 5-60 сек только частичное отображение предмета (события) 5-9 элементов; эффективна при повторении; в ее основе лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов

Изображение слайда

Слайд 30: Долговременная – удерживает в памяти:

огромный объем информации; сохраняется в течение жизни в ее основе лежат устойчивые структурные изменения в замкнутых цепях нейронов (в синапсах), вызванные электрохимическими процессами, связанными с их возбуждением; импульсы проходят по одним и тем же нервным путям, оставляя в них след

Изображение слайда

Слайд 31: Переход от кратковременной к долговременной памяти

Связан с активацией ряда биохимических процессов События, вызывающие сильные эмоции и имеющие жизненно важное значение, быстро переводятся в долговременную память и прочно закрепляются

Изображение слайда

Слайд 32: Ретикулярная формация:

регулирует: Внимание (сознательный компонент) Непроизвольное запоминание (подсознательный компонент) В процессе запоминания нейроны усиливают синтез нуклеиновых кислот и нейропептидов (эндорфины и энкефалины), влияющих на обучение и память за счет улучшения сохранения условных рефлексов и замедляя их угасание

Изображение слайда

Слайд 33: В зависимости от того, какой из анализаторов играет главную роль в запоминании, различают 4 вида памяти:

Зрительную Слуховую Двигательную (моторную) Смешанную

Изображение слайда

Слайд 34: Память по виду проявления:

Образная (слуховая, зрительная, эмоциональная) Условно-рефлекторная (воспроизведение движений) Словесно-логическая (воспроизведение смысловых понятий)

Изображение слайда

Слайд 35: Нарушения памяти - это нарушения запечатлевания новой информации при сохранении способности к воспроизведению:

Амнезия – выпадение из памяти целых периодов времени Апраксия – забывание двигательных навыков, выполняемых ранее неоднократно (при сохраненной силе мышц и способности к осуществлению произвольных движений) Афазия – расстройство памяти двигательных навыков членораздельной речи

Изображение слайда

Слайд 36: Две сигнальные системы:

1-я сигнальная: Раздражителями являются различные факторы внешней и внутренней среды организма 2-я сигнальная Раздражителем является слово (видимое, слышимое, произносимое, написанное)

Изображение слайда

Слайд 37: По соотношению 1-й и 2-й сигнальной систем выделяют 3 типа:

Мыслительный – преобладает 1-я сигнальная система Художественный – преобладает 2-я сигнальная система Смешанный – присутствуют обе

Изображение слайда

Слайд 38: 2 типа интеллекта (определяют характер поведенческих реакций):

1. Невербальный интеллект – отражает природные возможности манипулировать с непосредственными (зрительно-пространственными) раздражителями 2. Вербальный интеллект отражает способности манипулировать со словесным материалом

Изображение слайда

Слайд 39: Эмоции – это субъективная форма выражения потребностей, повышающая или понижающая жизнедеятельность организма

Возникают при возбуждении специализированных структур мозга; Отражают соотношение актуальной потребности (АП) и вероятности ее удовлетворения (УП); Зависят от индивидуальных особенностей субъекта, особенно, от его мотивационной сферы и волевых качеств.

Изображение слайда

Слайд 40: Мотивация (побуждение, влечение)

- это субъективно переживаемое состояние, которое возникает под влиянием внутренних потребностей организма и побуждает к свершению действий, направленных на удовлетворение этих потребностей

Изображение слайда

Слайд 41: Функциональная система (ФС) – это замкнутый контур автоматической регуляции поведения с постоянной сигнализацией о результатах действия для получения определенного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент в интересах целостного организма

Изображение слайда

Слайд 42: Анализ психофизиологической архитектоники поведения в экстремальной ситуации (теория функциональных систем) свидетельствует о 2-х компонентах, направленных на подготовку организма к активной борьбе с опасностью :

психофизиологический – рабочий эффект вегетативно-сосудистых реакций психологический – субъективное эмоциональное переживание

Изображение слайда

Слайд 43: Включение эмоций в содержание ФС коррелирует с их биологической ролью ( удовлетворение потребности в сохранении жизни ). Функции эмоций:

Запуск энергетических ресурсов Формирование адаптивного поведения Поддержание или устранение контакта с фактором, оказывающим влияние на организм

Изображение слайда

Слайд 44: Психологический поведенческий акт, с точки зрения теории ФС, включает 4 компонента :

Доминирующая в данный момент мотивация, направленная на реализацию текущей потребности Обстановочная афферентация Пусковая афферентация Память, хранящая все предыдущие ощущения, эмоциональную окраску поведения и опыт реагирования в подобных ситуациях

Изображение слайда

Слайд 45

Психологический поведенческий акт Обстановочная афферентация Память Доминирующая мотивация, направленная на реализацию текущей потребности Пусковая афферентация

Изображение слайда

Слайд 46: Функции эмоций:

О ценка потребности и оценка возможности удовлетворить эту потребность влияет на проявление эмоциональной реакции; Подкрепляющая : (+) эмоция сигнализирует о приближении момента УП, а (-) – об удалении от него; Отражательная : у довлетворение или отсутствие возможности удовлетворения потребности позволяет мозгу активно отражать действительность. С убъект стремится усилить первое состояние и ослабить или предотвратить второе.

Изображение слайда

Слайд 47: Функции эмоций :

Коммуникативн ая: н а поведенческом уровне ( на субъективном проявляются в виде переживаний ) М одифициру ющая поведение : н едостаточность информации восполняется поисковым поведением, совершенствованием навыков. Компенсаторная : влияют на вегетативны е сдвиги (ЧСС, АД повышаются и т.д.), превышающи е реальные потребности. Происходит избыточная мобилизация ресурсов.

Изображение слайда

Слайд 48: Характеристики эмоций:

- К аждая эмоция обладает уникальной мотивацией - Разные эмоции характеризуются четкими различиями во внешних проявлениях (мимика, вегетативные реакции) - Эмоции взаимодействую т между собой и способны активировать или ослаблять другую

Изображение слайда

Слайд 49: 10 фундаментальных эмоций составляют мотивационную систему человеческого существования

Интерес – наиболее положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления. Радость мотивирует созидание, творчество, постоянно желаемая эмоция. Удивление – способствует освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляет внимание на объект, вызвавший удивление, мотивирует познавательные процессы Горе – эмоция, связанная с чувством одиночества, отсутствием контактов с людьми и жалостью к себе, снижает энергетический потенциал человека.

Изображение слайда

Слайд 50: 10 фундаментальных эмоций :

Гнев – эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости – уверенности в себе. Отвращение – эмоция часто возникает вместе с гневом Презрение - сопутствует гневу или отвращению эти 3 эмоции называются враждебной триадой. Страх – эмоция вызываемая реальной или воображаемой опасностью. Мобилизует энергию организма.

Изображение слайда

Слайд 51: 10 фундаментальных эмоций :

Стыд –мотивирует желание спрятаться, исчезнуть. Может способствовать возникновению чувства бездарности, часто способствует сохране н ию самоуважения Вина – эмоция, возникающая при нарушениях морального, этического или религиозного характера, в ситуациях, когда субъект чувствует личную ответственность.

Изображение слайда

Слайд 52: Фундаментальные эмоции

взаимодействуют между собой и формируют устойчивые комплексы : Депрессия Враждебность Л юбовь

Изображение слайда

Слайд 53: Сознание

- это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус и взаимосвязь с окружающим, т.е. способность адекватно воспринимать и перерабатывать информацию; - это результат активности всех структур мозга, особенно, ретикулярной формации

Изображение слайда

Слайд 54: 3 направленности сознательного отражения (О.) реальности:

Непосредственное О. реальности - в текущий момент времени Ретроспективное - в прошлом времени Перспективное - в будущем времени

Изображение слайда

Слайд 55: Сон (С.)

- это специфическое состояние мозга и организма, характеризующееся: существенной обездвиженностью почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители фазами электрической активности мозга специфическими сомато-вегетативными реакциями

Изображение слайда

Слайд 56: Сон - двухфазный процесс (первая фаза)

Фаза парадоксального («быстрого») С. соответствует состоянию сторожевого бодрствования; составляет 15% времени сна; субъективно переживается как сновидение; на электроэнцефалограмме регистрируются ритмы бодрствования (периодические альфа- и нерегулярные бета-волны); наблюдаются быстрые движения глаз и мышечная активность. В эту фазу в структурах мозга выделяются нейропептиды, способствующие консолидации памяти и некоторым восстановительным процессам

Изображение слайда

Слайд 57: Сон - двухфазный процесс (вторая фаза)

2. Ортодоксальный («медленный») С. на электроэнцефалограмме регистрируются дельта-, тета- и сигма-ритмы все мышцы, кроме глазных, расслаблены составляет 85% времени сна

Изображение слайда

Слайд 58: Смена фаз сна зависит от баланса БАВ (катехоламинов, серотонина, дофамина и др.)

Днем: стрессовая катаболическая фаза с интенсивным расходованием энергии Ночью: Анаболическая фаза: Повышение концентрации анаболических гормонов (СТГ, пролактина) Реконструкция белков и нуклеиновых кислот Запас энергетических веществ (гликогена, жиров)

Изображение слайда

Слайд 59: Во время сна изменяются вегетативные и моторные функции:

Снижается метаболизм Уменьшается легочная вентиляция Снижаются: пульс температура тела частота дыхания АД мышечный тонус спинальные рефлексы уровни глюкозы, катехоламинов и глюкокортикоидов

Изображение слайда

Слайд 60: Процент негативной информации в сновидениях больше, чем позитивной

При этом работа мозга носит адаптационный характер, снижая психо-эмоциональную нагрузку Подтверждается: возникновением неврозов, депрессии и срывов ВНД при нарушениях сна и нарушениями сна при депрессии и неврозах

Изображение слайда

Слайд 61: Регуляция сна и бодрствования

Изображение слайда

Слайд 62: Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей

У новорожденных – Доминирующими являются пищевые и терморегуляторные центры с момента рождения хорошо проявляются врожденные реакции на тактильные, проприоцептивные, обонятельные. вкусовые и вестибулярные раздражения, слабо выражены - на зрительные и слуховые Широкая афферентная и эфферентная генерализация рефлексов Эфферентная генерализация проявляется вовлечением в реакцию большого числа эффекторов (еще не созрели вставочные тормозные нейроны) В 1-ю неделю жизни вырабатываются условные (естественные) рефлексы в ответ на интероцептивные раздражители (раздражения вестибулярного аппарата, кожи и проприорецепторов) К концу 2-й недели вырабатываются условные (искусственные) рефлексы в ответ на дистантные раздражители раздражители (запах, звук, свет и цвет) К 5-ти месяцам все анализаторы достигают уровня зрелости, достаточного для выработки сложных условных рефлексов Чем больше возраст ребенка, тем быстрее вырабатываются условные рефлексы при меньших количествах сочетаний

Изображение слайда

Слайд 63: Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей

Важный фактор развития – выработка стереотипа (режим питания, сна и бодрствования) С возрастом рефлекторные реакции становятся более локальными, а некоторые исчезают К концу 1-го года в число условных сигналов включается СЛОВО – начало развития 2-й сигнальной системы Для полноценного развития анализа и синтеза необходима игровая деятельность с участием и двигательного анализатора: осматривание, ощупывание, называние и т.д. Ходьба и развитие функции руки способствуют широкому использованию всех анализаторов и бурному развитию аналитико-синтетической функции Развитие тонкой моторики необходимо для развития речевой функции Корковый отдел зрительного анализатора созревает к 4-7 годам Миелинизация нервных волокон завершается к 3-5 годам Мозг обильно кровоснабжается и проницаемость гематоэнцефалического барьера высока, поэтому легко возникают токсические формы инфекционных заболеваний

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Высшая нервная деятельность: Нервная система у пожилых

Снижение массы и объема мозга, уменьшение поверхности КБП происходит после 60 лет Снижается мозговой кровоток, уменьшается способность нейронов утилизировать глюкозу Уменьшается активность ферментов, участвующих в синтезе медиаторов – > инволюционные изменения ВНД, старческая депрессия и слабоумие, болезнь Паркинсона Снижается скорость проведения возбуждения по нервным волокнам и скорость синаптической передачи, уменьшается взаимодействие между центрами головного и спинного мозга Повышается порог безусловных рефлекторных реакций, снижаются сухожильные рефлексы Нарушение интегративной деятельности мозга – > возникновение неадекватных реакций и неврозов Дистрофические изменения в вегетативной нервной системе – > неадекватная реакция гипоталамуса на информацию из внутренней среды – > артериальная гипертензия, коронарная недостаточность, диабет, снижение стресс-реакции и уменьшение адаптивных возможностей

Изображение слайда

Похожие презентации