Лекция № 2 — презентация
logo
Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Функции, виды, уровни общения.
  • Лекция № 2
  • Виды общения.
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Уровни общения
  • Выделяют следующие виды общения (С.И. Самыгин):
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
  • Лекция № 2
1/59

Первый слайд презентации: Лекция № 2

План: 1 Общение. 2. Функции, виды, уровни общения.

Изображение слайда

Слайд 2

Общение зависит от прогноза, оценки ситуации. Поведенческий шаблон – навыки, освоенные личностью, в том числе, на основе представлений (о поступках).

Изображение слайда

Слайд 3

Опасения и соответствующие им защитные реакции лежат в основе отрицательной модели ситуации.

Изображение слайда

Слайд 4

Ошибки атрибуции – общие ошибки при оценке причин того или иного поведения, как собственного, так и окружающих.

Изображение слайда

Слайд 5

Например, «фундаментальная ошибка атрибуции» - тенденция недооценивать влияние внешней ситуации и переоценивать влияние личности и наоборот.

Изображение слайда

Слайд 6

К общим факторам не успешности ощени относятся: - оценочное мышление (привычка говорить и мыслить о людях с позции крайних оценок, поиск виноватых).

Изображение слайда

Слайд 7

- стереотипы (шаблонные образы поведения и мышления, из которых следуют готовые способы решения проблем, ведущие к рутинности, схематичности поведения).

Изображение слайда

Слайд 8

- нереалистические представления, нарушающие эмоциональные отношения: например, иллюзорные модели любви и дружбы в виде «единственного предназначенного человека», «превосходства над потенциальными соперниками», «постоянного одобрения в дружбе».

Изображение слайда

Слайд 9

Установка на восприятие другого человека может быть: Позитивной; Негативной; Адекватной.

Изображение слайда

Слайд 10

При позитивной установке (неосознанно доверчивое отношение) происходит переоценка положительных качеств и способностей человек, проявляющаяся в повышенном доверии по отношению к данному лицу, готовности согласиться со всеми его высказываниями и разделить взгляды на происходящее.

Изображение слайда

Слайд 11

Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Изображение слайда

Слайд 12

Адекватная установка, включающая и позитивное, и негативное отношение, принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательнх черт («Медсестра грубая, но руки – золотые».

Изображение слайда

Слайд 13

Искажение восприятия партнера по общению может быть обусловлено следующими факторами: - эффектом ореола, когда общее представление доминирует над частным; - эффектом последовательности (формирование образа априори);

Изображение слайда

Слайд 14

- «авансированием» - завышенными ожиданиями от общения; - «проецированием» - переносом собственных представлений, мыслей и чувств на других.

Изображение слайда

Слайд 15

Решение проблем общения может быть достигнуто путем анализа собственного поведения; предвидения последствий своих поступков и отношений; формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Изображение слайда

Слайд 16

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Изображение слайда

Слайд 17

Чтобы общение, как взаимодействие, происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

Изображение слайда

Слайд 18

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, вдержка пауз. Обсуждение интересующей проблемы.

Изображение слайда

Слайд 19

Решение проблемы. Завершение контакта (выход из него).

Изображение слайда

1. Социальные функции общения а) Организация совместной деятельности б)Управление поведением и деятельностью в)Контроль

Изображение слайда

Слайд 21

2. Психологические функции общения а) Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении в) Функция самоутверждения

Изображение слайда

Слайд 22: Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть:

Изображение слайда

Слайд 23

1.1 Формальное, т.е. обусловленное социальными функциями и регламентированное как по форме, так и по содержанию. Необходимыми его условиями являются знание и понимание социальных ролей участников, соблюдение ими правил и норм поведения, соответствующих данным ролям.

Изображение слайда

Слайд 24

Каждый из партнеров ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальным статусом. Направлено на организацию совместной деятельности и выполнение профессиональных задач. Формальное общение несвободно от влияния личностных факторов;

Изображение слайда

Слайд 25

1.2 Когда взаимные симпатии и антипатии приобретают ведущую роль в процессе общения. Его цель – установление психологического контакта с партнером для удовлетворения естественной потребности каждого человека в признании и принятии в сохранении душевного равновесия.

Изображение слайда

Слайд 26

Наполнено личностным содержанием и связано со стремлением индивида к развитию через самораскрытие, возможное только в процессе общения.

Изображение слайда

Слайд 27

Границы между формальным и неформальным общением часто условны. Полное отсутствие неформального компонента в производственных отношениях сказывается негативно: оно ведет к состоянию дискомфорта и вызывает чувство «промышленной тоски»

Изображение слайда

Слайд 28

1.3 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Изображение слайда

Слайд 29

1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).

Изображение слайда

Слайд 30

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями). 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

Изображение слайда

Слайд 31

2. По целям общение делиться на: 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).

Изображение слайда

Слайд 32

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

Изображение слайда

Слайд 33

3. По средствам общение может быть: 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Изображение слайда

Слайд 34

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Изображение слайда

Слайд 35

4. По числу участников: 4.1 Парное, 4.2 Групповое, 4.3 Межгрупповое.

Изображение слайда

Слайд 36

5. По характеру используемых средств: 5.1 Вербальное (словестно-речевое), в основе которого лежит диалог; 5.2 Невербальное (мимика, жесты, интонации).

Изображение слайда

Общение может происходить на различных уровнях:

Изображение слайда

Слайд 38: Выделяют следующие виды общения (С.И. Самыгин):

«Контакт масок» - это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.

Изображение слайда

Слайд 39

Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.).

Изображение слайда

Слайд 40

Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Изображение слайда

Слайд 41

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия.

Изображение слайда

Слайд 42

Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач - не имеет необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

Изображение слайда

Слайд 43

Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен - то активно вступает в контакт, если мешает - отталкивает.

Изображение слайда

Слайд 44

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидентов.

Изображение слайда

Слайд 45

Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др.

Изображение слайда

Слайд 46

С другой стороны, формирование примитивного общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача.

Изображение слайда

Слайд 47

Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

Изображение слайда

Слайд 48

Формально - ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Изображение слайда

Слайд 49

Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приеме.

Изображение слайда

Слайд 50

Деловое общение. Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

Изображение слайда

Слайд 51

При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Изображение слайда

Слайд 52

Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой из участников общения.

Изображение слайда

Слайд 53

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедания мед работника.

Изображение слайда

Слайд 54

6. Манипулятивное общение. Также, как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.

Изображение слайда

Слайд 55

Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Изображение слайда

Слайд 56

Чтобы общение как взаимодействие происходило безпроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Изображение слайда

Слайд 57

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Изображение слайда

Слайд 58

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция № 2

3. Обсуждение интересующей проблемы. 4. Решение проблемы. 5. Завершение контакта (выход из него).

Изображение слайда

Похожие презентации