Первый слайд презентации: CBL на тему: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
Кафедра ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ГМУ г. Семей Выполнила: ассистент Белухина Е. Г. 2012 г.
Как вы будете оценивать состояние здоровья этого ребенка ???
Слайд 5: КОМПЛЕКСНУЮ ОЦЕНКУ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ составляют 6 критериев :
Особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез) Уровень физического развития и степень его гармоничности Нервно-психическое развитие Уровень резистентности организма Уровень функционального состояния органов и систем Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития
Слайд 6: Первый критерий комплексной оценки состояния здоровья детей: о собенности онтогенеза (сбор генеалогического, биологического, социального анамнезов)
Слайд 7: Задайте вопросы матери! Что бы вы хотели узнать из анамнеза?
Карина, 9 месяцев
Слайд 8: От какой по счету беременности ребенок? Течение беременности! От каких по счету родов ребенок? Течение родов! Сразу ли закричал? (Оценка по шкале Апгар ) Когда приложен к груди? Вес, рост, окружность головы и груди при рождении? На какие сутки ребенок выписан из роддома? На какие сутки отпал пуповинный остаток? Какие пограничные состояния отмечались в период новорожденности? На каком вскармливании находится ребенок? Когда начал получать прикормы? Рацион питания в настоящее время? Все ли профилактические прививки получил? Перенесенные заболевания? Наличие фоновых патологий? Наследственность ? Аллергоанамнез? Данные социального анамнеза?
Слайд 10: Родословная должная содержать информацию о: - родственных отношениях в семье - числе кровных родственников в каждом поколении - их возрасте - состоянии здоровья - причинах смерти
Слайд 11: Генеалогическое дерево Карины
. 1 2 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 С В А ЛЕГЕНДА С1- рак легкого С2 –здорова С3 –бронхиальная астма С4 --здоров С5--здоров С6— гипертонич. болезнь С7- -хр. пиелонефрит ЛЕГЕНДА В1- здоров В2 –насильственная смерть В3- -сезонный поллиноз В4-- здорова В5--здоров В6—ВПС А1-здорова А3- здоров 58 лет 57 лет 50 лет 38 лет 65 лет 60 лет 52 года 21 год 38 лет 32 года 30 лет 3 года 9 месяцев 5 лет А 3 1 18 лет
Слайд 12: Оценка генеалогического анамнеза
И. О. ( Io ) - индекс отягощенности генеалогического анамнеза общее количество хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения И. О. ( Io ) = общее число всех кровных родственников пробанда, исключая пробанда
Слайд 14: Io генеалогического анамнеза Карины составил 0,43 ! Как можно оценить генеалогический анамнез этой девочки, зная результат Io ?
Слайд 15: При индексе отягощенности генеалогического анамнеза:
от 0 до 0,2- низкая отягощенность от 0,3 до 0,5- умеренная отягощенность от 0,6 до 0,8 – выраженная отягощенность от 0,9 и выше –высокая отягощенность Генеалогический анамнез считается, если И.О. ( Io ) составляет: от 0 до 0,3- благополучным от 0,3 до 0,6- условно благополучным от 0,7 и более- неблагополучным
Слайд 16: Генеалогический анамнез Карины можно считать условно благополучным (по количественной оценке)
Слайд 17: По какому параметру ещё нужно оценить уровень отягощенности генеалогического анамнеза Карины ?
Слайд 18: Генеалогическое дерево Карины
. 1 2 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 С В А ЛЕГЕНДА С1- рак легкого С2 –здорова С3 –бронхиальная астма С4 --здоров С5--здоров С6— гипертонич. болезнь С7- -хр. пиелонефрит ЛЕГЕНДА В1- здоров В2 –насильственная смерть В3- -сезонный поллиноз В4-- здорова В5--здоров В6—ВПС А1-здорова А3- здоров 58 лет 57 лет 50 лет 38 лет 65 лет 60 лет 52 года 21 год 38 лет 32 года 30 лет 3 года 9 месяцев 5 лет А 3 1 18 лет
Слайд 19: При качественной оценке отягощенности генеалогического анамнеза отмечают однонаправленность !!!
Если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем.
Слайд 20: При качественной оценке отягощенности генеалогического анамнеза отмечают мультифакторную отягощенность !!!
Если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
Слайд 21: Отягощенность генеалогического анамнеза по качественной оценке Карины – это:
мультифакторная отягощенность!
Слайд 22: Из анамнеза:
Карина от III беременности, протекавшей на фоне, анемии во II триместре, ангины в III триместре, угрозы прерывания беременности при сроке 8-9 недель, угрозы преждевременных родов в сроке 32-33 недели беременности. I беременность закончилась рождением здорового мальчика, II беременность- выкидыш на ранних сроках. Карина от II родов при сроке 42-43 недели, роды были затяжными, родилась с не тугим обвитием пуповины вокруг шеи, у матери разрывы промежности I - II степени. Закричала сразу. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Приложена к груди сразу после рождения. При рождении: вес - 4300 гр, рост- 53 см, окружность головы -36 см, окружность груди -34 см. Из роддома выписана на 3-и сутки. Пуповинный остаток отпал на 7-е сутки. Период ранней адаптации прошел без особенностей. До 6 месяцев находилась на исключительно грудном вскармливании, прикормы получает с 6 месяцев, ест с общего стола. Прививки получила, согласно национальному календарю. Перенесенные заболевания: ОРВИ в 5-ти месячном возрасте, обструктивный бронхит в 6 месяцев, ЖДА II степени в 7 месяцев жизни, экссудативно-катаральный диатез в 8 месяцев. Аллергоанамнез : отец девочки страдает сезонным поллинозом, родная сестра бабушки Карины по отцовской линии больна бронхиальной астмой.
Слайд 24: Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза:
Слайд 25: Биологический анамнез считается :
Благополучным - если нет факторов риска ни в одном из периодов онтогенеза Условно благополучным –если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза Неблагополучным - если имеются факторы в двух и более онтогенетических периодах
Слайд 28: Параметры социального анамнеза
1. полнота семьи 2. возраст родителей 3. образование и профессия родителей 4. психологический микроклимат в семье в отношении к ребенку 5. наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных норм поведения 6. жилищно-бытовые условия 7. материальная обеспеченность семьи 8. санитарно- гигиенические условия воспитания ребенка
Слайд 29: Со слов матери выяснено:
Семья полная, брак НЕ зарегистрирован (гражданский). Мать- 32 года, имеет средне специальное образование, домохозяйка. Отец- 38 лет, имеет средне специальное образование, водитель автобуса. Ребенок желанный, второй по счету в семье, старшему мальчику 5 лет. Отец курит. Проживают в благоустроенной 1- комнатной квартире. Материальная обеспеченность семьи низкая. Девочка ухоженная, но своей кроватки не имеет (спит с родителями), остальные необходимые предметы для её санитарно-гигиенического воспитания имеются.
Слайд 30: Оценка социального анамнеза:
Высокая отягощенность социального анамнеза– наличие одного и более факторов риска в каждом из 7-8 перечисленных выше параметров, а также при наличии только одного из таких факторов, как: -отказ от ребенка -лишение родительских прав -ребенок-подкидыш -постоянное избиение ребенка родителями -отсутствие у семьи постоянного места жительства
Слайд 31: Оценка социального анамнеза:
Выраженная отягощенность социального анамнеза – при наличии одного и более факторов риска в 5-6 параметрах Умеренная отягощенность социального анамнеза – при наличии одного и более факторов риска в 3-4 параметрах Низкая отягощенность социального анамнеза- при наличии одного и более факторов риска в 1-2 параметрах
Слайд 34: Какой критерий комплексной оценки состояния здоровья вы теперь будете определять у Карины ?
Слайд 35: Второй критерий комплексной оценки состояния здоровья детей- это уровень физического развития и степень его гармоничности
Слайд 36: Карина, 9 месяцев
Какие показатели физического развития вы будете оценивать у этой девочки?
Слайд 37: Стандарты физического развития детей, разработанные ВОЗ
Длина/рост к возрасту Масса к возрасту Масса к длине/ росту ИМТ к возрасту + окружность головы !!! Дети, находящиеся на грудном вскармливании рассматриваются в качестве эталона нормы физического развития. Эффективное выявление низкорослых детей и детей страдающих от излишнего веса/ожирения. ИМТ полезен для мониторинга растущей всемирной эпидемии ожирения. Выявление детей, находящихся в группе риска по недостаточности веса или роста, или избыточного веса, не дожидаясь возникновения проблемы.
Слайд 39: Какой критерий комплексной оценки состояния здоровья вы теперь будете определять у Карины ?
Слайд 40: Третий критерий комплексной оценки состояния здоровья детей- это уровень нервно-психического развития
Слайд 41: При оценке НПР детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития:
Для детей первого года жизни: Аз - зрительно-ориентировочные реакции Ас - слуховые реакции Э - эмоции До - движения общие Др - движения руками Ра -речь активная Н -навыки, умения Рп - понимание речи
Слайд 42: При оценке НПР детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития:
Для детей второго года жизни: Рп - понимание речи Ра -речь активная Ср - сенсорное развитие И - игра и действия с предметами Дв - движения Н -навыки
Слайд 43: При оценке НПР детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития:
Для детей третьего года жизни: Активная речь: Г- грамматика и В –вопросы Сенсорное развитие: Ф-воспроизведение формы и Цв - воспроизведение цвета И - игра К - конструкторская деятельность Изо- изобразительная деятельность Навыки: Но- в одевании и Нк - в кормлении Дв - движения
Слайд 44: Карина, 9 месяцев
По данным объективного осмотра: До –самостоятельно садится, встаёт у опоры и ходит, держась за барьер, сидит и опускается Др - катает мячик, вынимает мелкие предметы из большой коробки Ра - многократно произносит слоги, слова не говорит Рп - откликается на своё имя, на вопрос «где?» находит знакомые предметы Н - пьет из чашки, придерживая её руками, спокойно относится к высаживанию на горшок
Слайд 45: Карина, 9 месяцев
По данным объективного осмотра: До - 8 мес. Др - 9 мес. Ра - 8 мес. Рп - 9 мес. Н - 9 мес.
Слайд 46: Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-3-го года жизни
I группа II группа III группа IV группа V группа Дети с нормальным развитием: линии соответствуют возрасту Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока: Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока: Дети с опережением в развитии: -на 1 эпикризный срок- ускоренное развитие; -на 2 эпикризных срока – высокое развитие. 1 степень- задержка по 1-2 показателям (линиям) 2 степень- задержка по 3-4 показателям (линиям) 3 степень- задержка по 5-7 показателям (линиям) Дети с опережением в развитии: -часть линий выше на 1 эпикризный срок, а часть линий выше нормы на 2 эпикризных срока – нетипичное верхнегармоничное развитие. Дети с нетипичным негармоничным развитием: - часть показателей выше, а часть ниже на 1 эпикризный срок Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: - часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, а часть -ниже на 2 эпикризных срока. Часть линий может соответствовать норме. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: - часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, а часть -ниже на 3 эпикризных срока. Часть линий может соответствовать норме. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: - часть показателей ниже на 3 эпикризных срока, а часть -ниже на 4-5 эпикризных срока. Часть линий может соответсвовать норме. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают : соответствие, опережение или отставание по Аз, Ас, ориентируясь на стандартные показатели.
Слайд 47: При соответствии показателей нервно-психического развития ребенка нормам его возраста или превышении их присваивают I группу НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на 1 эпикризный срок –присваивают II группу НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на 2 эпикризных срока –присваивают III группу НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на 3 эпикризных срока –присваивают IV группу НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на 4 и более эпикризных срока –присваивают V группу НПР
Слайд 48: Карина, 9 месяцев
Задержка в развитии по 2-м линиям на 1 эпикризный срок !!! Заключение : НПР- II группа, I степень
Слайд 50: Показатели поведения:
-для детей 1-года жизни оценивается эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное ) -у детей 2-6 лет оценивается настроение - засыпание -сон -аппетит и пищевое поведение - характер бодрствования - отрицательные привычки - взаимоотношения с детьми и взрослыми
Слайд 51: Карина, 9 месяцев
Со слов матери, Карина находится в положительном эмоциональном состоянии, играет игрушками, смеется. Засыпает только у матери на руках, она качает её достаточно долго. Спит малышка беспокойно, несколько раз просыпается за ночь. Аппетит у ребенка хороший, сосет грудь активно и ест разнообразные продукты с общего стола. Очень любит старшего брата и с удовольствием с ним играет.
Слайд 52: Оценка поведения:
без отклонений незначительные отклонения (группа внимания) – отклонения по 1 показателю умеренные отклонения (группа риска)- отклонения в поведении по 2-3 показателям выраженные отклонения (группа высокого риска)- отклонения по 4-5 показателям значительные отклонения (диспансерная группа) –отклонения в поведении по 6 и более показателям
Слайд 53: Карина, 9 месяцев
Засыпает только у матери на руках, она качает её достаточно долго. Спит малышка беспокойно, несколько раз просыпается за ночь. Заключение: поведение имеет умеренные отклонения (группа риска)
Слайд 54: Какой критерий комплексной оценки состояния здоровья вы теперь будете определять у Карины ?
Слайд 55: Четвертый критерий комплексной оценки состояния здоровья детей- это уровень резистентности организма
Слайд 57: Степень резистентности определяют по числу острых заболеваний, перенесенных ребенком в течении года. Если же наблюдение было менее продолжительным, то оценку резистентности проводят по индексу частоты острых заболеваний : количество перенесенных ребенком острых заболеваний Jr = число месяцев наблюдения
Слайд 58: Карина, 9 месяцев
Из анамнеза - перенесенные заболевания: ОРВИ в 5-ти месячном возрасте, обструктивный бронхит в 6 месяцев, ЖДА II степени в 7 месяцев жизни, экссудативно-катаральный диатез в 8 месяцев.
Слайд 61: Резистентность ребенка по данному индексу и частоте заболеваний оценивается следующим образом: хорошая - кратность ОРЗ не более 3 раза в год ( Jr 0- 0,32) сниженная - кратность ОРЗ 4-5 раз в год ( Jr 0,33- 0,49) низкая - кратность ОРЗ 6-7 раз в год ( Jr 0,5- 0,60) очень низкая - кратность ОРЗ 8 и более раз в течение года ( Jr 0,67 и выше) В соответствии с этим часто болеющим можно считать ребенка, если его индекс резистентности составляет 0,33 и более
Слайд 63: Какой критерий комплексной оценки состояния здоровья вы теперь будете определять у Карины ?
Слайд 64: Пятый критерий комплексной оценки состояния здоровья детей- это уровень функционального состояния организма
Слайд 66: Карина, 9 месяцев
Объективно: общее состояние ребенка удовлетворительное. Активный. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. Подкожно-жировая клетчатка распределена равномерно. Тургор мягких тканей сохранен. Костно-суставная система без видимых деформаций. Головка округлой формы, БР -0,5 х 0,5 см. Периферические лимфоузлы не увеличены. Кожные покровы чистые, обычной окраски. Видимые слизистые бледно-розовые, чистые. Зев –спокоен. 4 зуба. Температура тела - 36, 5 С. ЧДД-30 в мин. Над легкими: ясный легочной звук. В легких: везикулярное дыхание, хрипов нет. ЧСС -120 в мин. Сердечные тоны: ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень +0,5 см из под края реберной дуги. Селезенка по краю реберной дуги. Со слов матери мочеиспускание свободное, регулярное, безболезненное. Стул оформленный, 1-2 раза в сутки.
Слайд 67: ЧДД в минуту / ЧСС в минуту
Новорожденный 40-60 До 1 года – 30-35 5 лет - 25 10 лет -20 Старше 12 лет - 20-16 Новорожденный 120-140 (160) Грудной период – 120 5 лет - 100 10 лет -85 12 лет - 80 15 лет - 70-75
Слайд 68: Уровень функционального состояния организма Карины оценен, как нормальный
Слайд 69: Какой критерий комплексной оценки состояния здоровья вы теперь будете определять у Карины ?
Слайд 70: Шестой критерий комплексной оценки состояния здоровья детей- это наличие или отсутствие хронических заболеваний или врождённых пороков развития
Слайд 71: Карина, 9 месяцев
Наличие хронических заболеваний и врожденных пороков развития у Карины не выявлено.
Слайд 72: Карина, 9 месяцев
С учётом оценки всех 6 критериев комплексной оценки состояния здоровья, Карине выставлен Диагноз: Здорова К какой группе здоровья вы отнесете этого ребенка?
Слайд 73: Группы здоровья:
I группа –это совершенно здоровые дети. II группа- это здоровые дети с отягощенным анамнезом, а также дети имеющие пограничные состояния и функциональные отклонения, обусловленные возрастом и ростом ребенка; реконвалесценты острых инфекционных и неинфекционных заболеваний (в том числе острой пневмонии, вирусного гепатита). Детям первого года жизни присваивается II А или II Б группа. III, IV и V группы –это больные дети с хронической патологией и пороками развития в стадии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации. Как раз детей этих групп и берут на диспансерный учет. У детей групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья, достаточно иметь отклонения по одному или нескольким критериям. Группу здоровья определяют по самому тяжёлому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения группа здоровья может меняться, в зависимости от динамики состояния здоровья.
Слайд 74: Карина, 9 месяцев
С учётом оценки всех 6 критериев комплексной оценки состояния здоровья, Карине выставлена II Б группа здоровья.
Слайд 76: Рекомендации:
Продолжение грудного вскармливания Прикорм: правила успешного ввода прикорма, приготовления и выбора продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи, кратность и количество, питательная ценность. согласно методическим рекомендациям «Питание детей раннего возраста», утвержденных МЗ РК от 25 сентября 2006г. Оптимальное питание матери. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. Массаж и гимнастика соответственно возрасту
Слайд 77: Рекомендации:
Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. Ежемесячный осмотр на приеме у врача.