Первый слайд презентации: История, предмет и задачи гигиены и экологии человека
Лекция
Слайд 2: Актуализация курса
Умения и знания в области гигиены и экологии человека, позволяют успешно достигать положительного эффекта в организации лечебно-диагностических и медико-профилактических мероприятий.
Слайд 3: Цели и задачи курса
Цель – подготовка медицинского работника, владеющего системой ЗУН, необходимых для профилактики, направленной на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья, формирование ЗОЖ. Задача – научить установлению связи между эколого-гигиеническими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья населения на этапах, когда эффективны медико-профилактические меры.
Слайд 4: Результат освоения курсом
О бучающийся овладеет навыками: давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды; проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
Слайд 5: Нормативно – правовая документация :
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ; «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ; «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» №73-ФЗ; «Об охране окружающей природной среды» №7-ФЗ; Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08;
Слайд 6: Нормативно – правовая документация :
СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений; СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
Слайд 7: Нормативно – правовая документация
Претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий.
Слайд 8: Решение ситуационных задач
1. Показания сухого термометра аспирационного психрометра 20°С, влажного 10°С. Найдите относительную влажность воздуха в производственном помещении. Дайте ей гигиеническую оценку. ( СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений)
Слайд 9: Решение ситуационных задач
Алгоритм решения задачи: По таблице «Значение влажности воздуха» определяем относительную влажность воздуха - первой графе указаны показания сухого термометра - по горизонтали - показания влажного термометра в месте их пересечения указана относительная влажность воздуха в процентах.
Слайд 10: Решение ситуационных задач
Значение влажности воздуха Относительная влажность воздуха равна 24 %.
Слайд 11: Решение ситуационных задач
Алгоритм решения задачи: Находим гигиенические нормативы параметров микроклимата производственных помещений ( СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений ).
Слайд 12: Оптимальные величины параметров микроклимата ( СанПиН 2.2.4.548-96)
Период года Температура воздуха, С Относительная влажность воздуха,% 22-24 40-60 21-23 40-60 Холодный 19-21 40-60 17-19 40-60 16-18 40-60 23-25 40-60 22-24 40-60 Теплый 20-22 40-60 19-21 40-60 18-20 40-60
Слайд 13: Решение ситуационных задач
Алгоритм решения задачи: Исходя из того, что по гигиеническим нормативам параметров микроклимата производственных помещений относительная влажность составляет 40 – 60 %, делаем вывод - относительная влажность равная 24 % в данной задаче не соответствует гигиеническим нормам.
Слайд 14: Решение ситуационных задач
2. Определите энергозатраты для рабочего-станочника 20 лет, рассчитайте для него физиологические потребности в белках, жирах, углеводах.(Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 )
Слайд 15: Решение ситуационных задач
Согласно разделу 3.2 указанной МР находим группу физической активности работника – III группа (1,9)
Слайд 16: Решение ситуационных задач
По таблице 5.1 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для мужчин» определяем энергозатраты и физиологические потребности в БЖУ.
Слайд 17: Решение ситуационных задач
Показатели (в сут.) Группа физической активности (коэффициент физической активности) Мужчины старше 60 лет I (1,4) II (1,6) III (1,9) IV (2,2) V (2,5) Возрастные группы 18—29 30—39 40—59 18—29 30—39 40—59 18—29 30—39 40—59 18—29 30—39 40—59 18—29 30—39 40—59 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Энергия и макронутриенты 1 Энергия *, ккал 2 450 2 300 2 100 2 800 2 650 2 500 3 300 3 150 2 950 3 850 3 600 3 400 <4 200 3 950 3 750 230 2 Белок, г 72 68 65 80 77 72 94 89 84 108 102 96 117 111 104 68 3 Жиры, г 81 77 70 93 88 83 110 105 98 128 120 113 154 144 137 77 4 Углеводы, г 358 335 303 411 387 366 484 462 432 566 528 499 586 550 524 335
Слайд 18: Решение ситуационных задач
Ответ: Энергозатраты, физиологические потребности в белках, жирах, углеводах для рабочего-станочника 20 лет составляют: 3 300 ккал. 94 г. 110 г. 484 г.
Слайд 19: Вопросы
Гигиена как наука. Законы гигиены. Методы гигиенического исследования. Санитария.
Слайд 21: Гигиены как наука
Цели медицины: в осстановление здоровья сохранение здоровья укрепление здоровья
Слайд 22: Гигиены как наука
Направления в медицине : лечебное (терапия) Профилактическое (гигиена)
Слайд 23: Гигиены как наука
Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, eгo работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
Слайд 24: Гигиены как наука
Гигиенические дисциплины: общая гигиена социальная гигиена коммунальная гигиена гигиена труда гигиена питания радиационная гигиена военно-морская гигиена гигиена физкультуры и спорта санитарная токсикология санитарная микробиология паразитология эпидемиология инфекционных болезней
Слайд 26: Методы гигиенического исследования
Среди факторов, влияющих на здоровье населения, выделяют: образ жизни (50 %), наследственность (20 %), окружающую среду (20 %), качество медицинской помощи (10 %).
Слайд 27: Методы гигиенического исследования
Метод гигиенического обследования объекта (сравнение условий существования с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных санитарных нарушений) Инструментально-лабораторный метод (исследование факторов окружающей среды, функциональных сдвигов, иллюстрирующих влияние этих факторов на организм) Санитарно-статистический метод (оценка уровня общественного здоровья в группе населения в связи с воздействием факторов среды) Экспериментальный метод (лабораторные и натурные исследования)
Слайд 29: Первый закон
Нарушение уровня здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими, психическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: а) источника вредности; 6) факторов или механизмов воздействия или передачи этого загрязнителя; в) восприимчивого организма.
Слайд 30: Второй закон
Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей. Люди оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения и социальные условия жизни.
Слайд 31: Третий закон
Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений.
Слайд 32: Четвертый закон
Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества.
Слайд 33: Пятый закон
Закон отрицательного воздействия загрязненной (дeнатурированной) окружающей среды на здоровье человека. При контакте человека с окружающей средой, загрязненной физиологическими выделениями, бытовыми и технологическими зaгрязнителями в количествах, превышающих нормативы, неизменно наступают изменения состояния здоровья.
Слайд 34: Шестой закон
Закон положительного влияния природной окружающей среды на здоровье человека. Природные факторы (солнце, чистый воздух, вода, пища) положительно влияют на здоровье людей и способствуют eгo сохранению и укреплению при разумном использовании.
Слайд 36: Санитария
Санитария – практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий. Цель — улучшить состояние здоровья населения, предупредить и исключить возникновение заболеваний, сделать условия жизни здоровыми, а жизнь более продолжительной. Задачи: практическое осуществление научных положений гигиены внедрение в практику гигиенических нормативов
Слайд 37: Санитария
Существует специальная структура, занимающаяся контролем за санитарным состоянием на государственном уровне – Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Слайд 38: Санитария
государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух основных формах: предупредительный санитарный надзор – проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства различных объектов; текущий санитарный надзор – проведение комплексных плановых и целенаправленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам.
Последний слайд презентации: История, предмет и задачи гигиены и экологии человека: Задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора :
гигиенический надзор за окружающей средой; санитарный надзор за условиями труда; гигиенический контроль за радиационной обстановкой; гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питания населения; санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и подростков; организация и проведение противоэпидемических мероприятий.