Первый слайд презентации: Лекция № 8. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Формационная концепция истории была предложена К.Марксом в середине XIX в. Ключевым понятием в марксистской философии истории является понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства
Слайд 3: Суть подхода
Маркс выделял общества: Первобытное Рабовладельческое Феодальное Капиталистическое Социалистическое (коммунистическое) Согласно концепции К.Маркса, человечество последовательно движется от одной формации (стадии) к другой Главную роль в развитии общества играют экономические отношения, которые определяют господствующие взгляды и идеи. Смена формаций происходит в результате классовой борьбы.
Слайд 4: Достоинства формационного подхода :
1. Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов. 2. Представить историю общества как единый процесс. 3. Установить определенные закономерности исторического развития общества. 4. Предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.
Слайд 5: Недостатки формационного подхода :
1. Многие народы не проходили в своем развитии через все или большинство формаций. 2. Большинство процессов в обществе объяснены с экономических позиций. 3. Роль человеческого фактора, деятельности отодвигается на задний план. 4. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.
Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в. Наибольшее развитие получил в конце XIX –начале XX в. Цивилизационные концепции исторического процесса были предложены Ф.Ницше, О.Шпенглером, М.Вебером, А.Тойнби. Цивилизационный взгляд на историю : история нелинейный, многовариантный процесс. А.Тойнби : каждая цивилизация – это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные. Н.Данилевский : главное состоит в « отличии культурно – исторических типов, так сказать самостоятельных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного, одним словом, исторического развития».
Слайд 7: Цивилизационный подход
Достоинства данного подхода : 1. Это дает возможность глубже понять происходящие изменения и зафиксировать их специфику; 2. Применимость подхода к истории любой страны или региона; 3. Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Слайд 8: Цивилизационный подход
Недостатки цивилизационного подхода : 1. Неясность критериев, по которым выделяется цивилизация. Полного описания или перечня таких оснований до сих пор не существует. Это порождает путаницу; 2. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. 3. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
Слайд 9
Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества Решающая роль принадлежит материальным факторам(производству) Ценности, мировоззрение играют не меньшую роль, а иногда и определяющую Направленность исторического развития Общество движется к более высокой ступени развития Каждая цивилизация неповторима, а прогресс относителен Характеристика современного этапа общественного развития Современная эпоха – переход от капитализма к социализму Существуют западная и традиционная цивилизации. В мире множество локальных цивилизаций
Слайд 10: Мораль. Категории морали
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический. Этика – наука, изучающая мораль и нравственность. Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
Слайд 11: Моральные требования и представления:
нормы поведения (совпадает с «не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
Слайд 12: Функции морали:
1) Регулятивная функция, мораль выступает в качестве одного из основных средств социальной регуляции поведения отдельных людей, социальных групп и всего общества; 2) Ценностно-ориентационная функция морали выражается в том, что любой поступок человека оценивается через систему действующих ценностей и идеалов; 3) Социализирующая функция обеспечивает включение человека в социальную среду через принятие норм общественной морали;
Слайд 13: Функции морали:
7) Мотивационная функция позволяет человеку оценивать и оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности. 8) Конститутивная функция морали заключается в том, что она выступает как центральная, фундаментальная форма социальной культуры.(хоть нормы и не на бумаге, но значение можно сравнить с Конституцией гос-ва ); 9) Координационная функция состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Слайд 14: Основные категории морали
Добро Долг Стыд Совесть Милосердие Честь Счестье «Золотое правило нравственности (морали)»: "поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой"
Слайд 15: Нравственность
– степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей. Чем мораль отличается от нравственности? 1) Нравственность = мораль. 2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей. 3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.
Слайд 16: Нормы права и нормы морали объединяют:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения; 3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества; 4)нормы права и нормы морали выделились из норм первобытного общества.
Слайд 17: Однако между нормами права и морали существует много отличий:
право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов; 2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах — общественное мнение; 3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе.
Слайд 18: Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:
реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали; 2) право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости обществе; 3) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;
Слайд 19: Религия в жизни человека и общества
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий.
Слайд 20: Основные элементы религии:
1) Вера: вера в существование Бога как творца всего сущего; Противоположностью веры является атеизм — отрицание существования Бога. 2) Религиозная идеология -взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. Богословие; Церковная археология; учение об отцах церкви,изучение их трудов(патрология); историю святых книг церкви.
Слайд 21: Основные элементы религии
3)Религиозный культ -совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. Жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; ритуальные пляски, поклоны, проповедь, исповедь, паломничество и др. 4)Религиозные организации - подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений :церкви, монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.
Слайд 22: Основные функции религии
Мировоззренческая- религия формирует картину мира, сущность человека и его место в мире. Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность.
Слайд 23: Основные функции религии
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Компенсаторская –компенсирует бессилие человека в определенных жизненных ситуациях, является опорой и утешением. Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, этикет, мораль, философия и т. п.)
Слайд 24: Виды религий: Архаичные религии
Тотемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Фетишизм – поклонение материальным предметам – «фетишам», которым приписываются сверхъестественные свойства. Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.
Слайд 25: Виды религий: Национальные (локальные) религии
- выражают национальную специфику народа и, легко приспосабливаясь к изменяющемуся миру, способны удовлетворять религиозные потребности граждан даже в современном обществе. Конфуцианство, даосизм – Китай; Иудаизм – Израиль; Зороастризм – Иран; Синтоизм – Япония; Индуизм - Индия
Слайд 26: Мировые религии
Они не возникают в какой-либо одной культуре, а накладываются на различные культуры и часто видоизменяются под влиянием этих культур; Распространены на всех континентах, исповедуют различные национальности; Вера в единого Бога (монотеизм); Прозелитизм - стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру.
Слайд 27: Виды религий: мировые религии. Буддизм
- наиболее древняя мировая религия (возникла в VI в. до н. э. в Индии), распространенная в Китае и Тибете, Шри-Ланке, Вьетнаме, Монголии, Корее, Японии. Российские центры буддизма находятся в Туве, Бурятии и Калмыкии. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Основные идеи: 1) жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей; чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний; 2) возрождение после смерти; 3) надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
Слайд 28: Виды религий: мировые религии. Буддизм
Священное писание – Трипитака – свод буддийский священных текстов Количество последователей буддизма в современном мире – 500-510 млн. по официальным данным.
Слайд 29: Виды религий: мировые религии. Христианство
Время возникновения - 1 век н.э. Место возникновения – Палестина Основатель религии – Иисус Христос из Назарета Библия – основной источник христианской веры. Она включает Ветхий и Новый Завет. Три главных течения христианства: католицизм,православие и протестантизм.
Слайд 30: Виды религий: мировые религии. Христианство
Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочеловечился и принял смерть на кресте. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы спастись. Количество последователей – 2,3 миллиарда людей.
Слайд 31: Виды религий: мировые религии. Ислам
Время возникновения – 7 век нашей эры Место возникновения – Аравийский п-ов Основатель религии – Мухаммед Священная книга мусульман - Коран. Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.
Слайд 32: Виды религий: мировые религии. Ислам
Пять столпов Ислама: Признание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада ( шахада ); пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста Ураза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совершение паломничества в Мекку (хадж). Количество последователей в мире – 1,6 миллиарда людей
Слайд 33: Роль религии в современном мире
1) Влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает религию государственной и обязательной. (Ватикан, ОАЭ, Аравия, Лихтенштейн) 2)Религия остается одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. 3)Религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства.
Последний слайд презентации: Лекция № 8. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества: Принцип свободы совести в РФ. Согласно Конституции РФ, наша страна является государством светским – т.е. не имеющим государственную религию
В стране провозглашена свобода совести и вероисповедания: 1) Принцип отделения религиозных организаций от государства -невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие гос. финансирования и пропаганды отдельных организаций, невмешательство религиозных организаций в вопросы гос.управления. 2)Все религии на территории страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. 3)Светский характер государственного образования -равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования, запрет любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия. 4)Государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ (в случае, если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.