Первый слайд презентации: Лекция № 2
План: 1 Общение. 2. Функции, виды, уровни общения.
Слайд 2
Общение зависит от прогноза, оценки ситуации. Поведенческий шаблон – навыки, освоенные личностью, в том числе, на основе представлений (о поступках).
Слайд 3
Опасения и соответствующие им защитные реакции лежат в основе отрицательной модели ситуации.
Слайд 4
Ошибки атрибуции – общие ошибки при оценке причин того или иного поведения, как собственного, так и окружающих.
Слайд 5
Например, «фундаментальная ошибка атрибуции» - тенденция недооценивать влияние внешней ситуации и переоценивать влияние личности и наоборот.
Слайд 6
К общим факторам не успешности ощени относятся: - оценочное мышление (привычка говорить и мыслить о людях с позции крайних оценок, поиск виноватых).
Слайд 7
- стереотипы (шаблонные образы поведения и мышления, из которых следуют готовые способы решения проблем, ведущие к рутинности, схематичности поведения).
Слайд 8
- нереалистические представления, нарушающие эмоциональные отношения: например, иллюзорные модели любви и дружбы в виде «единственного предназначенного человека», «превосходства над потенциальными соперниками», «постоянного одобрения в дружбе».
Слайд 9
Установка на восприятие другого человека может быть: Позитивной; Негативной; Адекватной.
Слайд 10
При позитивной установке (неосознанно доверчивое отношение) происходит переоценка положительных качеств и способностей человек, проявляющаяся в повышенном доверии по отношению к данному лицу, готовности согласиться со всеми его высказываниями и разделить взгляды на происходящее.
Слайд 11
Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
Слайд 12
Адекватная установка, включающая и позитивное, и негативное отношение, принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательнх черт («Медсестра грубая, но руки – золотые».
Слайд 13
Искажение восприятия партнера по общению может быть обусловлено следующими факторами: - эффектом ореола, когда общее представление доминирует над частным; - эффектом последовательности (формирование образа априори);
Слайд 14
- «авансированием» - завышенными ожиданиями от общения; - «проецированием» - переносом собственных представлений, мыслей и чувств на других.
Слайд 15
Решение проблем общения может быть достигнуто путем анализа собственного поведения; предвидения последствий своих поступков и отношений; формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением.
Слайд 16
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Слайд 17
Чтобы общение, как взаимодействие, происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
Слайд 18
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, вдержка пауз. Обсуждение интересующей проблемы.
Слайд 20: Функции, виды, уровни общения
1. Социальные функции общения а) Организация совместной деятельности б)Управление поведением и деятельностью в)Контроль
Слайд 21
2. Психологические функции общения а) Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении в) Функция самоутверждения
Слайд 22: Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть:
Слайд 23
1.1 Формальное, т.е. обусловленное социальными функциями и регламентированное как по форме, так и по содержанию. Необходимыми его условиями являются знание и понимание социальных ролей участников, соблюдение ими правил и норм поведения, соответствующих данным ролям.
Слайд 24
Каждый из партнеров ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальным статусом. Направлено на организацию совместной деятельности и выполнение профессиональных задач. Формальное общение несвободно от влияния личностных факторов;
Слайд 25
1.2 Когда взаимные симпатии и антипатии приобретают ведущую роль в процессе общения. Его цель – установление психологического контакта с партнером для удовлетворения естественной потребности каждого человека в признании и принятии в сохранении душевного равновесия.
Слайд 26
Наполнено личностным содержанием и связано со стремлением индивида к развитию через самораскрытие, возможное только в процессе общения.
Слайд 27
Границы между формальным и неформальным общением часто условны. Полное отсутствие неформального компонента в производственных отношениях сказывается негативно: оно ведет к состоянию дискомфорта и вызывает чувство «промышленной тоски»
Слайд 29
1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).
Слайд 30
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями). 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
Слайд 31
2. По целям общение делиться на: 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).
Слайд 32
2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
Слайд 33
3. По средствам общение может быть: 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
Слайд 34
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Слайд 36
5. По характеру используемых средств: 5.1 Вербальное (словестно-речевое), в основе которого лежит диалог; 5.2 Невербальное (мимика, жесты, интонации).
Слайд 38: Выделяют следующие виды общения (С.И. Самыгин):
«Контакт масок» - это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.
Слайд 39
Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.).
Слайд 40
Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Слайд 41
В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия.
Слайд 42
Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач - не имеет необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
Слайд 43
Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен - то активно вступает в контакт, если мешает - отталкивает.
Слайд 44
Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидентов.
Слайд 45
Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др.
Слайд 46
С другой стороны, формирование примитивного общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача.
Слайд 47
Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
Слайд 48
Формально - ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Слайд 49
Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приеме.
Слайд 50
Деловое общение. Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
Слайд 51
При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
Слайд 52
Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой из участников общения.
Слайд 53
Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедания мед работника.
Слайд 54
6. Манипулятивное общение. Также, как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.
Слайд 55
Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
Слайд 56
Чтобы общение как взаимодействие происходило безпроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
Слайд 57
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Слайд 58
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.