Исторический комментарий на уроках русского языка — презентация
logo
Исторический комментарий на уроках русского языка
  • Исторический комментарий на уроках русского языка.
  • Периодизация развития русского языка
  • Славянские языки
  • Законы развития языка
  • Внутриязыковые факторы
  • Система гласных фонем древнерусского языка эпохи первых письменных памятников
  • Сильные и слабые позиции редуцированных
  • Следствия утраты редуцированных
  • Следствия утраты редуцированных
  • Следствия утраты редуцированных
  • Следствия утраты редуцированных
  • Внутриязыковые факторы
  • Этапы развития русской графики:
  • Славянские азбуки
  • Здесь глаголицей написана известная пословица. Попробуйте прочитать её.
  • Кириллица
  • Числовое значение букв кириллицы
  • Этапы развития русской графики:
  • Этапы развития русской графики:
  • Реформа орфографии 1918 г.
  • Внутриязыковые факторы
  • Внутриязыковые факторы
  • История форм прошедшего времени
  • Эволюция гласных фонем
  • Основные отличия северного и южного наречий русского языка
  • Определите, северное или южное наречие русского языка представлено в следующих предложениях:
  • Изменения молодёжного жаргона в XX веке
  • Литература для подготовки к олимпиадам по русскому языку
  • Литература
  • Литература
  • Литература
  • Литература
  • Литература
  • Литература
1/34

Подготовка к олимпиадам по русскому языку

Изображение слайда

Изображение слайда

Изображение слайда

Язык развивается под влиянием как внутриязыковых, так и внеязыковых факторов. Внутриязыковые факторы связаны с функционированием системы языка. Внеязыковые факторы связаны с влиянием общества на язык.

Изображение слайда

Слайд 5: Внутриязыковые факторы

1. Закон системности: изменения на одном уровне языка отражаются на других его уровнях.

Изображение слайда

Слайд 6: Система гласных фонем древнерусского языка эпохи первых письменных памятников

Ряд Передний Непередний Подъём Верхний И Ы У Верхне-средний ять Средний Ь Э О Ъ Нижний А Ä Лабиализация Нелабиализованные Лабиализованные

Изображение слайда

Слайд 7: Сильные и слабые позиции редуцированных

Сильные позиции Слабые позиции В начальном слоге под ударением: шЬпътъ, тЪпътъ В абсолютном конце слова: домЪ, дьнЬ 2)В слоге перед слогом с редуцированным слабым: сЪнъ, отЬць 2) В слоге перед слогом с гласным полного образования: кЪто, чЬто 3) В соседстве с плавными Р и Л: вЪлкъ, смЬрть 3) В слоге перед слогом с редуцированным сильным: чЬтьць, дЬньсь В сильном положении Ъ и Ь прояснялись до гласных полного образования: Ъ →О, Ь →Е В слабом положении Ъ и Ь сокращались до Ø -звука и полностью утрачивались

Изображение слайда

Слайд 8: Следствия утраты редуцированных

1. Изменилась структура слога. Падение редуцированных прекратило действие закона открытого слога и закона слогового сингармонизма: Было: ле-дъ, ру-чь-ка Стало: лед, ру-чка 2. Появились новые морфемы. а) нулевое окончание. Было: стол-ъ, стол-а … Стало: стол- Ø, стол-а … Нулевое окончание стало показателем определённой грамматической формы. б) суффиксы, состоящие только из согласных. Было: кон-ьск-ий, нож-ьк-а, тем-ьн-ый, упор-ьств-о Стало: кон-ск-ий, нож-к-а, тем-н-ый., упор-ств-о

Изображение слайда

Слайд 9: Следствия утраты редуцированных

3. Появились беглые О и Е. СЪНЪ, ДЬНЬ – сон, день СЪНА, ДЬНЯ – сна, дня Беглость гласных превратилась из фонетического явления в морфологическое (в средство образования форм слова). Регулярно беглость гласных присутствует в суффиксе –ЕЦ (молодец – молодца), -К (ж.р.: шпаргалка – шпаргалок), -ЕК (горошек – горошка). 4. Появились и закрепились орфографически неэтимологические гласные в конце некоторых форм слов. Ср.: Р.п. мн.ч. ЗЕМЛЬ – ЗЕМЛ’ – ЗЕМЕЛЬ; СОСНЪ – СОСН – СОСЕН; СЕСТРЪ – СЕСТР- СЕСТЕР; СТЕКЛЪ – СТЕКЛ – СТЕКОЛ Им.п.ед.ч. ОГНЬ - ОГН’- ОГОНЬ; ВЕТРЪ – ВЕТР – ВЕТЕР

Изображение слайда

Слайд 10: Следствия утраты редуцированных

5. Ослабилось до Ø -звука безударное И в суффиксе инфинитива и в окончании 2 л. ед. ч. глаголов. ХОДИТИ – ХОДИТЬ, ХОДИШИ – ХОДИШЬ. Но под ударением гласный сохраняется: НЕСТИ, ВЕЗТИ, МЕСТИ. 6. Возникли новые группы согласных, в которых стали действовать позиционные изменения. СЪТИХАТИ – СТ’ИХАТИ - С’Т’ИХАТИ; НОЖЬКА –НОЖКА – НОШКА; СЪЖАЛЪ – СЖАЛ – ЖЖАЛ 7. Упростились группы труднопроизносимых согласных. СЬРДЬЦЕ – СЕРДЦЕ – СЕРЦЕ; ДЬБРЯНЬСКЪ – ДБРЯНСК – БРЯНСК. Также упростились сочетания ПЛ, СЛ, ЗЛ, ГЛ, БЛ, РЛ в формах глаголов прошедшего времени м.р.: НЕСЛЪ – НЕС (но: НЕСЛА - НЕСЛО – НЕСЛИ). Ср. также ВЕЗЛЪ, ОСЛЕПЛЪ, МОГЛЪ, УМЕРЛЪ, ПОГИБЛЪ

Изображение слайда

Слайд 11: Следствия утраты редуцированных

8. Звонкие согласные в конце слова стали оглушаться. Ср.: ДУБЪ – ДУБ – ДУП 9. Появилась соотносительность согласных по глухости/звонкости. В определённых фонетических положениях глухость/звонкость перестала играть смыслоразличительную роль: Было: КОЗЪ – КОСЪ (З/С) Стало: КОС – КОС (С)

Изображение слайда

Слайд 12: Внутриязыковые факторы

2. Закон традиции: Стремление языка к стабильности на определённом этапе

Изображение слайда

Слайд 13: Этапы развития русской графики:

1. Х– XI вв. – период древнейших письменных памятников, сосуществование глаголицы (40 букв) и кириллицы (43 буквы)

Изображение слайда

Слайд 14: Славянские азбуки

Изображение слайда

Слайд 15: Здесь глаголицей написана известная пословица. Попробуйте прочитать её

Изображение слайда

Слайд 16: Кириллица

Изображение слайда

Слайд 17: Числовое значение букв кириллицы

Изображение слайда

Слайд 18: Этапы развития русской графики:

2. XI–XVII вв. – использование кириллицы. В это время развитие русского письма проходило стихийно.

Изображение слайда

Слайд 19: Этапы развития русской графики:

3. XVIII–XX вв. – время государственных реформ письма: Петровская (1707 – 1710): исключены пси, кси, омега, ижица, юс (малый), ферт, земля, и-восьмеричное ( ижеи ) Академии наук 1735 г: исключены кси, ижица, зело; введены Э и Й; Академии наук 1738 г.: упорядочено применение I ( и-десятеричного ) Академии наук 1758 г.: восстановлена ижица Советская (1917 – 1918)

Изображение слайда

Слайд 20: Реформа орфографии 1918 г

Изображение слайда

Слайд 21: Внутриязыковые факторы

3. Закон аналогии: Уподобление менее продуктивных форм более продуктивным.

Изображение слайда

Слайд 22: Внутриязыковые факторы

4. Закон речевой экономии: Стремление к сокращению средств выражения на всех уровнях.

Изображение слайда

Слайд 23: История форм прошедшего времени

Простые формы Сложные формы Аорист Имперфект Перфект Плюсквамперфект одномоментное действие, целиком завершившееся в прошлом: Пришёл, увидел, победил длительное, повторяющееся, незаконченное действие в прошлом: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь состояние в настоящем, явившееся результатом совершённого в прошлом действия: Отцвели уж давно хризантемы в саду предпрошедшее действие: Сначала отец рассердился, но потом простил сына 1 нес-ох-ъ 2 нес-е 3 нес-е … 1 нес-ях-ъ 2 нес-яш-е 3 нес-яш-е … 1 есмь неслъ 2 еси неслъ 3 есть неслъ … 1 бяхъ неслъ 2 бяше неслъ 3 бяше неслъ … Утратился К XIII–XIV вв Утратился к XII–XIII вв Лёг в основу совр. прош. вр., вобрав в себя значения всех утратившихся форм Утратился к XVI – XVII вв

Изображение слайда

Слайд 24: Эволюция гласных фонем

и/е ā ō ă ŏ ŭ ū ē ĕ ĭ ī ДРЯ а о ъ+ ъ- ы, у ять е ь + ь - и СРЯ а о ы у е и

Изображение слайда

Слайд 25: Основные отличия северного и южного наречий русского языка

Признаки Северное наречие Южное наречие Фонетика Оканье: кОрОва, гОвОрю Аканье: кАрова, гАвАрю Взрывное Г: ноГа, дороГа Щелевое γ : но γ а, доро γ а Отсутствие j в некоторых формах прил. и глаголов: знаэт ( знаат, знат ), читат, новаа Наличие j : зна j ет, чита j ет, нова j я Грамматика Сущ. им.п. мн.ч. ср.р.: окн-а, пятн-а Сущ. им.п. мн.ч. ср.р.: окн-ы, пятн-ы Д. мн. = Т.мн : к домам, рядом с домам Д. мн. ≠ Т.мн : к домам, рядом с домами З л. мн.ч.: носят, любят З л. мн. ч.: носят ’, любят ’ Р.п. ед.ч. 1 скл.: у сестр-ы, без вод-ы Р.п. ед.ч. 1 скл.: у сестр-е, без вод-е Лексика Петух, свёкла, лаять… Кочет, бурак, брехать…

Изображение слайда

Слайд 26: Определите, северное или южное наречие русского языка представлено в следующих предложениях:

Мы ходили за грибам, за ягодам. Он мноγа песен знает. У моей жене пираγи вкусные, харашо наши бабы пираγи пекут’. Говорю тебе, облака непогоду несут! Озимь взошла, хороший урожай ожидам ! Сабаки брешут’, γ лянь в окны – γости не идут’?

Изображение слайда

Слайд 27: Изменения молодёжного жаргона в XX веке

Понятие 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е 2000-е Юноша Парень Мэн, пипл, кадр Чувак, кекс Персонаж, мужик, штрих Перец, пацан Крендель, чел Девушка Дефка Герла, коза Чувиха, бикса, матрёна Мочалка, баба Тёлка, грелка, цыпа Чикса, лавка Родители Папа и мама Пэренты Старики Предки, родичи Штрихи, шнурки Черепа Хорошо Клёво Класс, жирно Ништяк, супер Чётко, зыко Зашибись, круто Отпад, улётно Плохо Душно, стрёмно Голимо, фигня Облом, хрень Фуфло, шняга Отстой, беспонтово Ботва

Изображение слайда

Слайд 28: Литература для подготовки к олимпиадам по русскому языку

Изображение слайда

Слайд 29: Литература

Изображение слайда

Слайд 30: Литература

Изображение слайда

Слайд 31: Литература

Изображение слайда

Слайд 32: Литература

Изображение слайда

Слайд 33: Литература

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Исторический комментарий на уроках русского языка: Литература

Изображение слайда

Похожие презентации