Первый слайд презентации: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
1 ) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки.
- принцип активности; -принцип единства сознания и деятельности; -принцип детерминизма; -принцип развития; - принцип историзма; - принцип системности.
Слайд 5: ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
Личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования). Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода "машину", которая пассивно откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях когнитивной психологии.
Слайд 6: Принцип активности
На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности, с проблемой мотивации.
Слайд 7: ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
Слайд 8: Принцип детерминизма
Разрабатывался и обосновывался С.Л. Рубинштейном. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психических явлений.
Слайд 9: Принцип детерминизма
Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Этот подход выте с нил интроспективную методологию и соотве т ствующую ей организацию психологического исследования. Вместо самонаблюдения пришел объективный метод.
Слайд 10: Принцип детерминизма
Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.
Слайд 11: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
Разрабатывался А.Н. Леонтьевым. Предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.
Слайд 12: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
С. Руб и нштейн включил понятие развития в систему понятий общей психологии и возвел его в статус важнейшего методологического принципа психологической науки.
Слайд 13: ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА
Разработан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. Психическое развитие и, в частности, развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и, в свою очередь, так же определяется ими.
Слайд 14: ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
Разрабатывался Б.С. Ломовым. Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое.
Последний слайд презентации: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ: ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня; 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое.