Эмпирический период в истории психологии — презентация
logo
Эмпирический период в истории психологии
  • Эмпирический период в истории психологии
  • Характеристика периода
  • Рене Декарт (1596-1650)
  • Рене Декарт (1596-1650)
  • Томас Гоббс (1588-1679)
  • Бенедикт Спиноза (1632-1677)
  • Джон Локк (1632-1704)
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц
  • Джордж Беркли (1685-1753)
  • Дэвид Юм (1711-1776)
  • Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)
  • Оформление эмпирического направления в XVII веке
  • Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII
  • Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780)
  • Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780)
  • Жюльен Офре Ламетри (1709-1751)
  • Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)
  • Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
  • Дени Дидро (1713-1784)
  • Жан-Жак Руссо ( 1712-1778)
  • Шарль Бонне (1720-1793)
  • Поль Анри Гольбах (1723-1789)
  • Спасибо за внимание!
1/23

Профессор кафедры общей психологии, к.пс.н., доцент Румянцева Ольга Михайловн а

Изображение слайда

Слайд 2: Характеристика периода

XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы,веком научной революции и формирования нового мировоззрения. Его предвестником был итальянский ученый Галилео Галилей, учивший что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме геометрических и механических. Все что происходит в мире следует объяснять только материальными свойствами и законами механики. Господствовавшее веками убеждение о том, что движениями природных тел правят бестелесные души было ниспровергнуто. Этот новый взгляд на устройство мира произвел полный переворот в объяснении причин поведения живых существ.

Изображение слайда

Слайд 3: Рене Декарт (1596-1650)

С точки зрения Рене Декарта модель организма представляет собой механически работающую систему. Таким образом живое тело освобождается от влияния души. Декарт был сторонником дуализма, т.е он признавал две субстанции, не сводимые друг к другу и обладающие независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Тело и нервные процессы действуют по законам механики, дают готовые ответы на внешние воздействия. Нервы – это трубочки, передающие животные духи как газ или ветер. От органов чувств по чувствительным нервам воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже, в связи с чем Декарта часто называют «отцом физиологической психологии».

Изображение слайда

Слайд 4: Рене Декарт (1596-1650)

При этом Декарт различает животных и человека. Люди обладают разумом, животные же бездуховны, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Мышление – главное свойство души, включает все что происходит в сознании (интеллект, память, чувство). Так «душа мыслит боль». Мышление- это установление связи, отношений между идеями. Абсолютно ясное отчетливое осознание называется интуицией, оно-критерий истинности. Идеи человек получает из чувственного опыта, есть идеи изобретенные человеком, есть врожденные идеи. « Я мыслю, следовательно существую». Таким образом душа приравнивается к сознанию, к тому, что дано человеку в его мышлении о своем внутреннем мире. Эта традиция осталась в психологии надолго. Рене Декарт был одним из первых кто пытался решить психофизиологическую проблему. С одной стороны он рассматривал их как две независимые субстанции, с другой очевидно взаимовлияние души и тела. Физиологически он решает проблему, находя орган пребывания души - точку в шишковидной железе. По Декарту, душа колеблет ее, воздействуя тем самым на животные духи в нервах. В психологическом отношении Декарт пытается разрешить проблему связи субстанций, введя понятие «страсть». Страсти – это продукты и духовной и телесной деятельности. Они возникают в шишковидной железе от взаимодействия, желаний духа и движений тела. Именно страсти – решающий момент поведения. Воля иногда не в состоянии повлиять на тело и способна лишь иногда противостоять импульсам страстей, страсти могут и подавлять ход мышления. Кроме того Декарт повлиял на психологию как методолог, пытавшийся определить правильные методы рассуждений: При познании делить целое на возможно большее количество частей – и познавать эти части; Идти от простого к сложному.

Изображение слайда

Слайд 5: Томас Гоббс (1588-1679)

Основатель эпифенализма. Выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Свойственные человеку явления души нельзя отнести за счет души, они лишь проявления движения тела. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов. Психика – это тень реальных материальных процессов, она –эпифеномен, который по Гоббсу сводится к образам и представлениям. Начало всех представлений – ощущение. Представление воображения – это ослабленные ощущения. Память –это представление, которое отошло в прошлое. Понимание – это образ, который возникает под влиянием слова. Гоббс уделяет большое внимание языку и речи, с помощью которых человек делится своими знаниями и намерениями с другими людьми. Мышление – это течение образов, связь представлений по механизму ассоциаций. Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Он считает, что от природы люди имеют незначительные различия. Различия в способностях складываются прижизненно: в неорганизованной житейской практике, без обучения (природный ум) и путем систематического обучения (благоприобретенный ум). Есть только один компонент, по которому люди существенно различаются – активность или пассивность. «Причины различий ума кроются в страстях… ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным вещам».

Изображение слайда

Слайд 6: Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Был монистом, то есть утверждал наличие единой субстанции – природы. Мы познаем природу через ее свойства – мышление и протяженность. Мышление есть свойство природы, то есть природа одухотворена. (гилозоизм). Все вещи и процессы – это модусы природы. Человек – это сложный целостный модус, который состоит из модуса –души и модуса – тела. Душа зависит от тела. Часть духа бессмертна, но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа, по Спинозе служит телу – она стремится к образам того, что приятно телу и отвергает образы неприятного. Душа состоит из идей, которые связываются по законам ассоциации. Тем самым содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом.

Изображение слайда

Слайд 7: Джон Локк (1632-1704)

Считается «отцом» эмпирической психологии. Утверждал происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой воспитатель может написать то что он считает нужным. Дж. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. Источником знаний является опыт. Опыт имеет два источника. Первый источник – это ощущения. Его объекты - это природа, внешние материальные вещи, органом является внешнее чувство, а продуктом идеи. Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее, органом –деятельности, способности нашего ума (восприятие, мышление, вера и др.), продуктом – идеи другого рода, которые мы могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих. Деление опыта на внутренний и внешний дает начало интроспективной психологии как науки о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Локк разрабатывал теорию ассоциации идей. Ассоциация – это неверное соединение идей. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. Сознание рассматривается как духовная сила, которая объединяет переживания и делает из них личность.

Изображение слайда

Слайд 8: Готфрид Вильгельм Лейбниц

Ввел понятие о бессознательной психике, распространил на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию. Родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активной психики и строящихся на представлениях о бессознательном. Он считает, что между душой и телом существует предустановленная гармония: душа и тело подчинены собственным законам. «Души действуют согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств. Тела действуют по законам причин действующих или движений. И оба царства – причин действующих и причин конечных – гармонируют между собой». Учение о предустановленной гармонии является одним из вариантов параллелизма. Лейбниц сравнивал ребенка не с чистой доской, а с глыбой мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все мешающее им выступить. Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц в отличие от Локка говорит о том, что разум не пассивен, а активен. Активность проявляется в апперцепции, которая рассматривается как особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение. Наряду с ясно осознаваемыми апперцептируемыми восприятиями в душе есть малозаметные восприятия, это наше бессознательное из которого возникают сознательные желания и страсти.

Изображение слайда

Слайд 9: Джордж Беркли (1685-1753)

Родоначальник крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Свое учение назвал «имматериализм». Считал, что люди принимают за независимые от сознания вещи не что иное, как комплекс ощущений (восприятий). Его формула гласит: «быть – значит быть в восприятии». Он опровергнул разделение опыта на внешний и внутренний, понимал под опытом чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. Согласно Беркли, опыт это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. По Беркли пространство – продукт взаимодействия ощущений. В своем анализе зрительного восприятия Дж. Беркли указал, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства.

Изображение слайда

Слайд 10: Дэвид Юм (1711-1776)

Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросил рефлексию как источник познаний.В «Трактате о человеческой природе» он развил идеалистическое учение о чувственном опыте как потоке впечатлений, причины которых непостижимы. Д. Юм разрабатывал теорию ассоциации идей. Душа человека – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. Он отрицал представление о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены

Изображение слайда

Слайд 11: Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

Представитель плюрализма.Создал учение о порогах сознания и обосновал возможность применения математики в психологии. Гербарт попытался построить психологию, как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4-х ступеней (принципов) обучения: ясность, ассоциация, система, метод. До Гербарта было принято считать, что психическое имеет лишь одно измерение – временную длительность или последовательность. Гербарт ввел еще одну переменную – интенсивность. Различия представлений по интенсивности ведут к тому, что часть из них подавляется и переходит в зону, стоящую ниже порога сознания. Сумма задержанных, заторможенных и подавленных представлений стала у И. Гербарта предметом тщательных математических вычислений.

Изображение слайда

XVII век ознаменовал новый этап в развитии психологических учений, что нашло воплощение в основных принципах ассоцианизма. Главные черты психологически ориентированных концепций. 1. Душа понимается как сознание (в его познавательном аспекте в первую очередь). 2. В основе душевной жизни лежат простые элементы. 3. Эти элементы носят чувственный характер (образы ощущений). 4. Более сложные образования возникают как сложение более простых на основе принципа ассоциации. 5. Источник знаний о душе – самонаблюдение; наблюдая, отслеживая изменения своего внутреннего мира, исследователь непосредственно обращен к реальности душевной жизни и вправе выносить о ней суждения; чужая же душевная жизнь оказывается недоступной для анализа, хотя предполагается, что законы душевной жизни едины.

Изображение слайда

XVIII в. Вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой французской революции. Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии – внимание к проблемам активности человеческого сознания, указание на его обусловленность общественным условиям – определяются этим временем как своей социальной базой. .

Изображение слайда

Слайд 14: Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780)

В отличие от Локка признавал только один источник опыта – ощущение. В своих работах стремился показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический прием: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств, Кондильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Статуя получает первое обонятельное ощущение – ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нем и становится вниманием. С появлением памяти возникают два ощущения – прошлое и наличное. Постепенно внимание по отношению к двум ощущениямдает сравнение, результатом которого является суждение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Так образуется познавательная деятельность.

Изображение слайда

Слайд 15: Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780)

Удовольствие и неудовольствие – это обязательные эмоциональные спутники ощущения. Из их сравнения возникает потребность.: это внутренняя неудовлетворенность статуи, стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. На основе потребностей возникает воображение как стремление восстановить образ, отвечающий потребности. Потребность вместе с активным стремлением создают в статуе желание и волю. Таким образом, все деятельности души – это измененные ощущения. Несмотря на полное одиночество статуи, в ней возникают человеческие чувства и мысли. Здесь Кондильяк полностью игнорирует социальную обусловленность сознания. Обладание другими ощущениями – вкусом, слухом, зрением, которыми Кондильяк наделяет затем статую, не меняет ее душевной жизни. И лишь с помощью осязания человек приходит к выводу о существовании других тел, получает представление о пространственных и временных характеристиках мира. Таким образом человек состоит из ощущений и опыта: «человек есть не что иное как то, что он приобрел».

Изображение слайда

Слайд 16: Жюльен Офре Ламетри (1709-1751)

Защищал естественно-научный подход к человеку и его психике. Он отвергает дуализм Декарта и приписывает материи наряду с протяженностью способность к движению и способность к ощущению, а также мышлению. Нет души как особой субстанции, сама организация мозговой ткани свободно вызывает (активность, чувствительность, мышление). Животные также как и люди имеют способность чувствовать. Человек и животные это часть природы. Растения, животные и человек образуют «лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку». Такое понимание человека делает излишней идею Бога как его творца. Человека отличается от животного организацией, образованием и воспитанием. Душевные способности человека зависят от его телесной организации. Он говорит, что «человека можно считать весьма просвещенной машиной».

Изображение слайда

Слайд 17: Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)

Стремился понять механизм отношений между физиологией и способностями, характером и нравом людей. Он рассматривает головной мозг как отдельный орган, который предназначен для производства мыслей. Кабанис сравнивает деятельность головного мозга с пищеварением. Впечатления, дойдя до мозга осознаются и возбуждают в нем деятельность, он органически начинает выделять мысли.

Изображение слайда

Слайд 18: Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)

Рассматривал вопрос о том, откуда берется неравенство умов. С точки зрения Гельвеция человек рождается со способностью ощущать и запоминать эти ощущения. Все умственные операции сводятся к ощущению. Все умственные операции выполняются при помощи внимания. Внимание предполагает усилие, делать которое побуждает интерес. Интерес предполагает стремление к счастью. Счастье – это физические удовольствия. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви к ближним. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих умственных способностей. Причинами неравенства умов по Гельвецию являются случай и стремление к славе. Источником умственной активности являются страсти. Страсти – это продукт воспитания. В основе страсти лежит желание славы (замаскированная жажда наслаждений). За славой следуют почести, богатство, что создает условия для получения физических удовольствий.

Изображение слайда

Слайд 19: Дени Дидро (1713-1784)

Утверждал, что материя является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Высказал гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника – живых молекул. Говоря о познании Дидро подчеркивал, что основой всех понятий являются ощущения. Внешний мир порождает ощущения, которые обобщают нас разум, формируя суждения и понятия. Дидро настаивал на необходимости проверять данные органов чувств опытом, который связывает наше сознание с внешним миром. Постепенно обобщая полученные при наблюдении и опытах разрозненные факты, разум создает истинные понятия о вещах.

Изображение слайда

Слайд 20: Жан-Жак Руссо ( 1712-1778)

Представитель сентиментализма. В центре его внимания – проблема человека. Руссо утверждал, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки. Противопоставляет естестенного человека искуственному, которого формирует общество. Естественный человек добрый, чувствующий, способный испытывать сострадание при виде гибели и страданий другого, имеет только необходимые потребности. Руссо осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Является автором системы воспитания, в которой подчеркивается ее природосообразный характер. Он говорил не о внешнем подражании природе, но о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в его развитии. Знание индивидуальных особенностей человека помогает взрослому строить обучение с учетом естественного психического развития данного ребенка. Руссо создал первую развернутую периодизацию психического развития ребенка, но она была основана больше на теоретических рассуждениях, поэтому не получила своего подтверждения в реальной жизни.

Изображение слайда

Слайд 21: Шарль Бонне (1720-1793)

Считал, что все психические процессы возникают из ощущений. Изучал взаимосвязь между мозговыми и психическими процессами. Бонне пришел к выводу о том, что каждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. Поэтому связи (ассоциации) ощущений и идей представляют собой связи нервных волокон. Бонне также считал, что душа зависит от тела и утверждал, что существует неуничтожимое эфирное тело, благодаря которому душа может иметь в загробной жизни воспоминания о жизни земной и приобретать после смерти одного тела новое существование в новом материальном теле.

Изображение слайда

Слайд 22: Поль Анри Гольбах (1723-1789)

Систематизировал взгляды французских материалистов. Считал что человек – это часть природы. Благодаря высокой телесной организации человек наделен способностью чувствовать, мыслить и действовать. Первой способностью человека являются ощущения. Все другие вытекают из них. Ощущения через сознание переходит в восприятие. В качестве движущих сил наших страстей, воли, тела и мышления выступают потребности. Потребности человека беспрерывны, что объясняет его постоянную активность. О психических состояниях человека мы можем судить по внешним проявлениям, поступкам и поведению, которыми они сопровождаются и причиной которых являются. Мысль о возможности изучения душевных явлений открывала реальный путь к научному экспериментированию в области психических процессов.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Эмпирический период в истории психологии: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации