Слайд 4: Разминка
А) Отметь трехсложное слово, в котором все согласные звуки твердые перегиб привыкать украшал порог Б) Выбери верное утверждение. В основу слова не входит….. Приставка корень окончание суффикс В)Выбери словосочетание, в котором есть имя существительное среднего рода в дательном падеже к открытому окну в городском транспорте н а высокой березе в чистом небе Г)Прочитай текст, который написал иностранный студент, изучающий русский язык. Диревья в парке раскачивались и шилестели лествой. ( Повеств., невоскл., простое, ослож. однород. членами, распростр.)
Слайд 5: Новая тема
Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой. ( Повеств., невоскл., простое, ослож. однород. членами, распростр.) Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.
Слайд 6: Наблюдение
Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой. слово раскачиваясь обозначает добавочное действие. Это и есть деепричастие.
Слайд 8: Обобщение
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие. Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется. В предложении является обстоятельством.
Слайд 9: Тема урока - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Что обозначает деепричастие? ( добавочное действие) 2. На какой вопрос отвечает деепричастие? ( что делая? что сделав ?) 3. От какого члена предложения будем задавать вопрос ? (от сказуемого) 4.Какая еще часть речи отвечает на такой же вопрос? (наречие)
Слайд 10
5.Как вы думаете, признаки, каких частей речи соединились в деепричастии? (глагола и наречия) 6.Какой признак глагола достался деепричастию? (имеет сов. и несов. вид)
Слайд 13
« Инструкция» по выявлению деепричастий 1. Ищи в в тексте слово с суффиксом - а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, - ши -. 2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос обстоятельства от глагола. 3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы
Слайд 14
Комментированное письмо Развернув карту, мы проверили маршрут. Мальчики, зевая, одевались.
Слайд 16
Замените в предложении сначала первый, а потом второй глагол деепричастием. Полученные предложения запишите. Работа в парах. 1. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2. Снег падал на землю и покрывал ее белым ковром.
Домашнее задание