Первый слайд презентации: ЛЕКЦИЯ № 5
Малоразмерные ГТД для региональных самолетов, авиации общего назначения и вертолетов, вспомогательные ГТД, авиационные поршневые двигатели
Пассажирские и транспортные самолеты Легкие самолеты различного назначения Вертолеты Беспилотные летательные аппараты Вспомогатель-ные силовые установки • Региональные самолеты (ТРДД, ТВД) • Самолеты МВЛ (ТВД) • Легкие транспортные самолеты (ТВД) • Самолеты АОН (ПД, ТВД) • УТС и легкие штурмовики (ТРДД, ТВД) • Спортивные самолеты (ПД, ТВД) • С/х самолеты (ПД, ТВД) • Бизнес- самолеты (ТРДД, ТВД) • Многоцелевые вертолеты (ТвГТД, ПД) • Боевые вертолеты (ТвГТД) • Транспортные вертолеты (ТвГТД) • БЛА много- разового применения (ПД, ТВД, ТРДД) • Кратко- ресурсные БЛА (ТРДД,ТВД,ТРД) • ВГТД с отбором воздуха от компрессора газогенератора • ВГТД с отбором воздуха от служебного компрессора • Турбо- стартеры
Магистральные самолеты МС-21, МТС, Ту-204 / 214, Ил-96, Ил-76 > 95 пасс. Региональные самолеты SSJ-100, Ан-148 55 - 95 пасс. Самолеты МВЛ и средние вертолеты Ил-114 / 112В, Ан-38 С-80, Ми-38, Ми-17 Ми-24, Ми-8, Ка-32, Ка-62 30- 50 пасс. Самолеты АОН и легкие вертолеты Ансат, М101, Ка-126 Ка-226, Ми-34, Ка-115 до 10 пасс. 500 – 1000 л.с. ГТД, ТВД, ТРДД, ВГТД Z =2цб + 1 тк Т * г max = 1500К, * к =12-13 G в пр z =0,3 0- 0,35 кг / с Двухступенчатый центробежный компрессор Охлаждаемая, высоконагруженная турбина Компактная камера сгорания Z = (3-4)ос +1 цб + 1 тк Т * г max = 1 7 50К, * к =1 8 - 20 G в пр z =0, 5 0- 0, 5 5 кг / с Осецентробежный компрессор Охлаждаемая, высоконагруженная турбина • Компактная камера сгорания 1500 – 4000 л.с. ГТД, ТВД, ТРДД 4 – 8 тс ТРДД Осевой компрессор Охлаждаемая, высоконагруженная турбина • Малоэмиссионная КС Z = 6ос + 1 тк Т * г max = 1 7 50К, * к =1 0 - 11 G в пр z = 2, 0- 2, 5 кг / с 8 – 18 тс ТРДД Высоконагруженный осевой компрессор Охлаждаемая, высоконагруженная турбина • Малоэмиссионная КС Z = ( 8-10)ос + 2 тк Т * г max = 1 8 50 -1900 К, * к =1 6 - 23 G в пр z = 2,8 - 3, 5 кг / с БАЗОВЫЕ ГАЗОГЕНЕРАТОРЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АД ГА
Слайд 4: РЕГИОНАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ С ТРДД И ТВД
На 01.01.2003 ~ 7560 РС (из них 75% с ТРДД и 25% с ТВД) Достоинства РС с ТРДД Достоинства РС с ТВД увеличение скорости увеличение дальности снижение шума выше экономичность на коротких маршрутах - возможность эксплуатации с коротких ВПП в труднодоступных районах Регион Сев. Америка СНГ Европа ЮВА Юж. Америка Африка и Бл. В Доля, % 33 21 18 12 9 7 Распределение РС по регионам До 2023 г. – поставка ~ 8320 новых РС, численность парка ~ 9360 РС (из них 80% с ТРДД и 20% с ТВД)
Слайд 5: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ С ТРДД
Ту-324 Ембраер ERJ 170 Фейрчайлд Дорнье 728 Фалкон 2000 Бомбардьер Глоубал Экспресс Гольфстрим V SSJ 75 100 N пасс 75-78 95-98 L, км 3335-5125 3280-4620 G мах, т 38,8-42,3 42,5-45,9 L ВПП, м 1610 1685 ТРДД SaM 146 RRJ – Russian Regional Jet (Сухой Суперджет-100) Сертификация – февраль 2011 г. ( проект)
Слайд 6: Региональный самолет Ан-148 и его ТРДД Д-436-148
ТРДД Д-436-148 (ГП «Ивченко-Прогресс») Ресурс – 40 тыс. полетов, 30 лет Среднегодовой налет – 3500 часов АНТК им. Антонова Изготовитель: ОАО «Мотор Сич», Украина Тяга, тс 7,5 Тгмах, К 1520 m ~ 5 Пк ~ 23 D в, мм 1373 G дв, кг 1450 Цена, млн. $ 1,8 Базовый – Д-436Т1 Z = 1 + (1) + 6 + 7 – 1 - 1 -3
Слайд 7: Демонстрационный газогенератор DEM21 (Snecma )
ТРДД S а M146 ТРДД SaM146
Слайд 8: Перспективы применения PW1000G
PW1200G PW1500G PW1100G PW1400G Устанавливается на Mitsubishi MRJ Bombardier CSeries Airbus A320 Neo Иркут МС-21 Диапазон тяги PW1215G 66,72 кН PW1217G 75,62 кН PW1521G 93,41 кН PW1524G 103,64 кН PW 1124 G 106,76 кН PW 1127 G 120,1 кН PW 1133 G 146,79 кН 106,76 кН до 146,79 кН Архитектура 1-G-2-8-2-3 1-G-3-8-2-3 1-G-3-8-2-3 1-G-3-8-2-3 Степень двухконтурности 9:1 12:1 12:1 12:1 Диаметр вентилятора 1,42 м 1,85 м 2,06 м 2,06 м Ввод в эксплуатацию 2014 → 2016 2013 Весна 2016 201 7 PW1100G A320 Neo PW1200G MRJ PW1400G MC21 PW1524G C Series PW1700G PW1900G E-Jets Перспективы применения PW1000G Pratt&Whitney/MTU/Avio/Volvo Aero
Слайд 9
Gulfstream G200 ( а ), Gulfstream G 500 ( б ), Cessna Citation CJ 4 ( в ), Cessna 510 Citation Mustang ( г ), Bombardier Learjet 45 XR ( д ), Bombardier Challenger 300 ( е ), Dassault Falcon 7X ( ж ), Embraer EMB -505 Phenom 300 ( з ) Современные реактивные бизнес-джеты Современные «персональные» самолеты с ТРДД CMC Leopard Six ( а ), Safire S-26 ( б ), Maverick Leader ( в ) и Eclipse 550 ( г )
Слайд 10: ТРДД РЕГИОНАЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ САМОЛЕТОВ ( R = 0,8…5,8 тс)
Двигатель FJ-44 PW530 TFE731-20 TFE731- 60 PW306 CFE 738 AS900 CF34-8 AE3007 Разработчик Уильямс + RR PWC Honeywell Honeywell PWC CFE Honeywell GE RR (Аллисон ) Взл. тяга, кгс 860 1180 1590 2270 2585 2600 3175 5750 3240 Суд рес, кг / кгс ч М= 0,8, Н = 11 км 0, 8 0,78 0,719 0,68 0,66 0,645 0,64 0,66 0,684 m 3.3 3,44 3,1 3,9 4,5 5,3 4,2 5,0 5,0 Пк 12,8 23,0 21,0 22,0 17,2 23,0 23,0 28,0 24,0 Тг мах, К 1250 1400 1400 1450 1500 1500 1500 1550 1400 Схема 1+1+1цб = 1+2 1+2+1цб = 1+2 1+4+1цб = 1+3 1+4+1цб = 1+3 1+4+1цб = 2+3 1+5+1цб = 2+3 1+4+1цб = 2+3 1+10 = 2+4 1+14 = 2+3 Тип САУ Гидромех Электрон Электрон Электрон. Электрон Электрон Электрон Электр. Электрон Масса, кг 203 274 379 473 473 551 619 717 1066 Самолеты Цесна, SJ30, Saab Sk-60 Фалкон 900ЕХ Bae 1000 Фалькон20 Лирджет60 Фалкон 2000 ERJ 170 ERJ 1 45 ERJ 1 35 Цесна Глобал Хок
PW300 FJ44 С FE738 АИ-22 2005 г.
Слайд 12: САМОЛЕТЫ МВЛ С ТВД
Ан-38 (27 пасс) с TPE-331-14GR-801E, ТВД-20-03, ВК-1500, ТВД-1500Б Ил-114 (60 - 64 пасс) с ТВ7-117СМ Ил-114 (60 – 64 пасс) с PW127H Су-80 (30 пасс) c СТ7-9В МиГ-110 (48 пасс) с ТВ7-117С L610 c СТ7-9 D
Слайд 13
ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ И САМОЛЕТОВ МВЛ Новый базовый ГТД Ка-226 Ка-115 ЛСХС Ансат Ми-54 Гжель Финист Ка-62 В-60 Ан-38 С-80 Ми-38 Ил-114 Ил-112 Ан-140 Ми-26Т - ОКР - перспективный ГТД ГТД-500 ВК-800В ТВД-1500В / РД-600В ГТД3200 ТВ7-117В ТВ7-117СМ
Слайд 14
Предпочтительные диапазона мощностей: 1) – двигатели взлетной мощностью 200-300 л.с. для сверхлегких ЛА на 2-3 чел. 2) – двигатели мощностью 400-1000 л.с. для легких ЛА на 4-7 чел. 3) – двигатели мощностью 2000-3000 л.с. для средних вертолетов на 15-20 чел. 4) – двигатели мощностью 6000-10000 л.с. для тяжелых вертолетов Анализ рынка ТВД и ТВГТД
Слайд 15: ТУРБОВИНТОВЫЕ ГТД МОЩНОСТЬЮ 450 – 2500 л.с
Двигатель 250-В17 F LTP101-700 PTA-135 M601E TPE331-14 CT7-9 PW127 ТВД-1500 ТВ7-117СМ Фирма RR GE PWC Walter Ханиуэлл GE PWC «РМ» «ЗиК» Ne, л.с. 450 700 760 760 1500 1750 2750 1400 2500 Се, г / лс ч 2 73 2 50 2 75 310 2 30 20 4 2 08 2 12 20 9 Тг мах, К 1300 1300 1300 1250 1300 1600 1550 1430 1500 Пк 7, 9 8, 6 7,0 7,0 10,8 18,0 14,8 13,0 17,0 G дв, кг 96 152 153 200 287 365 481 280 520 дв, кг / л.с. 0,213 0,217 0,20 0,263 0,191 0,209 0,175 0,20 0,208 Тип САУ ГМ Э ГМ ГМ ГМ Э Э Э Э Схема 4ос+1цб- -2-2св 1ос+1цб-1-1св 3ос+1цб -1-2св 2ос+1цб- - 2-2св 2цб- - 3св 5ос+1цб- - 2-2св 2цб- - 2-2св 3ос+1цб -- 2-2св 5ос+1цб -- 2-2св
Слайд 16
Двигатели фирмы Garrett/Honeywell (США) с 2ЦБК ТВД семейства TPE331 (выпускается с 1965 г.) Ne = 665-1650 л.с. * к = 8,3-11,4 Двигатель TPE331-14 устанавливается на Ан-38
Слайд 17: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ГТД ФИРМЫ PWC
Сертификация по 3 D расчетам(попадание птицы) Охлаждаемая турбина Улучшение экологических характеристик По шуму По эмиссии ВВ
Слайд 18: ТВ7-117С /C М для Ил-114 / Т и Ил-112В
Ил-114 Ил-112В ТВ7-117С сертифицирован в 1997 г. Мощность, лс 2500 (2800) Тгмах, К 1500 (1530) Пк ~ 17 D нар, мм 940 G дв, кг 520 Суд, г / лс ч, (0 / 0) 208 Схема: 5 ос. + 1цб – 2 – 2св.т
Слайд 19: СЕМЕЙСТВО МАЛОРАЗМЕРНЫХ ГТД НА БАЗЕ ТВД-10 Разработчик: Омское МКБ, базовый двигатель – 1970 г
Слайд 20: Мировой и российский парки вертолетов
Структура парка мирового и России В 2004 - 2014 поставки на 11,1 млрд $ : ~ 10000 гражданских вертолетов ~ 11500 военных вертолетов ~ 50% - ТвГТД с N = 1200 – 2500 лс, в т.ч. 25% - Т700 /CT7 ( GEAE) Наиболее крупные программы США : • переоснащение вертолетов UH-60 ТвГТД Т700 • создание нового ТвГТД на 3000 лс для «Блэк Хоук» UH-60 и «Апач» АН-64 • программа VAATE Основные производители ТвГТД: • Дженерал-Электрик (США) • Турбомека (Франция) • Пратт & Уитни Канада (Канада) • Роллс-Ройс (Аллисон) (Великобитания) • Ханиуелл (США)
Слайд 21
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЫ ГТД ДЛЯ СРЕДНИХ ВЕРТОЛЕТОВ Поколение III Поколение IV Поколение IV+ Многоступенчатый осевой компрессор Двухступенчатая неохлаждаемая турбина компрессора Общее число ступеней Z = 14…18 Число деталей в двигателе N > 6000 шт. Т58, Т64, Т53, Т55 ТВ2-117, ТВ3-117 Встроенное ПЗУ Осецентробежный компрессор Двухступенчатая охлаждаемая турбина компрессора Общее число ступеней Z = 8…10 Число деталей в двигателе N ~ 45 00 шт. Т700, RTM3 22, Makila РД-600 Съемное ПЗУ Двухступенчатый центробежный компрессор Одноступенчатая охлаждаемая турбина компрессора Общее число ступеней Z = 5 Число деталей в двигателе N ~ 30 00 шт. Т800, MTR390, Ardiden, HTS900
Слайд 22
ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ Сертифицированные Разработка Проект N e, л.с. 8000 4000 2000 1000 500 1960…1970 1970…1980 1980…1990 1990…20 1 0 Д-25В Д-136 ТВ2-117 ТВ3-117 ГТД-350 ВК-2500 ВК-800 Т55 Т64 Т58 Turmo Astazou Artouste 250-C14 Makila Gem 2 L Т S101 Arriel 1 250-C20 C Т 7 Gem 60 Т M333 250-C30 Arriel 2 RTM322 T800 PW207 Arrius 1 Ми-8МТ Bell 206 Ка-32 MD500 Ми-26 S - 70 Ми-24 S - 76 Bell 222 BK117 SA350 SA322 Lynx Ми-28 Bell 214ST Ка-50 Super Lynx S-76A+ MD530 S-70C Bell 230 Bell 430 Ка-226 ЕН 101 Ка-62 AL Н Ми-54 MD901 Ми-38 Bell 427 Ансат Bell 407 EC120 EC135 A109 Годы Ми-2 СН-53 Ми-8 СН-47 Ми-6 СН-46 СН-3 S-61/62 SA321 SA315 SA342 Ardiden PW210 HTS900 RR300 Arrius 2 PW127S ТВ7-117В РД-600В
Слайд 23: НЕКОТОРЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ ОКБ Н.И. Камова и М.Л. Миля
Вертолет Ка-25 Ка-27 Ка-50 Ми-2 Ми-6 Ми-8 Ми-24 Ми-26Т Ми-28Н Разработчик ОКБ Камова ОКБ Миля Назначение Палубн. противолодочный Палубн. противолодочный Боевой Легкий много-целевой Тяжелый транс-портный Многоцелевой Транспорт-- боевой Тяжелый многоцелевой Огневой поддержки Год 1 полета Конец 60-х Начало 80-х 1982 1961 1957 1961 1969 1977 1982 Взл. масса, т 7,2 11,5 10,8 3,7 42,5 12,0 11,5 56,0 11,5 Полезный груз, т - 5,0 1,8 0,8 12,0 4,0 2,5 20,0 3,6 Макс. V, км / ч 220 290 310 210 300 250 330 295 300 Динам. потолок, км 3,5 4,0 5,5 4,0 4,5 > 4,5 5,0 4,6 5,8 Дальность действия, км 200 200 450 160 1450 перегон 690 перегон 290 800 перегон 460 Двигатели, л.с. ГТД-3М 2х900 ТВ3-117 2х2200 ГТД-350 2х400 Д-25В 2х5500 ТВ2-117 2х1500 ТВ3-117 2х2200 Д-136 2х11400 ТВ3-117 2х2200 Разработчик двигателя ОМКБ ЗиК Изотов ЗиК Изотов ПМКБ Соловьев ЗиК Изотов ЗиК Изотов ЗМКБ Муравченко ЗиК Изотов
Слайд 24: ВОЕННЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ ОКБ М.Л. Миля и Н.И. Камова
Ка-25С Ка-27 Ка-50 «Черная акула» Ка-52 «Аллигатор» Ка-60 «Касатка» Ми-24 Ми-28Н
Слайд 25: ВЕРТОЛЕТЫ ОКБ М.Л. Миля и Н.И. Камова
Ми-34 Ми-12 Ми-38 Ми-6 Ка-32А1 Ка-62 Ка-226 Ми-17 Ми-14 амфибия
Слайд 26: ВЕРТОЛЕТ «АНСАТ» (Казань)
Взлетная масса, кг 3300 Полезный груз, кг 1000 Экипаж, чел. 2 Кол-во пассажиров 9 Двигатели, PWC: PW207 К, л.с. 2x 735 Дальность, км 520 Максимальная высота, км 5,9 Возможно применение ВК-800 и АИ-450
Слайд 27
50…100 л.с. АПД- 100 БЛА вертолетного типа 200…300 л.с. АПД-300 БЛА вертолетного типа 400 л.с. Ми-34С1 500…700 л.с. Arrius ( ГТД-500 ) Перспективный вертолет 2,5 т Ка-226Т 800 л.с. PW207 К (ВК-800В) Перспективный вертолет 4,5 т Ансат М 1300 л.с. Ardiden ( РД-600В ) Ка-62 2400 л.с. ВК-2500 / ВК-2500П Скоростной вертолет-демонстратор Ми-171М 2800…3000 л.с. ТВ7-117В Ми-382 3000…4000 л.с. Перспективный ГТД Перспективные вертолеты 6 000…1 0 000 л.с. ГТД на базе ГГ ТРДД Тяжелый вертолет ВЕРТОЛЕТНЫЕ ГТД И ПД
Слайд 28: РД-600В и ТВД-1500Б – ГТД четвертого поколения
РД-600В ТВД-1500Б КА-62 Ан-38 Мощность, лс 1300 (чр 1550) Тгмах, К 1540 Пк 14,4 G дв, кг 220 Се, г / лс ч, (0 / 0) 209 Схема: ПЗУ + 3ос+1цб – 2 – 2св.т Схема: 3ос+1цб – 2 – 2св.т Мощность, лс 1300 Тгмах, К 1540 Пк 14,4 G дв, кг 240 Се, г / лс ч, (0 / 0) 209
Слайд 29: ВК-2500– турбовальный ГТД
Назначение: новые модификации вертолетов Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-32, Ка-50-2 и др. Новое: увеличена мощность цифровая САУ (БАРК-78) счетчик наработки и контроля Основные технические характеристики Мощность, л.с., чрезв. / взл. / крейс. режимы 2700 / 2400 / 1750 Уд. расход топлива, г / л.с. ч, взл. / крейс. режимы 210 / 230 Тг макс, К 1293 Степень повышения давления 10 Расход воздуха, кг / с 9,3 Масса, кг 295
Слайд 30
Освоение серийного производства двигателя ВК-2500 в России СБОРКА и ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ БАРК Начало серийного производства 201 5 год ОАО «Климов» 18,6% ОАО «Красный октябрь» 1,9% ОАО «УЗГА» 2,3% ОАО «УМПО» 35,5% ОАО «ММП им.Чернышева» 34,2% ОАО «Климов» ОАО «Климов» Агрегаты САУ СТАР/ИНКАР 7,5% Кооперация утверждена
Слайд 31: ВЕРТОЛЕТНЫЕ ГТД МОЩНОСТЬЮ 1000 – 3000 л.с
Двигатель Gem 42 T800 MTR390 T700-GE 700/701 T700-T6E RTM322 ТВ3-117 РД-600В ТВ7-117В Фирма RR LHTEC Turbomeca /RR/MTU GE GE Turbomeca /RR «ЗиК» «РМ» «ЗиК» Ne, л.с. 1014 1320 1303 1645 /1722 2300 2130 2200 1300 2800 Се, г / лс ч 219 206 206 208 /206 20 1 20 4 2 10 20 9 20 2 Тгмах, К 1400 1500 1500 1500/30 1650 1480 1200 1530 1540 Пк 12,7 14,0 13,0 15,0 /17,0 21,0 14,8 9,5 12,8 17,0 G дв, кг 191 150 169 198/199 220 245 285 220 400 дв, кг / л.с. 0,188 0,114 0,13 0,12 0,096 0,115 0,13 0,169 0,143 Тип САУ ГМ Э Э ГМ+Э Э ГМ+Э ГМ+Э Э Э Схема 4ос+1цб-1-1-2св 2цб -2-2св 2цб -1-2св 5ос+1цб- - 2-2св 5ос+1цб- - 2-2св 3ос+1цб- - 2-2св 12ос -2-2св 3ос+1цб -- 2-2св 5ос+1цб -- 2-2св
Слайд 32
Двигатель Ardiden (Turbomeca/HAL) для средних вертолетов Ред - 2 цб – противоточ – 1 ос – 2 ос Ne взл = 1275 л.с. Применение – вертолет HAL Dhrov Сертифицирован в 2007 г. Параметры компрессора: * к ~ 13,5 G пр ~ 3,9 кг/с Предлагается для применения на вертолете Ка-62
Слайд 33
Двигатели семейства PW100 (Pratt & Whitney Canada) Турбовальный вариант двигателя PW127 Т S ( Ne взл = 2500 л.с.) предлагался для применения на вертолете Ми-38 (конкурент ТВ7-117В ) Ne взл = 1800-2750 л.с. * к = 11,4-14,7 ТВД семейства PW1 00 выпускаются с 1983 г. 1 цб + 1 цб– противоточ – 1 ос + 1 ос – 2 ос
Слайд 34
Сравнение числа деталей компрессора Осецентробежный компрессор 573 детали Компрессор двигателя Т800 20 деталей
Слайд 35: Преимущества применения ЦБК
уменьшение числа деталей исключение регулируемых элементов проточной части (упрощение системы управления) снижение стоимости изготовления повышение надежности повышение стойкости к эрозионному износу повышение стойкости к неравномерности потока на входе повышение стойкости к повреждению посторонними предметами снижение момента инерции ротора
Слайд 37: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГТД
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВГТД: • запуск маршевых двигателей (до 9- 12 км) • энергоснабжение и кондиционирование ЛА при предполетном обслуживании • низкий удельный расход топлива • низкий удельный вес • высокие требования по шуму, надежности и ресурсу, контроле- и ремонтопригодности, эмиссии, эксплуатационной технологичности 4 типоразмера ВГТД: • № 1 – N экв = 75 кВт (АИ-9, ТА-8, ТА-14) • № 2 – N экв = 250 кВт (ТА-6А, ВГТД-2, ТА-18-100) • № 3 – N экв = 450 кВт (ТА-12, ТА-12, ТА-18-200) • № 4 – N экв = 700 кВт (ВСУ-10)
Слайд 38: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГТД – параметры и схемы
Отбор воздуха от служебного компрессора Отбор воздуха от компрессора ГГ Отбор воздуха от КНД и мощности от КВД ГГ
Слайд 39: Российские ВГТД 1 и 2 поколений
Двигатель АИ-9В ТА-8В ТА-6А ТА-12 ТА-12-60 ВСУ-10 ТА14-100 ТА18-100 ТА18-200 ВГТД-2 Фирма ЗМКБ НПП Аэросила НПП Аэросила НПП Аэросила ОМКБ НПП Аэросила НПП Аэросила НПП Аэросила КОБМ Год сертиф. 2001 2002 2009 Ne, кВт ~ 50 128 10 зл 295 12 квт 40 ква 345 60 ква 670 104 20 ква 262 35 ква 60 ква 365 9 0 ква 256 60 ква дв, кг / кВт 1,4 1,5 1,03 0,95 0,74 0,53 0,595 0,505 0,66 Суд, к г / кВт ч 1,5 1,1 0,78 0,72 0,4 0,7 0,53 0,425 0,51 Р отб, кг / см 2 2,9 3,4 4,5 4,9 4,65 3,7 4,52 4,7 4,37 G отб, кг / с 0,4 0,8 1,35 1,6 3,5 0,55 1,27 1,7 1,22 Ресурс, час / запуск 600 3 600 2 000 8 000 5 400 7 500 5 400 7 500 2 000 4 000 6 000 12 000 12 000 - 12 000 - 12 000 14 400 Н зап / Н раб, м 4 000 4 000 5 000 5 000 3 000 3 000 7 000 9 000 5 000 9 000 6 000 9 000 11 000 11 000 11 000 11 000 10 000 Лет. аппарат Верт., Ан-140 Бе-200 Ту-134 Ми-26 Ту-154 Ил-62М Ил-76 Ан-74 Ту-204 Як-42 Ил-86 Ил-96-300 Ил-114, Ан-140, Як-130 МиГ-110, Су-80, Ми-8, Ка-62 Ту-334, Бе-200, Ан-74ТК-300, Ан-148 Ту-204, Ту-214, МС-21, МТА Ту-334 Як-42м Ми-26м
Слайд 40: САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ С АПД
Су-29 и Су-26 Як-54 МиГ-201 Ка-37 - БПЛА Характеристики современных спортивных самолетов РФ Самолет Як-54 Як-55М Су-26М/М3 Су-29 Су-31 Взл. масса, кг 850 840 1000 860 780 Двигатель М-14П М-14П М-14ПФ/ М-9Ф М-14ПФ М-14ПФ Мощность, лс 360 360 400 400 400 Макс. скорость, км / ч 360 360 310 325 330 Угл. скорость разворота, град /c 345 345 > 360 - - Максимальная скороподъемность, м / мин 900 930 1080 960 1440 Практ. дальн /, км 700 - 800 1200 1200 Макс. перегрузка, g +9 /-7 +9 /-6 + 12/-10 + 12/-10 + 12/-10
Слайд 41
Предпочтительные диапазона мощностей: - 100-150 л.с. – для сверхлегких ЛА и автожиров вместимостью 2-3 человека - 200-250 л.с. – для сверхлегких ЛА и автожиров вместимостью 4-5 человек - 300-350 л.с. – для легких ЛА вместимостью 5-8 человек - 400-500 л.с. – для легких ЛА Анализ рынка АПД
Слайд 42: РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННЫХ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Удельные показатели Годы 1920-1925 1930-1935 1940-1945 1952 Литровая мощность, кВт / л 11,9 19,3 36,5 49,6 Удельный расход топлива (крейс), кг / кВт ч 0,31 0,30 0,28 0,23 Удельная масса, кг / кВт 1,21 1,03 0,68 0,68 ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ПОЛЕТА НА ПАРАМЕТРЫ АПД ПРИ V> 700 км / ч Резкое снижение КПД винта, качества ЛА, что требует увеличения мощности ПД При дв const резко растет доля веса СУ в весовом балансе самолета и самолет вырождается КПД винта N е потр G ла /Ne G су
Слайд 43: C ОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ АВИАПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ Разработчик: ОКБМ, г. Воронеж
М-18-02 М-14П (базовый) Двигатель М14Х/ М14ПТ М14ПФ М9Ф М14ПР М14ПС М14ПМ М14ПМ1 М14СХ Мощность,л.с. 360 400 420 360 360 315 360 360 Удельный крейс. расход топлива, г / лс 215-235 215-235 200-220 215-235 215-235 215-235 215-235 215-235 Удельная масса, кг / лс 0,594/0,6 0,53 0,524 0,6 0,594 0,66 0,601 0,615 Двигатель М18-02 13,7 кг Мощность,л.с. 55 Удельный взл. расход топлива, г / лс 350 Назначение Сверхлегкие ЛА и дельтапланы М14П: 9- цилиндровый 4-тактный АПД воздушного охлаждения D дв = 985 мм, L дв = 924 мм, межремонтный ресурс – 1000 часов
Слайд 44
Принцип модульности создания перспективных АПД Для обеспечения создания широкой гаммы АПД для АОН в различных классах мощности необходимо внедрение принципа модульности и унификации на базе отработанных цилинро-поршневых и роторно-статорных групп
Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ № 5
Микропроцессорная система управления рабочим процессом Интерметаллиды на основе титана в горячей части Поршневая группа на основе жидкоштампованного поршня и стальных поршневых колец Применение композитных материалов для корпусных деталей Многотопливность Регулируемый наддув Непосредственный впрыск топлива Перспективные технологии АПД 45 Системы зажигания с высокими энергиями Текущие проекты Планируемые проекты