Физическое развитие детей. Практическое занятие — презентация
logo
Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие.
  • План занятия
  • Обучающие Интернет ресурсы
  • Соматометрические методы оценки
  • Последовательность антропометрии
  • Длина тела (см)
  • Горизонтальный ростомер
  • Рост (см)
  • Вертикальный ростомер / стадиометр – прикреплен к стене
  • Рост (см)
  • Ростомер вертикальный (см)
  • Масса тела (кг)
  • Измерение массы тела у детей старше года
  • Измерение окружностей (см)
  • Окружность головы (см) оборудование – сантиметровая лента
  • Окружность грудной клетки (см)
  • Окружность грудной клетки (см)
  • Дополнительные антропометрические методы исследования
  • Окружности плеча, талии, бедра, голени
  • Окружности талии
  • Калиперометрия. Места измерения
  • Калиперометрия, мм
  • Измерили получили цифры что дальше?
  • Алгоритм оценки антропометрических данных
  • Алгоритм оценки ФР
  • №1. Тактика педиатра при оценке показателей роста
  • № 2. Оценка массы тела
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Таблицы сигмальных отклонений
  • среднее арифметическое значение параметра (М) величина среднего квадратического отклонения ( S – сигмальное отклонение или SD – standard deviation или СО –
  • Тактика педиатра при оценке показателей роста
  • Таблицы сигмальных отклонений
  • Таблицы сигмальных отклонений
  • Таблицы сигмальных отклонений
  • Непараметрический метод = центильные таблицы
  • Непараметрический метод ( центильный метод)
  • Непараметрический метод = центильные таблицы
  • Тактика педиатра при оценке показателей роста
  • Гармоничность физического развития
  • Оцениваем динамику развития
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Программный комплекс ВОЗ
  • Как работает:
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Можно построить индивидуальный график и распечатать
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Цветовое кодирование программы Antro
  • Соответствие перцентилей и Z-score
  • Интерпретация данных из программы Antro
  • Если есть программное обеспечение, зачем все остальное?
  • Аккредитация врача педиатра
  • В заключение осмотра, необходимо оценить ФР по центильным таблицам, его соответствие возрасту и гармоничность
  • Индексы Эмпирические формулы
  • Эмпирические формулы – когда нет таблиц и программы Антро …
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Индекс массы тела (ИМТ), кг/м2
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Оценить физическое развитие
  • Девочка 3 г. Рост = 95 см, масса тела – 15 кг,
  • Оценить физическое развитие
  • Девочка 3,5 г. Рост = 94 см, масса тела – 15 кг,
  • Девочка 3,5 г.
  • Мальчик, 6 лет. Рост = 120 см, масса тела – 18 кг
  • Мальчик, 6 лет.
  • Мальчик, 6 лет. Рост = 120 см, масса тела – 18 кг
  • Мальчик, 6,5 лет. Рост = 135 см, масса тела – 25 кг
  • Оценка полового развития
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Физическое развитие детей. Практическое занятие
  • Методика объективного исследования полового развития
  • Спасибо за занятие
1/79

Кафедра пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за ребенком

Изображение слайда

Слайд 2: План занятия

Методы оценки физического развития ребенка: Соматометрические методы: Рост Масса тела ИМТ Окружности груди, головы, плеча.. Оценка физического развития ребенка: Оценка параметрическим методом – Оценка непараметрическим методом – С использованием программного обеспечения Fmza.ru : Оценка практических навыков в симулированных условиях (аккредитация педиатра) или зачем нам эти знания Пишем заключение по ФР Примеры

Изображение слайда

Слайд 3: Обучающие Интернет ресурсы

https://www.who.int/childgrowth/training/ru/

Изображение слайда

Слайд 4: Соматометрические методы оценки

Стандартно для оценки ФР измеряем: длина тела (лежа)/ рост (стоя) масса тела (вес у продукта!!!) окружность грудной клетки. У детей раннего возраста дополнительно определяют: окружность головы.

Изображение слайда

Это тоже имеет значение! Одежда для нас = защита!!! Раздеваем частями Ведь Вы БОЛЬШОЙ, В БЕЛОМ ХАЛАТЕ И «НАВЕРНО СДЕЛАЕТЕ БОЛЬНО!»

Изображение слайда

Слайд 6: Длина тела (см)

Измерение длины тела ребенка первого года жизни (пока ребенок не научится устойчиво стоять) осуществляется лежа. Положите ребенка на спину на горизонтальную поверхность – горизонтальный ростомер (дома - пеленальный столик). Придерживайте ножки ребенка, чтобы они были выпрямлены и прижаты друг к другу, колени выпрямлены! (измерения будут точнее, если голова ребенка должна упираться в неподвижный бортик, нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости). Подвижную часть ростомера плотно придвиньте к ступням Посмотрите результат, запишите в медицинскую карту. Если Вы измеряете длину тела дома: - Поставьте отметки на уровне верхней точки головы (темени) и на уровне пяток и измерьте получившееся расстояние Подвижная часть

Изображение слайда

Слайд 7: Горизонтальный ростомер

Изображение слайда

Слайд 8: Рост (см)

Снимите обувь и встаньте спиной к Ростомеру (дома – к стене) Опустите руки вдоль тела, расправьте плечи, выпрямите спину. Ноги должны быть выпрямлены, пятки сомкнуты. Держите голову прям о и смотрите перед собой. Пятки, выступающие час ти ягодиц, лопатки должны касаться ростомера / стены. После принятия нужного положения, установите подвижную часть ростомера (дома - ровный плоский предмет: дощечку или книгу) по верхней точке головы, приминая при этом волосы, так как они могут добавлять до 1-2 см к росту. На уровне нижнего края подвижной части ростомера (или дощечки) Вы найдете искомую цифру (дома- ставится отметка на стене) Запишите результат в медицинскую карту (дома - измеряется получившееся расстояние от пола до отметки)

Изображение слайда

Слайд 9: Вертикальный ростомер / стадиометр – прикреплен к стене

Важные моменты

Изображение слайда

Слайд 10: Рост (см)

Попросите ее отвлечь внимание ребенка, при необходимости успокоить его и сообщить вам, если ребенок изменит позу. Расположите голову ребенка так, чтобы воображаемая горизонтальная линия от ушного канала до нижнего края глазницы проходила параллельно основанию доски. Для того, чтобы удержать голову в этом положении, придержите ребенка за подбородок большим и указательным пальцами. При необходимости слегка надавите на живот, чтобы помочь ребенку выпрямиться в полный рост. Удерживая голову ребенка в таком положении, другой рукой опустите надголовник на голову так, чтобы он прижимал волосы. Прочитайте показание и запишите рост ребенка в сантиметрах с точностью до последнего целого 0,1 см Помните: если ребенку, чей рост вы измерили, меньше 2 лет, прибавьте к росту 0, Убедитесь в том, что мерная доска для измерения роста стоит на ровной поверхности. Проверьте, сняты ли обувь, носки и украшения с головы. Необходимо находиться на одном уровне с ребенком Помогите ребенку встать на неподвижное основание доски, Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки должны касаться вертикальной доски. Попросите мать держать колени и лодыжки ребенка так, чтобы ноги ребенка были выпрямлены и он стоял всеми ступнями, касаясь пятками и икрами вертикальной доски.

Изображение слайда

Слайд 11: Ростомер вертикальный (см)

Возможности вертикального ростомера: Оценить рост сегментарно, и говорить о пропорциональности развития На представленном ростомере можно определить рост СИДЯ! (длина нижнего сегмента определяется как разность между ростом сидя и стоя) Зачем? Сопоставляются верхний и нижний сегменты, либо один из сегментов по отношению к росту Цель : диагностика хондродисплазии (длина нижнего сегмента (ноги)

Изображение слайда

Детей младшего возраста взвешивают на специальных весах с тарированием Включить электронные весы, дождаться обнуления Раздеть ребенка (снимаем даже подгузник!) Положить на весы индивидуальную пеленку, и нажать кнопку - сбросить тару (если этой функции нет – запомнить вес пеленки, затем его вычесть из общей цифры) Взвесить ребенка, записать массу тела в медицинскую карту

Изображение слайда

Попросите мать помочь ребенку снять обувь и верхнюю одежду. Скажите ребенку, что он должен стоять, не двигаясь. Включите весы. Когда появятся цифры 0.0, весы будут готовы. Попросите ребенка встать на середину весов, ноги слегка врозь (на соответствующих нарисованных следах, если таковые имеются), и не шевелиться до тех пор, пока на дисплее не появится масса тела. Запишите массу тела ребенка с точностью до 0,1 кг

Изображение слайда

Слайд 14: Измерение окружностей (см)

Ребенок раздет! Можно раздевать частями, оголяя только тот сегмент, который будете измерять (особенно, если ребенок боится или в кабинете прохладно) Тогда возможно нарушить алгоритм, и сначала – измерить рост, затем постепенно раздевая, измерить окружности, и в последнюю очередь взвесить, когда ребенок будет полностью раздет

Изображение слайда

Слайд 15: Окружность головы (см) оборудование – сантиметровая лента

определяют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди – по надбровным дугам. Ленту накидывают в направлении от правой к левой височной области, и результат определяют надо лбом ВАЖНО: все украшения (заколка, лента, резинка…) из волос убрать!

Изображение слайда

Слайд 16: Окружность грудной клетки (см)

Окружность груди измеряют трижды : при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по средне-грудинной точке.

Изображение слайда

Слайд 17: Окружность грудной клетки (см)

У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу правильно Это для портных!!!

Изображение слайда

Слайд 18: Дополнительные антропометрические методы исследования

Эти методы нужны больше для оценки трофологического статуса (или статуса питания / или нутритивного статуса)

Изображение слайда

Слайд 19: Окружности плеча, талии, бедра, голени

Окружность плеча измеряется при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча. Окружность бедра измеряется в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги под ягодичной складкой перпендикулярно длине бедра. Окружность голени измеряется также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги в области наибольшего развития икроножной мышцы.

Изображение слайда

Слайд 20: Окружности талии

Окружность талии измеряется посередине между нижним краем нижнего ребра и вершиной подвздошного гребня. На практике талию при стройной фигуре наиболее правильно измерять в области наименьшей ее окружности, как правило, немного выше пупка. В случае, когда талия является выпуклой при наличии избыточной массы тела, то делается замер на 1,5–2 сантиметра выше пупка В соответствии с протоколом Всемирной организации здравоохранения ( WHO ) и международной целевой группы по ожирению (IOTF) показателем, характеризующим степень развития висцерального жира, является окружность талии

Изображение слайда

Слайд 21: Калиперометрия. Места измерения

Калиперометрия – измерение толщины кожно-жировой складки на определенных участках с помощью специального устройства – калипера. По данным калиперометрии на основе формулы J. Matiegka определяется жировой компонент массы тела. Измерение толщины кожно-жировой складки проводят на правой стороне тела.

Изображение слайда

Слайд 22: Калиперометрия, мм

Kожно-жировую складку плотно сжимают большим и указательным пальцами или тремя пальцами так, чтобы в ее составе оказались бы кожа и подкожный жировой слой. Пальцы располагают приблизительно на 1 см выше места измерения. Ножки калипера прикладывают так, чтобы расстояние от гребешка складки до точки измерения примерно равнялось бы толщине самой складки

Изображение слайда

Слайд 23: Измерили получили цифры что дальше?

Оценка антропометрических данных

Изображение слайда

Слайд 24: Алгоритм оценки антропометрических данных

Параметрический метод Непараметрический метод Программное обеспечение Индексы Эмпирические формулы 1. Пол ребенка 2. Возраст 3. Выбрать соответствующую таблицу и метод 4. Оценить ФР на данный момент жизни 5. Оценить динамику ФР

Изображение слайда

Слайд 25: Алгоритм оценки ФР

Оценить рост / длину тела ( ЦК – какой коридор в соответствии с возрастом и полом / Z – scor / Ϭ отклонения ) 2. Оценить массу тела (ЦК – какой коридор в соответствии с возрастом и полом / Z – scor / Ϭ отклонения) 3. оценить ИМТ (критерий диагностики расстройств питания) 4. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ (МИНИМУМ 2 ТОЧКИ ИЗМЕРЕНИЙ)

Изображение слайда

Слайд 26: 1. Тактика педиатра при оценке показателей роста

SDS Более -2 От -2 до -1 +/- 1 От +1 до +2 Более +2 Перцентиль До 3 3-15 15-85 85-97 97 и выше Оценка показателя Низко-рослость Ниже среднего норма Выше среднего Высоко-рослость Тактика педиатра Консульта-ция эндокринолога Диспансер- ное Наблюде-ние, следующее измерение – через ½ диспансер- ного срока Наблюдение не требуется, осмотр в диспансерные сроки Диспансер- ное Наблюдение, следующее измерение – через ½ диспансер- ного срока Консульта-ция эндокринолога

Изображение слайда

Слайд 27: 2. Оценка массы тела

Масса тела – самый чувствительный показатель ФР, с быстрой динамикой при заболеваниях и нарушениях питания. ОЦЕНИВАЕМ - адекватность питания - физическое развитие Недостаточная масса тела Вариант нормы Избыточная масса тела Таблицы: Масса тела к возрасту (до 5 лет) Масса тела к длине/росту

Изображение слайда

Слайд 28

Физическое развитие – МАРКЕР ДОСТАТОЧНОСТИ И АДЕКВАТНОСТИ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА Определение по центильным таблицам : крайние центильные коридоры – отклонение в развитии, требующее обследования Определение по сигмальным отклонениям: более 3 сигмальных отклонений – нарушения в развитие, требующие обследования в условиях эндокринологического отделения

Изображение слайда

Слайд 29: Таблицы сигмальных отклонений

Нашли строку возраст ребенка Из цифры среднего роста / веса / ИМТ / ОГК – вычли цифру измерения Разделить полученную разницу на сигму Получили отклонение +/ - сигма Оценили ФР

Изображение слайда

Слайд 30: среднее арифметическое значение параметра (М) величина среднего квадратического отклонения ( S – сигмальное отклонение или SD – standard deviation или СО – стандартное отклонение) преимущество – возможность оценки и описания резко выраженных отклонений от средних значений соматометрических показателей недостаток – нормальное ( Гаусс-Лапласовское ) распределение показателей относительно среднеарифметических величин Параметрический метод таблицы сигмальных отклонений

среднее арифметическое значение параметра (М) величина среднего квадратического отклонения ( S – сигмальное отклонение или SD – standard deviation или СО – стандартное отклонение) преимущество – возможность оценки и описания резко выраженных отклонений от средних значений соматометрических показателей недостаток – нормальное ( Гаусс-Лапласовское ) распределение показателей относительно среднеарифметических величин оценка показателей: М ± 1 S – средн и е от М+1,1 S до М+2 S – выше среднего от М+2,1 S до М+3 S – высокие выше М+3,1 S – очень высокие от М-1,1 S до М-2 S – ниже среднего от М-2,1 S до М-3 S – низкие ниже М-3,1 S – очень низкие Параметрический метод таблицы сигмальных отклонений

Изображение слайда

Слайд 31: Тактика педиатра при оценке показателей роста

SDS Более -2 От -2 до -1 +/- 1 От +1 до +2 Более +2 Перцентиль До 3 3-15 15-85 85-97 97 и выше Оценка показателя Низко-рослость Ниже среднего норма Выше среднего Высоко-рослость Тактика педиатра Консульта-ция эндокринолога Диспансер- ное Наблюде-ние, следующее измерение – через ½ диспансер- ного срока Наблюдение не требуется, осмотр в диспансерные сроки Диспансер- ное Наблюдение, следующее измерение – через ½ диспансер- ного срока Консульта-ция эндокринолога

Изображение слайда

Слайд 32: Таблицы сигмальных отклонений

Мальчик, 10 лет Рост =152 см МТ = 48 кг ОГК = 80 см Оценка ФР: Рост = 152 – 137,2 = 14,8/5,6 = + 2,64 σ Масса тела = 48-33,4 = 14,6/6 = + 2,43 σ Заключение: Физическое развитие очень высокое. Нуждается в консультации детского эндокринолога * форма 030-ПО/у-12 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего», 2012г.

Изображение слайда

Слайд 33: Таблицы сигмальных отклонений

Мальчик, 10 лет Рост =140 см МТ = 32 кг ОГК = 68 см Оценка ФР: Рост = +/- σ Масса тела = +/- σ Заключение: Физическое развитие среднее * форма 030-ПО/у-12 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего», 2012г.

Изображение слайда

Слайд 34: Таблицы сигмальных отклонений

Мальчик, 10 лет Рост =130 см МТ = 30 кг ОГК = 62 см Оценка ФР: Рост = - 1,3 σ Масса тела = +/- σ Заключение: Физическое развитие ниже среднего * форма 030-ПО/у-12 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего», 2012г.

Изображение слайда

Слайд 35: Непараметрический метод = центильные таблицы

Нашли строку возраст ребенка Определили к каким перцентилям / или в каком коридоре БЛИЖЕ измеренный у ребенка рост/ масса / ОГК Оценили ФР Важно – обращать внимание на пограничные центильные коридоры!

Изображение слайда

Слайд 36: Непараметрический метод ( центильный метод)

Центильные таблицы позволяют определить, какой порядковый номер занимает тот или иной антропометрический признак на стандартной шкале для возраста и пола ребенка. Оценка антропометрических показателей дается в зависимости от того, в какой коридор помещен признак: Область или «коридор» 1 (от 0 до 3 центиля ) – область очень низких величин. Специальное консультирование и обследование Область или «коридор» 2 (от 3 до 10 центиля ) область низких величин. Консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья Область или «коридор» 3 (от 10 до 25 центиля ) область величин ниже среднего. Область или «коридор» 4 (с 25 до 75 центиля ) область средних величин Область или «коридор» 5 (от 75 до 90 центиля ) область величин выше среднего Область или «коридор» 6 (от 90 до 97 центиля ) область высоких величин Область или «коридор» 7 (от 97 до 100 центиля ) область очень высоких величин. Специальное консультирование и обследование

Изображение слайда

Слайд 37: Непараметрический метод = центильные таблицы

Мальчик, 10 лет Рост =152 см Вес = 48 кг ОГК = 80 см Оценка ФР: Рост = 152 – 7 коридор (более 97 перцентиля) Масса тела = 48 кг – 7 коридор Заключение: Физическое очень высокое (высокорослость). К эндокринологу!

Изображение слайда

Слайд 38: Тактика педиатра при оценке показателей роста

SDS Более -2 От -2 до -1 +/- 1 От +1 до +2 Более +2 Перцентиль До 3 3-15 15-85 85-97 97 и выше Оценка показателя Низко-рослость Ниже среднего норма Выше среднего Высоко-рослость Тактика педиатра Консульта-ция эндокринолога Диспансер- ное Наблюде-ние, следующее измерение – через ½ диспансер- ного срока Наблюдение не требуется, осмотр в диспансерные сроки Диспансер- ное Наблюдение, следующее измерение – через ½ диспансер- ного срока Консульта-ция эндокринолога

Изображение слайда

Слайд 39: Гармоничность физического развития

Оценили центильный коридор для роста, массы тела и ИМТ Гармоничность физического развития определяется  на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то  физическое развитие  считается гармоничным; Более 2 единиц – дисгармоничным.

Изображение слайда

Слайд 40: Оцениваем динамику развития

1. должны быть несколько точек оценки ФР: - при рождении – для детей до года – ежемесячно От 1 до 2-х - каждые 3 месяца С 2-3 каждые 6 мес С 3-х лет ежегодно. Вопрос? У Мальчика 10 лет ( из примера ) – всегда развитие шло в 7 коридоре?

Изображение слайда

Слайд 41

Непараметрический метод = центильные графики, индивидуальный, вклеен в историю развития ребенка

Изображение слайда

Слайд 42

центильный график распечатан, вклеен в историю развития ребенка Отмечаем точкой, обводим точку кружочком Можно проследить динамику или набора или убыли массы тела /замедления или ускорения темпов роста / или набора массы тела

Изображение слайда

Слайд 43: Программный комплекс ВОЗ

https://www.who.int/growthref/tools/ru/ ВОЗ | Программное средство ВОЗ Anthro для... www.who.int  › growthref › tools https://www.who.int/growthref/tools/WHO_ AnthroPlus _setup.exe?ua=1 Наличие подключенного интернета к рабочему месту врача педиатра

Изображение слайда

Слайд 44: Как работает:

Изображение слайда

Слайд 45

Скачали программу Открыли графу – индивидуальная оценка Вводим паспортные данные +

Изображение слайда

Слайд 46

Вводим данные антропометрии Нажимаем « enter » Программа оценила ФР по Z - scor

Изображение слайда

Слайд 47

Физическое развитие ниже среднего Физическое развитие выше среднего

Изображение слайда

Слайд 48: Можно построить индивидуальный график и распечатать

Точкой программа отмечает измерение ребенка, относительно нормы

Изображение слайда

Слайд 49

Изображение слайда

Слайд 50: Цветовое кодирование программы Antro

Z- score ± 1 – средний антропометрический показатель Z- score от ± 1,1 до ± 2 – показатель оценивается, как выше или ниже среднего Z- score от ± 2,1 до ± 3 - показатель оценивается, как высокий или низкий

Изображение слайда

Слайд 51: Соответствие перцентилей и Z-score

Z-score Перцентиль 3 99,8 2 97,7 1 84,1 0 медиана 50 -1 15,9 -2 2,3 -3 0,1

Изображение слайда

Слайд 52: Интерпретация данных из программы Antro

показатели Z Длина тела/рост к возрасту Масса тела к возрасту Масса тела к длине/росту ИМТ к возрасту +3 и более высокорослость Избыточная масса тела Избыточная МТ Избыточная МТ Вариант нормы От +2,1 до +3 +2 до +1 Вариант нормы Вариант нормы Риск избыточной МТ Риск избыточной МТ О медиана От -1 до -2 Вариант нормы Вариант нормы Легкая НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПИТАНИЯ Легкая НП От -2 до -3 Низкорослость может свидетельствовать о хронической БЭН НЕДОСТАТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА Умеренная НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПИТАНИЯ Умеренная НП -3 и более Тяжелая НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПИТАНИЯ Тяжелая НП

Изображение слайда

Слайд 53: Если есть программное обеспечение, зачем все остальное?

Изображение слайда

Слайд 54: Аккредитация врача педиатра

Станция – «Здоровый ребенок» Навыки общения, начала осмотра, получение информированного согласия Оценка ФР (навыки антропометрии и ее оценки) Оценка состояния здоровья ( физикальный осмотр) Возможности профилактической вакцинации Возраст: 1 месяц 3 месяца 9 месяцев 6 лет Вы – врач педиатр участковый ОЦЕНКА ВАС КАК СПЕЦИАЛИСТА ПО ЧЕК ЛИСТУ НЕЗАВИСИМЫМИ ЭКСПЕРТАМИ ПОД КАМЕРАМИ

Изображение слайда

Слайд 55: В заключение осмотра, необходимо оценить ФР по центильным таблицам, его соответствие возрасту и гармоничность

Изображение слайда

Слайд 56: Индексы Эмпирические формулы

Изображение слайда

Слайд 57: Эмпирические формулы – когда нет таблиц и программы Антро …

Лекция 1. Проф. В.П. Новикова

Изображение слайда

Слайд 58

Мальчик, 4 мес Масса при рождении 3,635 кг Длина 53 см Масса тела в 4 мес. 6,825 кг, Длина 65 см Это норма? (Вы не на приеме, Вы в гостях, и это вопрос от подруги/ друга ) Девочка, 3 года. Масса тела при рождении 4,050 кг, длина 56 см Масса тела в 3 года – 9 кг, рост 89 см А это норма?

Изображение слайда

Слайд 59

Мальчик, 4 мес Масса при рождении 3,635 кг Длина 53 см Масса тела в 4 мес. 6,825 кг, Длина 65 см Это норма? (Вы не на приеме, Вы в гостях, и это вопрос от подруги/ друга ) Масса при рождении и длина тела – в пределах возрастных норм. В 4 мес - ЭМПИРИЧЕСКИ: 3,635 + 600 (ЗА 1 МЕС) + 800х3 (2 и 3 месяцы) = 5,835 + 800 за 4 мес - т.е. масса тела этого ребенка в пределах нормы ИЛИ удвойте массу тела при рождении – ЕМУ УЖЕ 4 МЕС = 7,200 …

Изображение слайда

Слайд 60

Девочка, 3 года. Масса тела при рождении 4,050 кг, длина 56 см Масса тела в 3 года – 9 кг, рост 89 см А это норма? Масса тела уже к году должна быть более 10 кг (утроить должна), а девочки 3 года… Рост – 56 + 25 см за 1 год + 12 см за 2 год + 7 см за 3 год = около 100 см… Эмпирически

Изображение слайда

Слайд 61

Удобно, если нет ничего под рукой Мальчик 7 лет Рост 100 см. Как считать: 130 – 8, т.е. около 20 см дефицит Девочка 6 лет Масса тела 32 кг Как считать: 19 кг+ 3= 22 кг (+10 кг избыток!!!)

Изображение слайда

Слайд 62: Индекс массы тела (ИМТ), кг/м2

скрининговой оценки нутритивного статуса является массо-ростовой индекс Кетле 2 ( body mass index – BMI), значение которого определялось путем деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м 2 ). ВОЗ разработаны таблицы и графики для детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет.

Изображение слайда

Слайд 63

Индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле II ) — отношение массы тела (кг) к квадрату длины тела (м). Например, рост мальчика 12 лет 143 см, масса тела 35 кг. ИМТ =35/1,43 2 =17,1 кг/м 2 Аналогично оценке состояния упитанности центильным методом при определении индекса Кетле II в 4 центильном коридоре констатируется «средняя» степень упитанности, в 3 — «ниже среднего», 2 — «низкая», 1 — «очень низкая», 5 — «выше среденого », 6 — «высокая», 7 — «очень высокая» степень упитанности. Центильные распределения для ИМТ находятся в Приложении № 8. Например, ИМТ мальчика 12 лет, равный 17,1 кг/м 2 находится в 4 центильном коридоре. Таким образом, констатируется «средняя» степень упитанности.

Изображение слайда

Слайд 64

Индексы пропорциональности отражая меняющиеся с возрастом пропорции тела, являются одним из маркеров биологической зрелости ребенка. Они определяются соотношением отдельных длинников тела: длина ноги (см)/высота верхнего лица (см)*100 ; высота верхнего лица (см)/длина тела (см)*100 ; длина ноги (см)/длина тела (см)*100 ; соотношение окружность головы (см)/длина тела (см)*100. Определение соотношения роста сидя и стоя: Рост сидя (см) / рост стоя (см) *100%. Нормальные значения: 3 года – 57 %, в 12 лет у девочек и около 15 лет у мальчиков – 52%. Значения этого индекса увеличивается при врожденных нарушениях роста костей ( гипохондроплазия ) и уменьшается у подростков с некоторыми формами гипогонадизма. Индекс Пирке ( Бедузи ) : ((длина тела стоя – длина тела сидя)(см) / длина тела сидя (см))*100 В период детства индекс изменяется от 55-60% до 90-95%. Для оценки методов индексов необходимо воспользоваться специальными таблицами.

Изображение слайда

Слайд 65: Оценить физическое развитие

Девочка, 3 года Рост 95 см Масса тела 15 кг Мальчик 6 лет Рост 120 см Масса тела 18 кг Девочка,3,5 года Рост 94 см Масса тела 15 кг Мальчик 6,5 лет Рост 135 см Масса тела 25 кг

Изображение слайда

Слайд 66: Девочка 3 г. Рост = 95 см, масса тела – 15 кг,

Физическое развитие среднее. (для аккредитации гармоничное) ЦК – рост 4 Масса – 4 SD рост +0, 69 Ϭ Масса + 1,4 Ϭ

Изображение слайда

Слайд 67: Оценить физическое развитие

Девочка, 3 года Рост 95 см Масса тела 15 кг Мальчик 6 лет Рост 120 см Масса тела 18 кг Девочка,3,5 года Рост 94 см Масса тела 15 кг Мальчик 6,5 лет Рост 135 см Масса тела 25 кг

Изображение слайда

Слайд 68: Девочка 3,5 г. Рост = 94 см, масса тела – 15 кг,

Физическое развитие среднее * (пограничные данные, требующие наблюдения) ЦК – рост 3 Масса – 4 SD рост - 0, 6 8 Ϭ Масса + 0,43 Ϭ

Изображение слайда

Слайд 69: Девочка 3,5 г

Масса тела к росту Масса тела к возрасту

Изображение слайда

Слайд 70: Мальчик, 6 лет. Рост = 120 см, масса тела – 18 кг

Физическое развитие среднее, дефицит массы тела ЦК – рост 5 Масса – 3 Огр – 3 SD рост +1,38 Ϭ Масса - 1,44 Ϭ

Изображение слайда

Слайд 71: Мальчик, 6 лет

По отношению к возрасту ИМТ к возрасту Рост – норма Масса – дефицит 1 Z - score ИМТ - дефицит 2,58 Z - score Заключение: ФР среднее, умеренная недостаточность питания

Изображение слайда

Слайд 72: Мальчик, 6 лет. Рост = 120 см, масса тела – 18 кг

Физическое развитие среднее, дефицит массы тела по отношению к росту ЦК – рост 5 Масса – 3 SD рост +1,38 Ϭ Масса - 1,44 Ϭ

Изображение слайда

Слайд 73: Мальчик, 6,5 лет. Рост = 135 см, масса тела – 25 кг

Физическое развитие выше среднего, высокорослость ЦК – рост 7 Масса – 5 SD рост + 3,87 Ϭ Масса +2,96 Ϭ

Изображение слайда

Слайд 74: Оценка полового развития

Возраст начала нормального полового развития у мальчиков составляет 9–14 лет, у девочек – 8–13 лет. В мире наиболее простым методом оценки полового развития является оценка полового развития по Таннеру (приложения 13, 14). При появлении признаков полового развития в более раннем возрасте – у мальчиков до 9 лет, у девочек до 8 лет – диагностируют преждевременное половое развитие. Критериями задержки полового развития служит отсутствие вторичных половых признаков у мальчиков старше 14 лет, у девочек старше 13 лет. При преждевременном половом развитии или задержке полового развития ребёнок незамедлительно должен быть направлен к детскому эндокринологу на консультацию.

Изображение слайда

Слайд 75

Стадия Возpаст (годы) Степень развития гениталий Объем яичка (см 3 ) Размеpы полового члена (см) Степень оволосения Длина Диаметр Лобковое Аксиллярное На лице I-а 7-10 GI 1-3 3,5-4,5 1,0-1,5 PI AI FI I-б 11-13 GII 4-6 4,0-4,5 1,5-2,0 PI АI FI II 12-14 GII 6-10 4,0-5,0 1,5-2,0 PII AI FI III 13-15 GIII 12-15 5,0-7,0 2,5-3,0 PIII AII FII IV 14-16 GIV 15-25 6,0-9,0 3,0-4,0 PIV AIII FIII V 16-18 GV 15-25 6,0-12,0 3,5-5,5 PV AIII FIV Оценка стадии полового pазвития здоровых мальчиков (J.Тanner,1980; Л.М. Скоpодок, О.H. Савченко, 1984). Оценка стадии полового pазвития здоpовых девочек (J. Tanner, 1969, S. Frasier, 1980). Стадия полового развития Гpудные железы (Ма) Оволосение Menarсhe (Ме) Возpаст Лобковое (P) Подмышечное (А) I-а МаI PI АI Mе нет до 9лет I-б МаII PI AI Ме нет 9-10лет II MаIII PII AI Mе нет 10-11лет III MаIV PIII-IV AII Menarche 12-13лет IV MаIV PIII-V AIII Овуляция 14-15лет V MаV PIV-V AIII 15-17лет

Изображение слайда

Слайд 76

Изображение слайда

Слайд 77

Изображение слайда

Слайд 78: Методика объективного исследования полового развития

Оценка физического развития (низкорослость, ожирение, евнухоидизм ) Осмотр наружных половых органов; у мальчиков – измерение размеров тестикул стандартным орхидометром типа Прадера. Оценка половой формулы Оценка стадии пубертата Пальпация щитовидной железы Неврологическое обследование ( обоняние, поля зрения, глазное дно, слух). Когнитивные функции, нарушения поведения Стигмы, характерные для различных синдромов.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Физическое развитие детей. Практическое занятие: Спасибо за занятие

Изображение слайда

Похожие презентации