Первый слайд презентации: Методика формирования естественнонаучных понятий. Методы обучения естествознанию
Тема 2.
Слайд 3: Сущность понятия
Педагогика: Понятие — это «форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков» Философия, логика, психология: Понятие — это обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов и явлений
Слайд 4
Как может проходить образование и развитие понятий? Требования к формированию понятия: число существенных признаков должно обеспечивать его трактовку как первоначального; должно иметь объем элементов знаний, необходимых для дальнейшего развития; существенные признаки его должны быть подтверждены оптимальным количеством фактов; должны быть рассмотрены взаимосвязи рассматриваемого понятия с другими понятиями.
Слайд 5
Основание : психофизиологической особенностью мышления младших школьников является конкретность, образность. Условия : учет уже имеющихся представлений и жизненного опыта учащихся; обеспечение восприятия предметов и явлений природы всеми органами чувств. «От живого созерцания — к абстрактному мышлению, а от него — к практике» (философская теория познания, методология) Вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного
Слайд 8: Как формируется представление?
Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов = > условие развития мышления и воображения школьников Пути образования восприятий – создание образа с помощью натуральных объектов; их изображениями; слова.
Слайд 9: Алгоритм формирования понятия
Представление – образ предмета Процессы осмысления и обобщения Выделение общих существенных признаков предметов и явлений Формирование сущности понятия (значения) Способы образования понятий (восприятия, представления): стихийно; искусственно – под руководством учителя.
Развитие понятия Способы работы : повторение знаний, выяснение, оживление имеющегося опыта; на этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним
Слайд 12: Методы — это
способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. (Б.П. Есипов) способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. (Ю.К. Бабанский)
Слайд 13: Бинарная номенклатура методов (Е. Райков)
Основа классификации: - характер восприятия учебного материала; - направление логического процесса.
Слайд 16: Практические методы обучения
Метод распознавания и определения признаков – основан на анализе внешних морфологических и частично анатомических особенностей предметов и явлений. Инструктаж – инструкция по выполняемым действиям. Наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Эксперимент – привнесение некоторого искусственного элемента в естественный процесс. Моделирование – на основе созданного в сознании образа учащийся сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете, явлении.
Слайд 18
Методические приемы — это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания и учения
Слайд 22: Методы и приемы стимулирования познавательного интереса
Метод: Познавательная (дидактическая) игра Приемы: игровая задача, игровые мотивы, учебное решение задач. Виды игр: - игры, способствующие формированию умения классификации; - игры, направленные на выявление природных связей, сущности явлений; игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой. Формы проведения: игры-путешествия, конкурс-аукцион. Метод: Занимательные упражнения Формы: загадки, кроссворд, ребус, чайнворд, викторина.
Слайд 23
Методы формирования чувства родства с природой Метод поиска сходства природных объектов с человеком Приемы: - выявление морфологического, физиологического, поведенческого сходства; - проведение аналогий при пользовании экологическими понятиями; - (цепи питания экологических пирамид) Метод обращения к истокам Приёмы: введение в содержание природоведческих элементов эволюционного учения; использовании терминологии, принятой среди родственников.
Слайд 24
Методы формирования субъективного отношения Метод экологической идентификации. Метод экологической эмпатии. Метод экологической рефлексии. Методы формирования эстетических отношений к природе Метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы. Метод раскрытия внутренней гармонии природы. Метод "сгущения" красоты природы средствами искусства.
Последний слайд презентации: Методика формирования естественнонаучных понятий. Методы обучения естествознанию
Проблемно - поисковые методы Метод проблемного изложения. частично-поисковый (эвристический метод - 4 этапа); исследовательский. Методы обучения технологиям взаимодействия с природой Метод экологических ожиданий. Метод ритуализации экологической деятельности.