Первый слайд презентации: Физическое развитие детей. Практическое занятие
Кафедра пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за ребенком Доцент кафедры Завьялова А.Н.
Слайд 2: Оценка антропометрических данных
Индексы Параметрический метод Непараметрический метод Программное обеспечение
Слайд 3: Индекс массы тела (ИМТ), кг/м2
скрининговой оценки нутритивного статуса является массо-ростовой индекс Кетле 2 ( body mass index – BMI), значение которого определялось путем деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м 2 ). ВОЗ разработаны таблицы и графики для детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет. Об этом в другой раз…
Слайд 4: Алгоритм оценки
Рост Масса тела Заключение: Нормальное ФР с отклонениями – превышением массы тела Превышением роста
среднее арифметическое значение параметра (М) величина среднего квадратического отклонения ( S – сигмальное отклонение или SD – standard deviation или СО – стандартное отклонение) преимущество – возможность оценки и описания резко выраженных отклонений от средних значений соматометрических показателей недостаток – нормальное ( Гаусс-Лапласовское ) распределение показателей относительно среднеарифметических величин оценка показателей: М ± 1 S – средн и е от М+1,1 S до М+2 S – выше среднего от М+2,1 S до М+3 S – высокие выше М+3,1 S – очень высокие от М-1,1 S до М-2 S – ниже среднего от М-2,1 S до М-3 S – низкие ниже М-3,1 S – очень низкие Параметрический метод таблицы сигмальных отклонений
Слайд 6: Таблицы сигмальных отклонений
Нашли строку возраст ребенка Из цифры среднего роста / веса / ИМТ / ОГК – вычли цифру измерения Разделить полученную разницу на сигму Получили отклонение +/ - сигма Оценили ФР
Слайд 7: Таблицы сигмальных отклонений
Мальчик, 10 лет Рост =152 см Вес = 48 кг ОГК = 80 см Оценка ФР: Рост = 152 – 137,2 = 14,8/5,6 = + 2,64 σ Масса тела = 48-33,4 = 14,6/6 = + 2,43 σ ОГК = 80 – 67,5 = 12,5/4,8 = + 2,6 σ Заключение: Высокорослость. Избыток массы тела. Физическое развитие выше среднего
Слайд 8: Непараметрический метод (центильный метод)
Центильные таблицы позволяют определить, какой порядковый номер занимает тот или иной антропометрический признак на стандартной шкале для возраста и пола ребенка. Оценка антропометрических показателей дается в зависимости от того, в какой коридор помещен признак: Область или «коридор» 1 (от 0 до 3 центиля) – область очень низких величин. Специальное консультирование и обследование Область или «коридор» 2 (от 3 до 10 центиля) область низких величин. Консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья Область или «коридор» 3 (от 10 до 25 центиля) область величин ниже среднего. Область или «коридор» 4 (с 25 до 75 центиля) область средних величин Область или «коридор» 5 (от 75 до 90 центиля) область величин выше среднего Область или «коридор» 6 (от 90 до 97 центиля) область высоких величин Область или «коридор» 7 (от 97 до 100 центиля) область очень высоких величин. Специальное консультирование и обследование
Слайд 9: Непараметрический метод = центильные таблицы
Нашли строку возраст ребенка Определили к каким перцентилям / или в каком коридоре БЛИЖЕ измеренный у ребенка рост/ масса / ОГК Оценили ФР
Слайд 10: Гармоничность физического развития
Оценили центильный коридор для роста, массы тела и ОГК Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным
Слайд 11: Непараметрический метод = центильные таблицы
Мальчик, 10 лет Рост =152 см Вес = 48 кг ОГК = 80 см Оценка ФР: Рост = 152 – 7 коридор (более 97 перцентиля) Масса тела = 48 кг – 7 коридор ОГК = 80 – 7 коридор Заключение: Физическое развитие выше среднего
Слайд 12
Непараметрический метод = центильные графики, индивидуальный, вклеен в историю развития ребенка
Слайд 13
центильные график, индивидуальный, вклеен в историю развития ребенка Отмечаем точкой, обведенной кружочком Можно проследить динамику или набора или убыли массы тела /замедления или ускорения темпов роста
Слайд 14: Программный комплекс ВОЗ
https://www.who.int/growthref/tools/ru/ ВОЗ | Программное средство ВОЗ Anthro для... www.who.int › growthref › tools Наличие подключенного интернета к рабочему месту врача педиатра
Слайд 16
Скачали программу Открыли графу – индивидуальная оценка Вводим паспортные данные +
Слайд 17
Вводим данные антропометрии Нажимаем « enter » Программа оценила ФР по Z - scor
Слайд 19: Можно построить индивидуальный график и распечатать
Точкой программа отмечает измерение ребенка, относительно нормы
Слайд 21: Цветовое кодирование программы Antro
Z-score ± 0,67 – средний антропометрический показатель Z-score от ± 0,67 до ± 1,34 – показатель оценивается, как выше или ниже среднего Z-score от ± 1,35 до ± 2,0 - показатель оценивается, как высокий или низкий
Слайд 23: Аккредитация врача педиатра
Станция – «Здоровый ребенок» Навыки общения, начала осмотра, получение информированного согласия Оценка ФР (навыки антропометрии и ее оценки) Оценка состояния здоровья ( физикальный осмотр) Возможности профилактической вакцинации Возраст: 1 месяц 3 месяца 9 месяцев 6 лет Вы – врач педиатр участковый ОЦЕНКА ВАС КАК СПЕЦИАЛИСТА ПО ЧЕК ЛИСТУ НЕЗАВИСИМЫМИ ЭКСПЕРТАМИ ПОД КАМЕРАМИ
Слайд 24: В заключение осмотра, необходимо оценить ФР по центильным таблицам, его соответствие возрасту и гармоничность
Слайд 25: Задача: оценить ФР
Оценить ФР всеми возможными способами Вы участковый врач педиатр На приеме мама с ребенком Маша, 18 месяцев Родилась на 25 неделе гестации Вы измерили рост= 68 см Масса тела = 5,6 кг Окружность груди =44 см Задача 1
Слайд 26: Оценить ФР
Вы - Врач приемного отделения педиатрического / детского инфекционного стационара Девочка, 8 месяцев Из анамнеза - родилась доношенной, с массой тела 3,350, рост 51 см Антропометрия на момент осмотра: Масса тела 5,6 кг, рост 68 см окружность груди 44 см Задача 2
Последний слайд презентации: Физическое развитие детей. Практическое занятие: Оценить физическое развитие
Девочка, 3 года Рост 95 см Масса тела 15 кг Окружность груди 48 см Мальчик 6 лет Рост 120 см Масса тела 18 кг Окружность груди 55 см Девочка,3,5 года Рост 94 см Масса тела 15 кг Окружность груди 48 см Мальчик 6,5 лет Рост 135 см Масса тела 25 кг Окружность груди 65 см Задача 3