Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения — презентация
logo
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Определение
  • Виды нарушения зрения
  • Классификация
  • Классификация
  • Речь
  • Восприятие и познавательная деятельность
  • Мышление
  • Внимание
  • Память
  • Особенности сферы общения
  • Физическое развитие и двигательная активность
  • Моторика
  • Бытовые навыки
  • Дефицитарное психическое развитие
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Уникальные методики обучения детей с нарушениями зрения
  • Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения
  • Формы коррекционной работы
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
  • Тест
1/25

Выполнили : Савина Валентина, Сенчугова Валерия, Свинолобова Виктория, Иванова Жанна, Кузюкова Татьяна

Изображение слайда

Слайд 2: Определение

Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

Изображение слайда

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными: Врожденные - обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения П риобретенные - последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга

Изображение слайда

Слайд 4: Классификация

1) Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения. Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: слепорожденные  — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы ослепшие  — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания)

Изображение слайда

Слайд 5: Классификация

2) Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций ( цвето - и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.

Изображение слайда

Слайд 6: Речь

Нарушение словарно-семантической стороны речи Появление «формализма» в использовании лексики: накопление значительного количества слов, не имеющих конкретного содержания Замедленность формирования речи в первоначальный период ее развития Преобладание запаса слов над запасом представлений В спонтанной речи: отсутствие отражения динамики сюжета, неумение вычленять и анализировать центральные, главные события в рассказе, трудности в соблюдении логичности связной речи

Изображение слайда

Наблюдается развитие всех видов сенсорно-перцептивной деятельности, но неравномерно: опора на слуховое и осязательное восприятие Восприятие неточно, фрагментарно и не всегда правильно Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно Недостаточная сформированность пространственных представлений.

Изображение слайда

Слайд 8: Мышление

Наглядно-действенное мышление: пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений о предметах и объектах окружающего мира => задержка формирования и развития наглядно-действенного мышления Наглядно-образное: возникают значительные затруднения в осуществлении более сложного зрительного анализа и синтеза. Понятийно(словесно-логическое) мышление: то же, что и у нормально видящих, но возникают трудности в анализе объектов, их изображений, анализ зачастую не такой планомерный, разносторонний и глубокий, как у зрячих сверстников.

Изображение слайда

Слайд 9: Внимание

Направленность, широта, переключение, сосредоточенность, устойчивость внимания оказываются под влиянием нарушенного зрения (снижены), но способны к высокому развитию Замедленный темп переключения внимания Снижение объема памяти

Изображение слайда

Слайд 10: Память

Успешнее узнаются и называются те объекты, которые чаще встречаются в предметно-практической деятельности У слабовидящих : нарушается восприятие признаков предметов и их изображений Недостаточная осмысленность запоминаемого материала Недостаточное развитие логической памяти (затруднения в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 11: Особенности сферы общения

Партнер нужен слепым как слушатель, а не как собеседник Принимают только положительные высказывания в свой адрес или доводы, подтверждающие их точку зрения Неумение понимать и принимать позицию другого человека, учитывать, что собеседнику могут быть неинтересны их переживания и проблемы

Изображение слайда

Слайд 12: Физическое развитие и двигательная активность

Ограничены движения, отдельные движения осуществляются с большой осторожностью, вялостью, медлительностью Положение тела несколько согнутое Передвигаются нерешительно Резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений

Изображение слайда

Слайд 13: Моторика

Моторная недостаточность, неловкость Отстают от сверстников по ловкости и точности движений, С задержкой развивается готовность руки к письму Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук Не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями

Изображение слайда

Слайд 14: Бытовые навыки

Недостаточная сформированность навыков социально-бытовой ориентировки (ухода за телом, бельем, одеждой, жилищем, приготовления пищи и т.п.), ориентировки в пространстве, общения

Изображение слайда

Слайд 15: Дефицитарное психическое развитие

Этот тип дизонтогенеза связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний ( сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.

Изображение слайда

Слайд 16

Значительные изменения происходят в физическом развитии Нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития

Изображение слайда

Слайд 17

Мышление Достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. Представление У детей с глубокими нарушениями зрения отмечается снижение уровня обобщенности и четкости, а также фрагментарность зрительных представлений. Основной причиной несоответствия образа оригиналу является недостаточность, неполнота чувственного опыта о предмете в результате слепоты или слабовидения. Слуховые представления Формируются так же, как и у нормально видящих детей, на основе слухового восприятия, воспроизведения и продуктивного воображения. При полной сохранности слухового анализатора направленность при формировании представлений должна сосредоточиваться на обеспечении компенсации слепоты и устранении дефектов зрения. Осязательные представления В дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения задерживается развитие действий с предметами. У этих детей характер знаний и представлений о внешнем мире может быть иным, чем у зрячих детей того же возраста. Обонятельные представления Обонятельные представления у детей с нарушением зрения играют важную роль в их жизни. Слепой воспринимает самые разнообразные запахи как сигналы о событиях, происходящих вокруг него.

Изображение слайда

Слайд 18

Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих, производственных, художественных, музыкальных и математических образов. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием оставшихся анализаторов и словесных описаний незрячие формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Изображение слайда

Слайд 19: Уникальные методики обучения детей с нарушениями зрения

Изображение слайда

Слайд 20: Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения

Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, составляет: 1) С одной стороны, охрана нарушенного зрения; 2) С другой стороны, развитие зрительного анализатора и всех высших психический функций

Изображение слайда

Слайд 21: Формы коррекционной работы

1) Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: рисование по трафаретам, рисование с натуры 2) Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения: парные изображения, точечные изображения, незаконченные изображения 3) Методические подходы обучения ориентирования в пространстве, на макро- и микроплоскости детей с нарушением зрения 4) Зрительная гимнастика в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения

Изображение слайда

Слайд 22

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Тест

1. К какому термину принадлежит данное высказывание: «этот тип связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрение, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний» А) замедленное психическое развитие Б) дефицитарное психическое развитие В) дисгармоническое психическое развитие 2. Как формулируется слуховое представление у слепых и слабовидящих детей? А) имеет дефекты в развитии Б) так же, как и у нормально видящих детей 3. Отличается ли мышление детей с нарушенным зрением от нормально видящих? А) нет, мышление находится на одинаковом уровне Б) мышление достигает высокого уровня из-за ограниченности восприятия предметов 4. Какие органы чувств остро развиты у слепых людей? А) только обоняние Б) только осязание В) все органы чувств, кроме зрения 5. Какую роль играет воображение у детей с нарушением зрения? А) с помощью воображения, они создают образы объектов, которые НЕ были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии Б) с помощью воображения, они создают образы объектов, которые были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии

Изображение слайда

Похожие презентации