Первый слайд презентации: Басни Крылова- мудрости ларец."
Чему нас учат басни И.А. Крылова ?
Слайд 2: Иван Андреевич Крылов 1769-1844
Автор 236 басен, И.А Крылов приобрел всемирную славу баснописца и всенародную любовь. Басни "дедушки Крылова " актуальны и в наше время. Их читали в веке XIX и ХХ, читают и в XXI веке. «Поэт и мудрец слились в нём воедино, Басни его –книга мудрости самого народа» (Н.В Гоголь.) « Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Толстого Мы с каждым годом любим всё сильней. М. Исаковский.
Слайд 3: Басня как жанр
Краткий рассказ, часто стихотворный. 2 части: основное повествование и мораль ( нравоучение). Аллегория (иносказание). Сатирическое изображение. Герои- чаще животные. Диалог. Использование просторечной лексики. Лаконизм (краткость) Афористичность языка ( оригинальные изречения) Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь. 11. Олицетворения.
Слайд 4: Что такое мораль и мудрость в басне
Мораль – общепринятые традиции, негласные правила, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мудрость – свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учетом конкретной ситуации.
Слайд 5
Басни И.А Крылова учат нас быть самокритичными, честными, отзывчивыми, справедливыми, заставляют задуматься о пороках, обличают тщеславие, лесть, глупость, лень, невежество, жестокость.
Слайд 7: Ворона и Лисица»
Басня учит тому, чтобы не быть слишком доверчивым, к лести относиться осторожно и внимательно. А также не надо быть глупым, как Ворона. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 8: Стрекоза и Муравей»
На примере легкомысленной Стрекозы и трудолюбивого Муравья басня учит отвечать за свои поступки и серьезнее относиться к жизни. Есть время для развлечений и время для работы, для труда. Если не трудиться, ничего у тебя и не будет. Мораль этой басни заключается в том, что человек всегда получает по заслугам за свои поступки. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Слайд 9: Лебедь, Щука и Рак»
Герои басни: Лебедь, Рак и Щука – три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям. Так и у людей: если один будет мешать другому, ничего хорошего не получится. "Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.«
Слайд 10: Мартышка и очки»
Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (Мартышка ) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не придаст ей ума, а наоборот – она будет выглядеть смешно и нелепо. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Слайд 11: Квартет»
Герои басни пытались стать музыкантами не имея слуха и не умея играть на инструментах. Басня учит заниматься лишь тем делом, к которому есть талант и способности. Но всему нужно учиться, тренироваться, много работать и практиковаться. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.»
Слайд 12: Слон и Моська»
В басне "Слон и Моська", Крылов остроумно показал в образе маленькой задиристой собачки Моськи таких людей, которые безрезультатно пытаются мешать важным и серьёзным людям. Не стоит уподобляться таким, как Моська, ведь Слон всё равно не обращает на неё внимания. А Моська своими действиями может вызвать только пренебрежительную насмешку. «Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона !»
Слайд 13: Свинья под дубом»
В басне высмеиваются люди по природе своей недальновидные и невежественные, не видящие дальше своего носа. Недаром таких людей Крылов уподобляет свинье. Ей безразлично то, что происходит вокруг. Такие люди представляют угрозу будущему человечества
Слайд 14: Волк на псарне»
Басня учит не только тому, что всякому дурному делу рано или поздно наступит конец; но и тому, что нельзя спускать с рук подлые поступки тем, кто делает вид, что раскаивается только ради того, чтобы спастись и дальше совершать подлые дела.
Слайд 15: Волк и Ягнёнок»
Мораль басни « Волк и Я гнёнок » заключается в описании проблем простого народа, который ежедневно сталкивается с несправедливостью. Своей басней Крылов осуждает такие пороки "сильных мира сего", как корыстолюбие, лицемерие, злоупотребление властью, жестокость, подлость. «У сильного всегда бессильный виноват»
Слайд 16: Многие выражения из этих басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми:
И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом. («Стрекоза и Муравей») Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! ( «Стрекоза и Муравей») Мартышка к старости слаба глазами стала. («Мартышка и очки») Уж сколько раз твердили миру. («Ворона и Лисица») Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. («Лебедь, Щука и Рак») Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак») А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. («Квартет») Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська") У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок») Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и Ягненок»)
Слайд 17: Чему учат великие басни И.А.Крылова
Иван Андреевич Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как их исправить. Его басни учат мудрости жизни, заставляют задуматься о пороках, обличают тщеславие, жестокость, глупость, лесть Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное в себе и людях.