Слайд 2
Микеланджело Меризи, названный Караваджо (1571—1610) – художник, революционным образом изменивший развитие европейской художественной культуры, своим мощным темпераментом открывший сферу искусства навстречу реальности, соединивший, словно небо и землю, сакральные смыслы и ценности с повседневностью и ее образами. Он первый разрушил идеализацию религиозных сюжетов и образов.
Слайд 3
Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства, основоположник реалистического направления. Одним из первых применил манеру письма «тенеброзо» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. Внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени. «Портрет Караваджо» работа Оттавио Леони, 1621г.
Слайд 4
Учился в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли. Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь. Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).
Слайд 5
Караваджо создавал свои образы, смело обращаясь к натуре, так как считал её единственным источником творчества. Интерес к вещественному миру приводит мастера к созданию одного из первых в европейской живописи натюрмортов. Корзина с фруктами Спокойная жизнь с цветами и фруктами
Слайд 7
Тщательное наблюдение натуры приводит Караваджо к созданию бытовых сцен. Темы для картин художник ищет на улицах, в кабачках и притонах. Гадалка Шулеры Музыканты
Слайд 8
Первые многофигурные картины «Шулеры», «Гадалка», «Музыканты». В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. «Гадалка» (ок. 1594, Лувр),
Слайд 9
«Шулеры», 1594 Герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.
Слайд 10
Особенно часто Караваджо пишет музыкантов. «Лютниста» художник считал лучшей своей картиной. Лютнист
Слайд 11
Изображенный на картине юноша – не аристократ: в его круглом лице присутствует даже некоторая грубоватость, несколько смягченная тем, что нежная кожа и по-девичьи изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. Это впечатление, из-за которого искусствоведы некоторое время были склонны считать персонаж картины девушкой, усиливают большие черные глаза под широкими бровями, полные губы, вьющиеся волосы, украшенные широкой лентой. Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками: об этом говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя.
Слайд 12
«Музыканты», 1595г. Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами.
Слайд 13
Специфическая особенность стиля Караваджо – «тенеброзо» -сценический свет, называемый «подвальным», «погребным». Из общего тёмного и нейтрального пространства свет выхватывает основное в сюжете полотна, обращая внимание зрителя на самые главные детали. Спящий Купидон Юноша с корзиной фруктов
Слайд 15
«Амур-победитель», 1601-1602г.г. Обычно Купидона изображали мальчиком почти совершенной красоты. Но у Караваджо резко индивидуален — очарователен, но не красив, неровные зубы проглядывают сквозь хитрую ухмылку — весь вид его больше напоминает уличного хулигана, чем божество. Зритель видит позирующего мальчика с пучком стрел, веселящегося над своими бутафорскими крыльями.
Слайд 17
Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов. («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 «Кающаяся Мария Магдалина»)
Слайд 18
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Героями его картин выступал простой народ, изгои общества, бедняки. За это художник постоянно подвергался критики. «Ужин в Эммаусе», 1601г.
Слайд 19
Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план. «Поцелуй Иуды», 1602г. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет – фонарь, который держит молодой человек справа Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм.
Череп, один из атрибутов Иеронима, иллюстрирует латинское изречение «memento mori» - «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью. Между этим символом и святым - развернутая Библия как путь, который надо пройти от жизни простого смертного к высотам духа. Вытянутая по горизонтали композиция, столь любимая художником, указывает на это длинное расстояние, но рука с пером сокращает его. «Святой Иероним», 1606г.
Слайд 22
Цикл из трех картин, посвященных жизни апостола Матфея («Апостол Матфей и ангел», «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея) становится поворотным в творчестве художника. Здесь во всей полноте проявляется сила его реалистического видения. В этих картинах Караваджо по-новому активизирует роль света в живописном пространстве и пластическую моделировку персонажей. Апостол Матфей и ангел
Слайд 24
св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом очень похожим на … (вспомните произведение!). «Призвание апостола Матфея» (1600). Изображает сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и
Слайд 26
Параллельно Караваджо создает свои знаменитые алтарные картины для церкви Санта Мария дель Пополо в Риме – «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла». Караваджо выстраивает эмоционально сильную драматургию, не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости. Распятие святого Петра
Слайд 27
Обращение Савла Острый драматический эффект в «Обращении Савла» достигается с помощью резких светотеневых контрастов. Необычный ракурс максимально приближает действие к зрителю и вызывает ощущение непосредственно развивающегося на его глазах события.
Слайд 30
Караваджо внес весомый вклад в развитие искусства эпохи Возрождения. Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Так, художника обвиняли в том, что он не придерживается традиционных канонов академизма, не выдерживал принятых принципов написания полотен. Однажды отказались принять на работу в церкви из-за картины «Успение Богоматери»(Смерть Марии)- апостол и Мария были изображены как простые люди, некогда торжественный момент превращен в трагедию. С другой стороны, он явился родоначальником собственного направления в живописи. «Успение Богоматери», 1605-1606г.г.
Слайд 31
«Усекновение головы Иоанна Предтечи», 1608г. В 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином. По заказу магистра Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra – брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать.
Слайд 32
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, рассказывают, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. «Воскрешение Лазаря» 1608-1609г.
Слайд 33
На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.
Слайд 34
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом «Семь деяний милосердия», 1607г.
Слайд 35
Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Веласкеса и Рембрандта. «Юдифь и Олоферн», 1599г. 31 июля 1610г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.
Слайд 40
Заболев римской лихорадкой, шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет. Работа в мифологическом жанре была отражением размышлений художника о слабости человеческой жизни. В ней проявился драматизм творчества Караваджо. Пробыв долгое время в больнице, покинув палату, еще не окончательно выздоровевшим, живописец приступил к работе. В тот период он был стеснен в средствах, поэтому пришлось обойтись без натурщика. Мастер писал автопортрет в образе древнегреческого персонажа Вакха: безжизненный потухший взгляд, бледная желтоватая кожа лица, слабые кисти держат гроздь уже подгнивающего винограда. Голова у Караваджо обвита вовсе не традиционным для изображения бога венком виноградных листьев, а увядшими листьями дерева неизвестной породы. Здоровый, красивый, цветущий бог вина у греков становится у итальянца непримечательным, мнимо серьезным, болезненным. Подлинный Вакх, по легенде, носит загар, как все жители божественного Олимпа, а персонаж на холсте вовсе лишен бронзового налета на коже. Художник будто бы глумится над собственным временным безобразием и бессилием, над земной природой людей, а заодно и над возвышенными идеалами Ренессанса.
Последний слайд презентации: Караваджо
Влияние Караваджо на европейскую живопись столь велико, что в начале XVII века возникает направление караваджизма, развивающегося параллельно с классицизмом и барокко. Поразительно новыми и привлекательными для европейских мастеров оказываются сильнейшая драматургия светотени, реализм образов и мизансцен, словно подсмотренных им в народной жизни, независимо от того относятся они к мифологическим или библейским сюжетам