Первый слайд презентации: История развития представлений о предмете психологии. Основные направления в психологии
1. Психология как учение о душе 2. Психология как наука о явления сознания (конец XIX - начало XX века) 3. Период «открытого кризиса» (10-е -30-е гг. XX века): Гештальтпсихология – феноменальное поле Бихевиоризм – поведение Психоанализ – неосознаваемые процессы Культурно-историческая психология – высшие психические процессы 4. Период «затухания» борьбы психологических школ ( 30-50-е гг. ХХ века ): размывание границ между школами, изменение прежних направлений в психологии 5. Современный период развития психологии (60-е г. до настоящего времени): Появление новых направлений: Гуманистическая психология – самоактуализация Когнитивная психология – познавательные процессы
Слайд 3: Психология как учение о душе
Появление психологических проблем в рамках философии: Античность : природа души, соотношение души и тела, смертность души, принципы познания, структура души, детерминация действий человека и др. ( Демокрит, Платон, Аристотель) Душа – объяснительное понятие для всех жизненных явлений: психические (душевные) явления = непсихические (физиологические) процессы Учение о душе развивается в борьбе материалистического и идеалистического способов объяснения Рене Декарт ( 1596-1650 гг.): критерий психического – непосредственная данность психических процессов сознанию
(1832- 1920) Психология как самостоятельная наука – с 1879 г. ( открытие В. Вундтом экспериментальной психологической лаборатории в г. Лейпциге ) Предмет психологии – непосредственный опыт (явления сознания) Метод психологии – интроспекция, включенная в специально организованные экспериментальные процедуры
Слайд 5: Психология как наука о явлениях сознания (2)
Задачи психологии : Описать свойства сознания Найти простейшие элементы сознания Выделить связи элементов друг с другом и найти их законы Элементы сознания : Ощущения – объективные элементы сознания (качество, интенсивность, протяженность) Чувства – субъективные элементы сознания: удовольствие – неудовольствие возбуждение – успокоение напряжение – разрядка
Слайд 6: Свойства сознания
Свойства сознания ( В.Вундт, Э.Титченер, У. Джеймс): Не существует индивидуального сознания независимого от своего обладателя Содержание сознания изменчиво Содержание сознания непрерывно Сознание селективно Структура сознания: граница сознаваемого, поле сознания, фокус сознания Объем поля сознания, объем фокуса сознания Ритмичность сознания Насыщение сознания (акт апперцепции) Два класса процессов сознания: произвольные и непроизвольные
Слайд 7: Гештальтпсихология
Гештальтпсихологи : М. Вертгеймер (1880-1944); К. Коффка (1886-1941); В. Келер (1887-1967); К. Левин (1890-1947) Критика В. Вундта за атомизм Предмет психологии – целостное феноменальное поле (совокупность переживаний в данный момент) Гештальт – целостная форма, структура Первичность целостных форм, определяющих, элементарные свойства и процессы Принципы организации восприятия
Слайд 8: Бихевиоризм
Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958) « Психология с точки зрения бихевиориста » ( 1913 г.) Предмет психологии – поведение Метод психологии – эксперимент Основная задача психологии – изучение процессов научения Основная «формула» бихевиоризма : S (стимул) R ( реакция)
Слайд 9: Основные положения теории научения
Индивид рождается с ограниченным репертуаром рефлексов Этот набор реакций может быть дополнен путем научения При научении у всех живых существ действуют одни и те же законы Скрупулезно контролируя S – R в детстве, можно сформировать устойчивые реакции, т.е. устойчивые особенности психики ребенка
Слайд 10: Научение
Классическое ( респондентное ) обусловливание Безусловный стимул Безусловная реакция Условный стимул
Слайд 12: Исследование маленького Альберта Эксперимент Дж. Уотсона, Р. Райнер, 1920
НС (нейтральный стимул) – контакт с белой крысой БС (безусловный стимул) – громкий звук БР (безусловная реакция) – страх Процедура исследования : Контакт с белой крысой (НС) Отсутствие негативных реакций Прикосновение к белой крысе, взгляд на нее (НС) Громкий звук (БС) Страх (кричит, уползает) (БР) Контакт с белой крысой (УС – условный стимул) Страх (УР –условная реакция) Страх был сформирован за 6 сессий в течение недели
Слайд 13: Вопросы
Будут ли вызывать страх нейтральные объекты, сходные с тем, на который реакция страха была сформировано изначально? - Да, генерализация страха Насколько устойчива во времени выученная реакция страха? – Контроль через 5 и 31 день С помощью каких методов можно погасить сформированную реакцию страха? через наблюдение и имитацию разобусловливание
Слайд 14
Ключевые этапы угашения страха перед белым кроликом (М.К. Джонс) Питер (поедая сладости) спокойно реагирует на: кролика в клетке в каком-нибудь месте игровой комнаты кролика в клетке на расстоянии 12 шагов кролика в клетке на расстоянии 4 шагов кролика в клетке на расстоянии 3 шагов кролика в клетке в непосредственной близости от себя кролика, выпущенного из клетки прикосновение к кролику, когда экспериментатор держит кролика прикосновение к кролику, кролик свободно гуляет по комнате сопротивление кролика, в которого бросают предметы и дразнят позволяет поднести кролика к своему стулу садится на корточки рядом с кроликом помогает экспериментатору сажать кролика в клетку держит кролика на коленях остается один в комнате с кроликом пускает кролика на свой игровой коврик ( play pen ) нежно ласкает кролика позволяет кролику погрызть себя за палец
Слайд 15: Система воспитания
Жесткий режим ( сон, питание, прогулки, туалет и т.д. – строго по расписанию ) Выполнение строгих правил (ребенок плачет – не брать на руки, не утешать, не менять пеленки и др. ) Родители – дети: как можно меньше телесной и душевной близости
Слайд 17: Практические следствия
Преодоление вредных зависимостей и вредных привычек ( сенсибилизация – усиление желательных реакций на стимул; десенсибилизация – устранение нежелательных реакций (например, страха, напряжения) Предотвращение tumor anorexia. Зная о легкой связи тошноты и вкуса предшествующей пищи, можно предотвращать ее формирование в результате химиотерапии, морской болезни и т.п. заболеваний
Слайд 19: Беррес Фредерик Скиннер (1994 – 1990)
Человек – это опыт, приобретенный в течение жизни Внешнее окружение – ключевой фактор человеческого поведения Не следует задумываться над структурами и процессами, скрытыми в «разуме» Необходимо, чтобы изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить
Слайд 20: Теория оперантного обусловливания
Респондентное обусловливание Оперантное обусловливание Нейтральное/случайное поведение Подкрепление Выученная реакция
Слайд 21: Подкрепление и наказание
Подкрепление – это последствие, повышающее в будущем вероятность того поведения, за которым оно следует Положительное подкрепление ( появление приятного стимула) Отрицательное подкрепление ( удаление неприятного стимула ) Наказание – это последствие, понижающее в будущем вероятность того поведения, за которым оно следует «Позитивное» наказание (д обавление чего-то неприятного) «Негативное» наказание (о тмена чего-либо приятного)
Слайд 22: Режимы подкрепления
Интервальные режимы режим с фиксированным интервалом режим с произвольным интервалом Режимы пропорционального подкрепления режим с фиксированным соотношением режим с произвольным соотношением
Слайд 23
«Дайте мне положительно выраженное обусловливание... и я выдам вам нужного человека!» ( Б.Скиннер )
Слайд 24: Суеверное поведение
«Суеверное» поведение голубей: подкрепление, не зависящее от обстоятельств Голуби получали подкрепление каждые 15 секунд, вне зависимости от того, что они делали Новые формы поведения, которые не имели ничего общего с получением пищи. Голуби вели себя так, как если бы определенное действие порождало пищу; т. е. они стали «суеверными»
Слайд 25: Обучение методом успешного приближения
Крыса рядом с рычагом Крыса смотрит на рычаг Крыса подпрыгивает к рычагу …..
Слайд 27: Практическое применение
Б. Скиннер согласен, что " голуби - это не люди ", но указывает на то, что его идеи уже нашли практическое применение в школах (обучающие машины), психиатрических больницах, тюрьмах ( процент рецидивов снизился с 85% до 25%«) и бизнесе ( транспортная фирма Emery Air Freight, сэкономила за год 600 000 долларов)
Слайд 28: Модификация поведения
Система жетонов позволяет немедленно наградить ребенка за каждый успех, а когда он соберет все жетоны, например, пять штук, он может получить доступ к любимому занятию или предмету
Слайд 29: Система воспитания
« Если мать подходит к ребенку только тогда, когда он ревет, она дает подкрепление его капризничанью. Но когда она подходит к нему, когда он счастлив и, может, при этом мягко говорит: "Мама", то ребенок будет всегда говорить с ней таким же тоном» ( Б. Скиннер ) Любить ребенка надо тогда, когда он делает что-то правильно
Слайд 30: Критика взглядов Б. Скиннера
Карл Роджерс : « помимо и превыше тех обстоятельств, которые управляют всеми нами, существует внутренний опыт свободы выбора, который очень важен. Эту вещь Скиннер никак не хочет признать » Ролло Мэй считает, что Скиннер является тоталитаристом, даже не подозревая об этом. «Я никогда не мог найти в системе Скиннера места для бунтаря. А ведь способность бунтовать является существенной в конструктивном обществе»
Слайд 31: Необихевиоризм
Введение понятия « промежуточные переменные »: намерения, ожидания, знания, цели Поведение – не сумма реакций, а целостный («молярный») феномен Латентное научение Эдвард Чейс Толмен (1886 – 1959) Стимул Реакция Промежуточные переменные
Слайд 32: Теория социального научения
Модель взаимодействия взаимозависимых детерминант Личностные факторы (вера, ожидание, самовосприятие ) Поведение Внешняя среда Альберт Бандура ( 1925-1988)
Слайд 33: Научение через моделирование (научение через наблюдение)
Виды научения через моделирование: Имитационное Абстрактное моделирование Креативное моделирование Личность Наблюдаемая модель поведения Поведение
Слайд 34: Виды подкрепления
Прямое подкрепление Косвенное подкрепление Самоподкрепление Эксперимент с куклой Бобо
Слайд 35: Концепция самоэффективности
Самоэффективность – чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях
Слайд 36: Факторы, влияющие на формирование самоэффективности
Собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми и их достижениями Вербальное подкрепление или наказание т.е. высказываемые другими убеждения в том, что человек обладает способностями, необходимыми для достижения цели Психологическое, эмоциональное состояние (оценка своего эмоционального состояния – спокойствие, воодушевление, усталость или переживание страха, напряжения – влияет на оценку собственных поведенческих способностей)
Слайд 37: Самоэффективность и успех в деятельности
Самоэффективность Достижения Планы, цели, усилия
Слайд 42: Оценка бихевиоризма
Что ценного внес поведенческий подход в психологическую науку ? Каковы основные направления критики теорий научения?