Первый слайд презентации: Аудиограмма. Интерпретация
1 Аудиограмма. Интерпретация Королева Инна Васильевна Профессор, доктор психологических наук, РГПУ им.А.И.Герцена С.-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи inna@gs1626.spb.edu +7-911-999-16-60
Слайд 2
2 Субъективный метод. Пороговый метод. Варианты C тандартная Высокочастотная Со зрительным подкреплением Игровая Тональная аудиометрия
Слайд 3: Тональная аудиометрия
3 Тональная аудиометрия Для оценки степени снижения слуха измеряют пороги слуха - минимальный уровень звука, который слышит человек в дБ на тоны разных частот. Аудиометр – прибор для определения порогов слуха (аудиометр, телефоны воздушной и костной (вибратор) проводимости, кнопка пациента, бланки для аудиограмм). Диапазон уровней звуков – минус 10 – 120 дБ, шаг изменения – 5 дБ.
4 При тональной аудиометрии используют 2 способа подачи звуков С помощью телефонов воздушной проводимости. Воздушная проводимость. Передача звуков по воздуху в наружном и среднем ухе. Естественный способ звуковосприятия. Воздушные пороги измеряют на частотах – 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. С помощью вибратора, который прикладывают к голове за ухом. Костная проводимость. Передача звуков по костям черепа. Они колеблются под действием звука и передают эти колебания жидкости в улитке, минуя наружное и среднее ухо. Костные пороги слуха определяют на частотах 250, 500, 1000, 2000, 4000 Гц.
Слайд 5: Тональная аудиометрия. Процедура
5 Тональная аудиометрия. Процедура Обследование проводят в тихом помещении. На тестируемое ухо подают тоны, на противоположное –маскирующий шум, чтобы исключить переслушивание лучше слышащим ухом. Сначала определяют пороги слуха при подаче звуков через телефоны воздушной проводимости, затем - костной. Начинают с лучше слышащего уха., если одинаковые – с правого уха. Последовательно определяют пороги на частоте 1000, 2000, 4000, 8000, 500, 250, 125 Гц (в соответствии с чувствительностью к звукам разных частот). Результаты наносят на бланк- график. Горизонтальная ось – частота звука в Гц. Вертикальная ось - уровень звука в дБ
Слайд 6: Тональная аудиометрия. Процедура
6 Тональная аудиометрия. Процедура Начинают проверку слуха с лучше слышащего уха. Если различий нет – с правого уха. Подают хорошо слышимый звук. Если пациент слышит звук, то звук уменьшают шагом 5 или 10 дБ и определяют минимальный уровень звука, который слышит человек на каждой частоте. Длительность обследования – 35-40 мин. Результаты наносят на бланк.
Слайд 7: Аудиограмма - результат тональной аудиометрии
7 Аудиограмма - результат тональной аудиометрии Аудиограмма - график, характеризующий состояние слуха человека. Сплошная линия - пороги слуха по воздушной проводимости. Штриховая линия - пороги слуха по костной проводимости. На одном графике аудиограммы могут быть данные для одного уха (2 линии) или сразу для двух ушей – (2 сплошные и 2 штриховые). В соответствии с международными правилами данные для правого уха обозначают красным цветом, для левого уха – синим.
8 Задание - чтение / интерпретация аудиограммы Как развивается понимание речи и собственная речь у ребенка с такой аудиограммой без сурдоподдержки (1 г., 3, 5 лет) Особенности речи и голоса в 7 лет (лексика, грамматика, произношение, слоговая структура слов, голос) Рекомендации по слухопротезированию (тип СА, мощность, микрофон, бино/моно, вкладыши, КИ) Какие пороги слуха в СА, какие звуки будет слышать в СА Для каждого уха отдельно Есть ли снижение слуха Односторонняя (право/лево) или двусторонняя тугоухость Степень снижения слуха (1,2,3,4, глухота, сосчитать средние пороги слуха на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц) Тип нарушения слуха (кондуктивная, сенсоневральная, смешанная) Что слышит человек с этой аудиограммой (макс расстояние ШР, РР)
Слайд 9: ЧТЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АУДИОГРАММЫ
9 ЧТЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АУДИОГРАММЫ Что надо знать для чтения аудиограммы Особенности кривых аудиограммы при разных типах нарушений слуха Диапазон порогов слуха и на каком расстоянии слышит речь при разных степенях слуха Пороги слуха в правильно подобранных СА при разной степени снижения слуха Особенности восприятия звуков и речи, развития понимания речи и собственной речи при разной степени снижения слуха без СА и сурдоподдержки
Слайд 11: Аудиограмма
11 Аудиограмма Частота 125 250 500 1000 2000 4000 8000 Гц Норма 1 степень 2 степень 3 степень 4 Глухота дБ -10 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 Норма (дети)
Слайд 12: Восприятие речи при разных порогах слуха
12 Степень Средние пороги Восприятие речи слуха в диапазоне разговорная шепотная 500-4000 Гц и громкая Норма 0-15 (25) дБ 6 м I 26-40 дБ 6-3 м 2 м - у уха II 41-55 дБ 3 м - у уха 0 - у уха III 56-70 дБ громкая речь 0 у уха 0 IV 71-90 дБ крик у уха 0 глухота >91 дБ 0 0 Восприятие речи при разных порогах слуха
Средние пороги слуха на частотах 500, 1000, 2000 Гц Пороги слуха в СА (дБ нПС) 16-25 дБ (пограничное снижение слуха) 12-15 дБ 26-40 дБ (1 степень) 16-20 дБ 41-55 дБ (2 степень) 21-25 дБ 56-70 дБ (3 степень) 26-30 дБ 71-90 дБ (4 степень) 31-45 дБ > 91 дБ (глухота) 45-55 дБ
Слайд 14: Пример чтения/интерпретации аудиограммы
14 14 Пример чтения/интерпретации аудиограммы
Слайд 15: Чтение/интерпретация аудиограммы (2 вар)
15 15 Чтение/интерпретация аудиограммы (2 вар) У пациента есть снижение слуха, т.к. пороги слуха по воздушной проводимости > 25 дБ Двухстороннее снижение слуха На правом ухе 2 степень (средние ПС по воздушной проводимости на речевых частотах – (45+45+60+50)/4= 52 дБ На левом ухе 4 степень (средние ПС по воздушной проводимости на речевых частотах – (70+75+85+85)/4= 78 дБ На правом ухе – кондуктивная тугоухость (ПС по костной проводимости – норма, по воздушной – более 25 дБ, костно-воздушный разрыв, восходящая форма аудиограммы) На левом – смешанная тугоухость (ПС по костной и воздушной проводимости повышены, есть костно-воздушный разрыв) ПУ Правое ухо Левое ухо
Слайд 16: Чтение/интерпретация аудиограммы (2 вар)
16 16 Чтение/интерпретация аудиограммы (2 вар) Пациент на правом ухе слышит разговорную речь – у уха. На левом ухе – крик у уха. Развитие понимания речи и собственной речи у ребенка с такой аудиограммой определятся лучше слышащим ухом (2 степень). В год – не понимает простые просьбы, не говорит слов. Первые слова к 3 годам, Первые фразы – в 4-5 лет. В 7 лет речь с маленьким словарным запасом, аграмматичная, с грубыми нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, голос - тихий монотонный, с носовым оттенком. ПУ ЛУ ПУ
Слайд 17: Чтение/интерпретация аудиограммы (2 вар)
17 17 Чтение/интерпретация аудиограммы (2 вар) Рекомендуется СА на оба уха – заушина, цифровой, ПУ – средней мощности, левое ухо – супермощный, до 3-х лет - с ненаправленным микрофоном, после 3-х – с направленным, с индукционной катушкой, индивидуальный мягкий/полный вкладыш. В адекватно подобранных и настроенных СА пороги слуха на ПУ – около 25 дБ, на левом – около 40 дБ. Ребенок в тишине будет слышать (узнавать слова) шепотную речь на расстоянии до 2-х м, разговорную – около 6 м. ПУ ЛУ ПУ
Последний слайд презентации: Аудиограмма. Интерпретация: С.-П б. НИИ уха, горла, носа и речи htpp://www.lornii.ru, info@lornii.ru тел/ф акс: ( 812 ) -316-79-11 Компьютерная аудиометрия Тел. ( 812 ) - 495 - 36 - 71, 8-911-245-00-54 Секретарь комиссии по КИ 317-84-42 Детское ЛОР отделение – 316-28-88 Детский сурдолог 316-28-83 Взрослое отделение патологии уха 316-25-01 Взрослый сурдолог 316-45-79 Детское речевое отделение 316-51-12, 316-50-12 e-mail: inna@gs1626.spb.edu
18 С.-П б. НИИ уха, горла, носа и речи htpp://www.lornii.ru, info@lornii.ru тел/ф акс: ( 812 ) -316-79-11 Компьютерная аудиометрия Тел. ( 812 ) - 495 - 36 - 71, 8-911-245-00-54 Секретарь комиссии по КИ 317-84-42 Детское ЛОР отделение – 316-28-88 Детский сурдолог 316-28-83 Взрослое отделение патологии уха 316-25-01 Взрослый сурдолог 316-45-79 Детское речевое отделение 316-51-12, 316-50-12 e-mail: inna@gs1626.spb.edu