Методология экономической науки — презентация
logo
Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
  • Методология экономической науки
1/22

Первый слайд презентации

Методология экономической науки

Изображение слайда

Слайд 2

Цели и задачи экономической методологии: 1) исследование основных методов экономической науки 2) анализ основных исследовательских программ (парадигм), периодов их смены (научных революций) 3) выведение и изучение ключевых этапов экономического исследования, рассмотрение процедуры «научного открытия» в экономической науке 4) анализ проблемы истины в экономической науке, исследование ее критериев и основных способов подтверждения 5) изучение места и значения экономической методологии в системе общей методологии социальных и естественных наук, их взаимного влияния 6) изучение основных мировоззренческих стандартов и идеалов экономической науки

Изображение слайда

Слайд 3

Основные парадигмы в экономическом знании (по О.И. Ананьину): 1) парадигма классической политической экономии (изучается «мир богатства») 2) историко-институционалистская парадигма (исследуются экономические институты и их история) 3) маржиналистская парадигма (объект изучения – мир хозяйствующих субъектов) 4) эклектическая (основанная на неясной, «разнородной» мотодологии)

Изображение слайда

Слайд 4

Стандарты научного объяснения – это правила и нормы выбора способов объяснения и описания, построения и организации, доказательности и обоснования той или иной системы научного знания Парадигма – определенный устойчивый набор тех или иных стандартов (идеалов) научности Т.Кун «Структура научных революций» (1962 г) – выделяет понятия «парадигма» и «научная революция» Парадигма – это нормы и образцы научного мышления, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции

Изображение слайда

Слайд 5

Допарадигмальный период развития науки: период соперничества различных школ и направлений в науке; период, когда не существует устоявшихся стереотипов и стилей научного мышления и идут нескончаемые методологические дискуссии по поводу того, какую из предлагаемых исследовательских программ принять за парадигму. Развитие парадигмы Нормальная наука – период, когда исходная парадигма найдена и ни одно исследование уже невозможно в отсутствие парадигмы и отказ от нее без замены другой означает отказ от науки вообще период, когда в науке господствует какая-то одна исследовательская программа период нормальной науки может длиться от нескольких десятков до сотен и даже тысяч лет Ньютоновская парадигма классической механики (конец XVII - 20-30 гг. XX в.) Парадигма теории относительности Энштейна

Изображение слайда

Слайд 6

«Аномалия» парадигмы – накапливаются научные факты, которые не могут быть объединены в рамках господствующей парадигмы и рушат ее «Кризис науки» нормальная наука доказывает свою способность разрешить проблему возникновение новой парадигмы и борьба за ее принятие проблема откладывается в сторону в надежде на ее решение будущими поколениями Научная революция Какая-то группа ученых внутри всего научного сообщества отказывается от старой парадигмы и принимает за основу совокупность других теорий, гипотез и стандартов, после чего к ней присоединяются все остальные представители данной науки

Изображение слайда

Слайд 7

Проблема истины в экономическом исследовании: 1. Наиболее убедительным и эффективным в поиске экономической истины является научный метод экономического исследования 2. Необходимый элемент экономической истины – ценностный аспект (интерпретация фактов с позиций тех или иных систем ценностей в рамках той или иной идеологии: политической, экономической, религиозной и т.п.) 3. Проблема экономической истины тесно связана с проблемой экономического заблуждения. В рамках «теории идолов» (Ф.Бэкон) заблуждение – это результат: а) веры в авторитеты; б) логических ошибок в языке, неправильного использования понятий и т.п.; в) воздействия идеологических предрассудков и стереотипов; г) неправильной интерпретации эмпирических фактов и представлений

Изображение слайда

Слайд 8

Методология экономической теории В методологии экономической науки можно выделить несколько главных подходов: 1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма) подход 2) неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма) подход 3) рационалистический подход 4) диалектико-материалистический подход

Изображение слайда

Слайд 9

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главные категории при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов. Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т. д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику, – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику, – экономические проблемы в масштабе общества.

Изображение слайда

Слайд 10

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической науки – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение обмен и потребление общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы в отличие от субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам. Диалектико-материалистический подход исследует экономические явления на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т. е. находятся в постоянном движении, – и в этом диалектика.

Изображение слайда

Слайд 11

Следуя диалектической логике, любое экономическое явление можно рассматривать в процессе самодвижения: от простого к сложному, от низшего к высшему – закон эволюционного развития от старого качества к новому – закон перехода количественных изменений в качественные через противоречия и борьбу противоположностей – закон единства и борьбы противоположностей через отрицание отрицания – закон отрицания отрицания

Изображение слайда

Слайд 12

Основные школы экономической методологии Английская и французская классическая политэкономия – А. Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст. Миль, И. Бентам, Ж.-Б. Сэй Марксистская школа – К. Маркс, Ф. Энгель Маржиналистская школа – К. Менгер, Ф. Визер, Е. Беем-Баверк, У. Джевонс, Л. Вальрас Кембриджская школа – А. Маршалл, Дж.Н. Кейнс

Изображение слайда

Слайд 13

Методология классической политэкономии Классическая школа – это школа именно политической экономии: анализировала хозяйственные явления в их связи с политическими, культурными, правовыми и иными отношениями в обществе Применялись синтетический, интегрирующий подходы Стремление создать предельно абстрактную картину экономической действительности в конечном счете привело к разрыву между теоретическим и эмпирическим базисами в научном исследовании, вульгаризировало методологию школы Использование преимущественно качественной методологии исследования экономических явлений привело к наличию больших погрешностей в выводах

Изображение слайда

Слайд 14

Экономическая методология марксизма Использование диалектической логики Гегеля: методов «восхождения от абстрактного к конкретному», «наполнения конкретного абстрактным» – придало мощную аналитическую и доказательную силу Широкое применение исторического и эволюционного методов, принцип: рассматривая более развитые в экономическом отношении стадии общества, можно получить достоверные знания о менее развитых Экономический материализм (детерминизм), политизированность экономического учения, стремление поставить политическую экономию на службу определенной идеологии привело к модификации целей политической экономии – из учения об экономической эффективности она превращается в учение об экономической справедливости

Изображение слайда

Слайд 15

Методологические изыскания маржинализма Маржиналистская научная революция – это и методологическая революция: преобладание предельно абстрактного подхода, полностью отсутствует какая-либо система идеологических ценностей Впервые вводятся понятия равновесия и равновесного подхода (Л. Вальрас); природа экономических благ становится исключительно субъективной; главнй принцип экономической деятельности индивида – максимизация (стремление к желанию иметь наибольшее количество благ)

Изображение слайда

Слайд 16

Методологические изыскания кембриджской школы Исследование проблемы предмета экономической науки приводит к изменению термина «политическая экономия» на «экономикс» (экономическая наука) (А.Маршалл) Прагматическая методология: экономическая наука может использовать любой метод, который является эффективным в достижении ее целей – методологический синтез Задача экономикс – всемерно приблизить экономическую теорию к практике, сделать теоретическое описание хозяйственной жизни простым Разделение экономической науки на позитивную и нормативную (Дж.Н.кейнс). От наблюдения к теориям и от теорий к наблюдениям – траектория движения экономического знания в пространстве исследовательской мысли

Изображение слайда

Слайд 17

Современные методологические направления в экономической науке Австрийская методологическая школа (Л. Фон Мизес, Ф. Хайек, К. Поппер) Кейнсианство в его различных вариантах (Дж.М. Кейнс, Дж. Хикс, Дж. Робинсон) Институционализм и неоинституционализм (Дж. Гэлбрейт, Д. Норт, Р. Томас, О. Уильямсон, Дж. Бьюкенен) Российская методологическая школа философии хозяйства (С.Н. Булгаков, Ю.М. Осипов) Неоклассическая школа (М. Фридмен, Р. Лукас, М. Блауг)

Изображение слайда

Слайд 18

Австрийская методологическая школа Логическое продолжение традиций старой австрийской школы (К. Менгер) Субъективизм, индивидуализм, фундаментально разработанный Ф. Хайектом тезис ограниченности человеческого знания, концепция постепенного совершенствования социальных институтов К. Поппера К. Поппер разрабатывал аспекты синтеза экономической методологии и методологии политических наук Новая австрийская школа – школа методологического индивидуализма в экономической методологии (экономического либерализма) Тезис индивидуализма сыграл важную роль в «оправдании» института частной собственности

Изображение слайда

Слайд 19

Методология кейнсианства Эмпирически и теоретически доказана гипотеза государственного интервенционизма Акцентирование глубочайшей взаимосвязи между рациональным и иррациональным в поведении человека как производителя и потребителя, признание диалектических противоречий в принципах деятельности различных экономических субъектов

Изображение слайда

Слайд 20

Методология неоклассической школы Неоклассическая школа – это школа «восстановленной традиции» классической политэкономии на новом уровне: стремление к предельно абстрактному (в большей степени математическому) описанию хозяйственных процессов и явлений Экономический субъект – строго рациональное существо, стремящееся обеспечить оптимум своих целевых функций, ориентируясь на текущие и будущие состояния рынка В системе отсутствует совершенное предвидение, прогнозы строятся на базе всей доступной и существенной информации Максимально-возможное формально-абстрактное (включая математическое) описание экономической действительности; неполное рациональное поведение. Исторический аспект анализа и региональный уровень рассмотрения экономических явлений не имеют существенного значения

Изображение слайда

Слайд 21

Методология институционализма и неоинституционализма «Старый» институционализм не смог создать фундаментальной методологической программы, продемонстрировал ярко выраженный фундаментальный методологический поиск Неоинституционализм – принципиально новый тип методологического индивидуализма: индивид, творящий институты. Преодолена грань, отделяющая «экономического человека» от социальных групп и классов, социальных убеждений Новая методологическая рефлексия: отвергает методы маржинального и равновесного анализа, беря на вооружение эволюционно-социологические методы Эвристические резервы институциональной методологии не исчерпаны…

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методология экономической науки

Методология российской школы философии хозяйства Хозяйство – некая трансцендентная, необъяснимая научным или рациональным образом реальность, которая не сводима исключительно к видимым хозяйственным процессам (С.Н. Булгаков) Хозяйство – есть борьба человечества со стихийными силами природы за существование Эволюционная методология, содержит в себе признаки антиномии, диалектического противоречия Стремится синтезировать традиции российской философской и экономической мысли, ввести понятие трансцендентности хозяйственных процессов, дополнить строгий рационализм и сциентизм классических методологий религиозной и эволюционной экономической методологией

Изображение слайда

Похожие презентации