Первый слайд презентации: Лекция №6 Деловые ПЕРЕГОВОРы
Слайд 2: План лекции:
1. Деловые переговоры: вопросы теории. 2. Протокольные аспекты переговорного процесса. 3. Психологические аспекты проведения переговоров.
Переговоры – это способ общения, направленный на достижение согласия в ситуации, когда у оппонентов есть общие интересы.
Слайд 4: Виды переговоров
1. Коммерческие переговоры 2. Некоммерческие переговоры 2.1.политические переговоры 2.2. собеседование при приеме на работу и увольнении 2.3. психологические переговоры
Слайд 5: Этапы ведения переговоров:
1. Уточнение интересов, позиций, целей. 2. Обсуждение позиций. 3. Согласование позиций
Слайд 6: Виды подходов
Мягкий подход Жесткий подход Гарвардский подход (принципиальный подход)
Слайд 7
Мягкий подход Жесткий подход Участники — друзья Участники — противники Цель — соглашение Цель — победа Делать уступки Требовать уступок Придерживаться мягкого курса Придерживаться жесткого курса Доверять другим Не доверять другим Легко менять свою позицию Твердо придерживаться своей позиции Делать предложения Угрожать Допускать односторонние потери ради соглашения Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение Настаивать на соглашении Настаивать на своей позиции Поддаваться давлению Применять давление
Слайд 8: Гарвардский подход
Авторы Гарвардского подхода: Роджер Фишер, Уильям Юрии и Брюс Патон
Слайд 9: Гарвардский подход
Люди Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров Интересы Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях Варианты Прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей Критерии Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме
Слайд 10: Проблемы переговоров
1. Люди часто говорят не так, чтобы быть понятыми 2. Люди часто не обращают внимание на ваши слова 3. Люди часто понимают не то, что на самом деле было сказано
Слайд 11
Гарвардский (принципиальный) подход Участники вместе решают проблему Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно Отделить людей от проблемы Придерживаться мягкого курса в отношении с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблем Продолжать переговоры независимо от степени доверя Концентрироваться на интересах, а не на позициях Анализировать интересы Обдумывать взаимовыгодные варианты Настаивать на применении объективных критериев Размышлять и быть открытым для доводов других. Уступать доводам, а не давлению
Слайд 12: Задачи переговорного процесса:
налаживание эффективной коммуникации анализу существующих интересов использование объективных критериев
Слайд 13: Барьеры
Барьеры Пути преодоления Ваша реакция. Их эмоции. Их позиция. Их неудовлетворенность. Их сила Станьте на их сторону. Переформулируйте. Постройте золотой мост. Используйте силу для воспитания.
Слайд 14: Ошибки при ведении переговоров
Подготовке к переговорам не уделяется должного внимания. Подготовка к переговорам, по данным ряда исследователей, должна занимать до 80% «Внутренние переговоры»недопустимы. Если какие-то вопросы остались несогласованными внутри делегации или возникли новые проблемы, следует предложить партнеру сделать перерыв; Прорабатывая предложения, обязательно решите вопросы возможной их реализации;·
Слайд 15: Ошибки при ведении переговоров
Избегайте включать в делегацию тех, кто не обладает достаточным уровнем профессионализма. Это может отрицательно повлиять на ваш имидж; Завышенный количественный состав делегации ведет к снижению эффективности работы на переговорах. · Не учитываются особенности делового общения и этикета партнера из другой страны, что ведет к взаимонепониманию на переговорах. Ошибки при ведении переговоров
Слайд 16: Процесс переговоров включает три основных стадии:
Подготовка к переговорам Процесс ведения переговоров Анализ результатов переговоров
Слайд 17: ПОДГОТОВКА ПЕРЕГОВОРОВ
Составление программы Время и место проведения переговоров Формирование делегации Порядок встречи прибывающей делегации Протокольные нормы знакомства и представления Рассадка по автомобилям Визит вежливости
Слайд 18: ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛЕГАЦИИ
Принцип равенства численного состава делегации
Слайд 19: Порядок рассадки по старшинству:
1 – глава прибывшей делегации 2 – глава встречающей делегации 3 – сопровождающее лицо главы прибывшей делегации 4 – сопровождающее лицо главы встречающей делегации 2 3 1 4
Слайд 20: Если гость прибыл с супругой, то для супруг глав делегаций предоставляется отдельный автомобиль:
1 – супруга главы прибывшей делегации 2 – супруга главы встречающей делегации 3 – сопровождающее лицо супруги главы прибывшей организации 4 – сопровождающее лицо супруги встречающей делегации 2 3 1 4
Слайд 21: В случае прибытия иностранной делегации предполагается следующая рассадка в автомобиле
1 – глава иностранной делегации 2 – глава встречающей делегации 3 – переводчик Подобная рассадка в автомобиле с супругами глав делегаций. 2 1 3
Слайд 22: Рассадка по автомобилям
Первым садится и выходит пассажир занимающий наиболее почетное место Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа
Слайд 23: ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ
Протокольный визит вежливости длится 20-30 минут Через 5-7 минут подается чай, кофе и легкое угощение. Спиртные напитки исключаются! Инициатива ведения беседы находится у принимающей стороны, инициатива ухода принадлежит гостям.
Слайд 25: ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
Подготовка помещения Рассадка за столом переговоров Рабочий язык переговоров Кофе-брейк Запись беседы Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Слайд 26
без переводчика Ниже ранг Ниже ранг Первый заместитель Уважаемый гость Второй заместитель Выше ранг Ниже ранг Второй заместитель Глава Принимающей стороны Первый заместитель Ниже ранг Первый заместитель Уважаемый гость Второй заместитель Выше ранг Ниже ранг Выше ранг Выше ранг Выше ранг Командно-президентская рассадка за столом переговоров
Слайд 27
с переводчиком Ниже ранг переводчик Глава Принимающей стороны Первый заместитель Ниже ранг Нижеранг Первый заместитель Уважаемый гость переводчик Выше ранг Ниже ранг Выше ранг Выше ранг Выше ранг Командно-президентская рассадка за столом переговоров
Слайд 28: Принципы рассадки за столом переговоров
Принцип 1 : гости сидят лицом к входной двери, если дверь находится в центре Принцип 2: гости сидят лицом к окнам, если дверь находится сбоку
Слайд 29: Рассадка за столом переговоров
Если в переговорах участвуют три и более стороны, то рассадка происходит в алфавитном порядке по часовой стрелке Руководители делегаций председательствуют по очереди в алфавитном порядке, или на первом заседании председательствует главное принимающее лицо, далее – по алфавиту Америка Италия Главное принимающее лицо Китай Япония Перу Белоруссия Турция Германия Украина
Слайд 31: Рабочий язык переговоров
Если гости представляют другую страну, переговоры ведутся на языке одной из сторон Как правило на языке принимающей стороны или третьей стороны
Слайд 32: КОФЕ-БРЕЙК
В перерыве принято подавать угощение: чай, кофе, печенье, конфеты, фрукты. Желательно кофе-брейк организовывать в отдельном помещении, хотя возможна организация кофе-брейка в помещении, где проводятся переговоры.
Слайд 33: ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
По итогам переговоров оформляется так называемая дневниковая запись, в которой фиксируются следующие данные: Название фирмы-партнера, дата, место и время начала переговоров Участники переговоров (фамилия, должность) с обеих сторон Основные обсуждавшиеся вопросы Мнение сторон по обсуждавшимся вопросам Достигнутая договоренность или позиция сторон по разногласиям Запись о вручении каких-либо документов с приложением копий этих документов Если речь идет о деловой беседе, следует указать, была ли беседа « один-на-один » или велась с помощью переводчика
Слайд 34: Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
Слайд 35: Этапы переговорного процесса:
1) установление контакта; 2) ориентации в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели; 3) выход из контакта.
Слайд 36: Деловая визитная карточка
На деловой визитной карточке должны быть четко обозначены ваши фамилия и имя (отчество), название вашей фирмы или организации и ваша должность, полный почтовый адрес и другие сведения. Деловая визитная карточка без адреса не соответствует нормам этикета (исключение составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица). Обмен визитными карточками ведётся строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Если партнёры находятся на одном должностном уровне, первым вручает визитную карточку младший по возрасту. Вручая визитную карточку, произнесите свою фамилию вслух, чтобы партнёр мог без ошибок её произносить. Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том же порядке, в каком сидят партнёры.
Слайд 37: Эффекты восприятия
Эффект ореола Эффект стереотипизации Эффект первичности и новизны
Слайд 39: Стили делового общения
Ориентация на действия Ориентация на процесс Ориентация на людей Ориентация на себя
Слайд 40: Типы деловых собеседников
Нигилист Позитивный Всезнайка Болтун Трусишка Хладнокровный Незаинтересованный «Важная птица» Почемучка
Слайд 41: Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Деловой этикет предполагают соблюдение таких этических норм и правил, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать. Являться на переговоры надо вовремя. Любая деловая беседа начинается после взаимных приветствий и краткого обмена любезностями ( деловой комплимент ) При знакомстве, как правило, проходит обмен визитками, гости подают свои визитки первыми обмен начинается с самого высокопоставленного участника. Вручая свою визитку, следует произнести вслух имя и фамилию. Полученные визитки не следует сразу прятать.
Слайд 42: Нормы этикета и такта при ведении переговоров
Предмет переговоров должен быть заранее оговорен, любая импровизация допустима если только она не идет вразрез с планом переговоров. Во время переговоров говорите медленн о, но не монотонно, не забывайте делать паузы и правильно интонируйте свою речь. Не допускается снимать пиджак и распускать узел галстука. Мобильные телефоны необходимо переводить в беззвучный или виброрежим. Неприличным считается посматривать во время переговоров на часы. Этот жест воспринимается как сигнал к окончанию переговоров. Чай, кофе или прохладительные напитки по законам этикета подаются спустя 10 минут после начала переговоров.
Слайд 43: Online -переговоры
Видеосвязь и онлайн-конференции IP-телефония ( Internet Protocol ) SIP -телефония ( Session Initiation Protocol )
Слайд 44: Этикетные рекомендации для проведения конференц- коллов
1. Предупреждайте технические проблемы заранее 2. Подготовьтесь к звонку и узнайте побольше о своих собеседниках 3. Строго следите за временем 4. Не опаздывайте на конференции- коллы 5. Не нужно сразу паниковать, если кто-то из участников не выходит на связь 6. Если неполадки на вашей стороне – перезвоните сами 7. Если случился форс-мажор, сохраняйте спокойствие и действуйте по ситуации. 8. Выключайте микрофон, если не собираетесь говорить (фоновый шум). 9. Если есть возможность, вкючите видео 10. Смотрите в веб-камеру. 11. Не звоните прямо в пижаме из кровати. 12. Если вы хотите записать звонок – предупреждайте об этом всех участников. И, наконец, последнее – напишите письмо по итогам звонка