Первый слайд презентации: Что такое деятельность? Многообразие деятельности
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. носит практически-преобразовательный характер; животные – приспосабливаются к природе; а человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует её.
Деятельность человека носит: 1. сознательный характер 2. продуктивный характер 3. преобразующий характер 4. общественный характер человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат она направлена на получение результата (продукта) в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя в процессе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Какие виды потребностей вы знаете?
Слайд 5: Потребности человека
социальные (в творчестве, общении, социальной активности, самореализации и общественном признании) естественные или врожденные, биологические, физиологические, органические (в питании, дыхании, самосохранении) идеальные, или духовные, культурные (в знаниях, в искусстве, создании и освоении культурных ценностей) Приведите примеры видов потребностей.
Слайд 6: пирамида Маслоу
Потребности человека духовные потребности престижные потребности социальные потребности экзистенциальные потребности физиологические потребности вторичные потребности, то есть приобретен-ные первичные потребности, то есть врожденные
Слайд 7: 2. Структура деятельности и ее мотивация
субъект объект тот, кто осуществляет деятельность то, на что направлена деятельность субъектом может быть человек, организация, государство объектом могут быть различные предметы и области жизни, а также люди, организации, государство, сам субъект
Слайд 8: Структура деятельности
цель средства достижения цели действия, направленные на достижение цели результат Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. «Кого считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели» Абу-ль-Фарадж, сирийский мыслитель XIII века
Слайд 9: Структура деятельности
цель средства достижения цели действия, направленные на достижение цели результат Средства – это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» Н.Лесков
Слайд 10: Задание. Перед вами два выражения: 1. Для этого человека все средства хороши. 2. Цель оправдывает средства. Подумайте, совпадают ли они по смыслу
Слайд 11: Структура деятельности
цель средства достижения цели действия, направленные на достижение цели результат Факторы, влияющие на результат деятельности: выдвижение заведомо недостижимой цели, недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий и трудностей, неверный выбор средств достижения цели, неполноту действий, направленных на достижение цели, неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.
Слайд 12: Что движет деятельностью?
«Подходы представителей различных философских направлений к объяснению деятельности людей» философские направления основная мысль географическое направление географические условия обусловливают характер и склонности людей социологический идеализм «идеи правят миром» исторический материализм деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего, изменениями в производстве технологическое направление определяющий фактор движения общества – техника и технология психологическое направление объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп
Слайд 13
Что движет деятельностью? мотивы ( побудительная причина, повод к какому-либо действию ) и потребности социальные установки убеждения интересы идеалы влечения Задание: Подумайте над словами французского философа Д. Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Может ли человек что-либо делать без цели?
Слайд 14
Задание: У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Аргументируйте ответ. Задание: Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать из следующего высказывания римского писателя и историка Светония ( I - II вв.): «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – и никакой улов не возместит потери»?
Слайд 15
3. Многообразие деятельности. практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества: - материально-производственная деятельность – преобразование природы, - материально-социальная – преобразование общества; духовная деятельность связана с изменением сознания людей: - познавательная (отражение действительности в художественной или научной формах), - прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности), - ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения)
Слайд 16
Многообразие деятельности. созидательная или разрушительная деятельность; законная и незаконная деятельность; моральная и аморальная деятельность; коллективная, массовая, индивидуальная деятельность; экономическая, политическая, социальная деятельность; инновационная, изобретательская или однообразная, шаблонная деятельность.
Слайд 17
Многообразие деятельности. творчество труд игра учение Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Элементы творчества сознательное бессознательное воображение фантазия интуиция
Слайд 18
творчество труд игра учение Труд – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд отличает: - сознательная деятельность, активность и целеполагание (цель – удовлетворение потребностей), - практическая полезность и наличие результата, - своеобразие ее мотивов (труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов).
Слайд 19
творчество труд игра учение Игра – это вид человеческой деятельности, которая осуществляется в условных действиях. Игровая деятельность в отличие от трудовой деятельности ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Признаки игры: сюжет, двуплановость (с одной стороны, играющие осуществляют реальное действие, с другой – многие моменты ее носят условный характер), она моделирует конкретные ситуации поведения людей, у каждого есть определенная роль (соответствует принятым нормам поведения в игровой ситуации), используют символы, условные знаки.
Слайд 20
творчество труд игра учение Учение – это приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром. Знания, которые преподносятся ученику, составляют содержание образования. Оно включает сведения (информацию) о природе, технике, обществе, человеке. Особые средства – это учебные книги, пособия, справочники; обучающие компьютерные программы, различные средства наглядности.
Слайд 21
Из перечня высказываний выберите те, которые характеризуют духовную деятельность человека: а) преобразование природы, б) отражение действительности в мифах и сказках, в) формирование мировоззрения человека, г) преобразование общества.
Слайд 22
2. Какое из утверждений раскрывает предложение «Для успеха трудовой деятельности необходимо мастерство, умения, знание»: а) Каждому по трудам его, б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, в) Делу – время, потехе – час, г) Дело мастера боится.
Слайд 23
3. Выберите результат творческой деятельности: а) «Седьмая симфония» Шостаковича, б) строительство самолета, в) объявление на подъезде «Береги тепло! Закрывай двери подъезда!» г) цветочная «альпийская горка».
Слайд 24
4. Какие признаки характеризуют игру как вид деятельности? а) выбор роли и характера деятельности, б) обязательное достижение поставленного результата, в) наличие определенного содержания, в которое включены: опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности и определенное ценностное отношение к миру, г) сочетание реальных действий и условных.
Слайд 26: Три подхода к вопросу: как связаны деятельность и общение
деятельность деятельность деятельность общение общение общение И
Слайд 27
Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами, оценками и так далее человек нуждается в общении с другими людьми с момента своего рождения, общение становится главным условием развития ребенка с 1,5 месячного возраста
Слайд 28: Компоненты общения
физиология (невербальное) тон голоса слова (вербальное) 55% 38% 7% Формы общения: монолог и диалог Диалог – это разговор между двумя и более лицами
Слайд 29
Коммуникация и общение - передача и восприятие информации, - при общении действуют субъекты, а при коммуникации - субъект и объект (субъект – тот, кто передает информацию, а объект – это получатель информации), - однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи
Слайд 30: Виды общения
общение между реальными субъектами общение реального субъекта с воображаемым партнером общение реального субъекта с иллюзорным партнером общение воображаемых партнеров – художественных персонажей
Последний слайд презентации: Что такое деятельность? Многообразие деятельности: Функции общения
цель общения функция общения обслуживает предметную деятельность подчинение деятельности, взаимодействие субъекта с объектом или взаимодействие субъекта с субъектом по поводу объекта общение ради общения тождественно деятельности, составляет для человека цель и смысл приобщение партнера к своему опыту, знаниям, ценностям стремление обогатить партнера