Первый слайд презентации: Характеристика детей с нарушением слуха
способствует более полной предметности восприятия и его целостности; обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающем мире; дает возможность определить место возникновения звука в окружающей среде, направление движения источника звука, расстояние до него; способствует определению свойства предмета по его звучанию; обеспечивает моделирование ситуации на основе услышанных звуков; дает возможность воспринимать и понимать речь и контролировать собственную речь.
Слайд 3: Классификация нарушения слуха
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ. 4-я степень — границей между тугоухостью и глухотой считают потерю слуха в среднем на 90 дБ и больше.
Слайд 5: Дети с нарушением слуха
глухие позднооглохшие ранооглохшие Дети, родившиеся с нарушением слуха или потерявшие его до начала речевого развития (до 2-х лет) Дети сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух после 3-х лет Дети с нарушением слуха Слабослышащие Дети с частичной недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса.
Слайд 6: Ранооглохшие
Речь без специального обучения не развивается. Необходимо формировать : лексический запас; грамматический строй речи; диалогическую и монологическую речь; звукопроизносительную сторону речи; развивать речевой слух; восстановить речевое общение.
Слайд 7
Потеря слуха у детей сопровождается дисгармоническим развитием, деффектами опорно-двигаельного аппарата, задержкой моторного развития. Неслышащие дети школьного возраста отстают от сверстников в психофизиологическом развитии на 1-3 года.
Слайд 8: Позднооглохшие
Речь развивается в условиях естественного общения. После наступления глухоты необходимо: обучать чтению с губ обучать чтению с губ; коррегировать и совершенствовать звукопроизносительную сторону речи, грамматический строй речи; обогащать словарный запас; восстановить речевое общение.
Слайд 9: Слабослышащие
Речь развивается в условиях естественного общения, однако нарушение слуха определяет своеобразие развития речи. Необходимо: коррегировать и совершенствовать звукопроизносительную сторону речи; уточнять и обогащать словарный запас; формировать грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую речь.
Слайд 11: Двигательные ощущения
при частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными; у глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата; у детей с нарушением слуха отмечается некоторая дискоординация движений, неуклюжесть и неловкость их походки; двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью; двигательные ощущения для глухих – средство самоконтроля, база, на которой формируется устная речь.
Слайд 12: Особенности внимания
Объем внимания детей с нарушенным слухом меньше. У детей с нарушенным слухом меньшая устойчивость внимания, большая утомляемость. Глухие и слабослышащие переключаются медленнее, чем их слышащие сверстники. Плохослышащие не могут распределять внимание, т.е. одновременно слушать и писать.
Слайд 13: Особенности формирования речи у детей с нарушением слуха
Уровень речевого развития детей с нарушениями слуха зависит от: Степени Чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития. Времени Чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребенка. Условий При своевременном и адекватном начале коррекционной работы и ее систематическом проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребенка может быть максимально сближен с нормой.
Слайд 14: Особенности словаря детей с нарушением слуха
Количественная недостаточность словаря. По объему словарного запаса ребенок уступает среднему ученику массовой школы. В словаре глухого или слабослышащего ребенка может «не хватать» многих слов. И даже в средней школе учитель будет довольно часто обнаруживать это как в устных и письменных высказываниях детей, так и при чтении ими стихов, рассказов, сказок. Качественное своеобразие словаря. Проявляется в своеобразии воспроизводимого речевого материала, так как какие-то звуки ребенок не улавливает совсем, другие воспринимает неправильно, слышит только ударные части слова. Слова иногда используются не в том значении, в котором они употребляются в нашей обычной речи.
Слайд 16: Особенности памяти
Образная память у детей с нарушением слуха развита лучше, чем словесная. Словесная память имеет ряд особенностей: при запоминании слов: замены одного слова другим, неточное запоминание слова в определенной грамматической форме, трудности в воспроизведении названия действий; при запоминании текста особое значение имеет степень понимания, осмысления представленной в тексте информации плохослышащим ребенком.
Слайд 17: Организация учебной деятельности
организация и структурирование учебного материала; подбор ярких примеров; формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов; организация деятельности учителя; формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности самоконтроля.
Слайд 18: Организация учебной деятельности
В учебной ситуации для детей с нарушением слуха огромную компенсирующую роль играет: осознанное усвоение ими того материала, который недоступен непосредственному восприятию; догадки по контексту, по ситуации путем сопоставления с тем, что было сказано ранее, и т. п.
Слайд 19: Особенности речевого развития
Дети с незначительным понижением слуха испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи; до школы посещали массовый детский сад; испытывают трудности в усвоении программного материала; незначительные нарушения устной речи переносятся в письмо; достаточно объемный словарь, общее недоразвитие речи. Реабилитированные дети с разной степенью снижения слуха не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми; умеют читать и пишут без грубых ошибок; произношение смазанное, искаженное, стойкие аграмматизмы; объем словаря, по сравнению со слышащими, сниженный; испытывают затруднения при связном высказывании.
Слайд 21: Особенности мышления
Наглядное мышление сформировано гораздо лучше, чем словесно-логическое. Плохослышащие дети длительное время мыслят не словами, а образами. Это обусловливает отставание в речи в словесно-логическом мышлении. Мыслительные операции имеют специфические особенности за счет преобладания образного мышления над словесным
Слайд 22: Особенности развития личностной сферы
Особенности развития эмоциональной сферы обусловлены трудностями опознания интонационных и эмоциональных характеристик речи других людей, спецификой воспитания в семье. Межличностные отношения выстраиваются в первую очередь со взрослыми, а на их основе – формируется модель отношений с детьми. Самооценка может быть завышена.